ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
статья по логопедии (старшая группа)

Винникова Евгения Ивановна

В статье представлены содержание и результаты диагностики состояния навыков программирования речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и минимальными дизартрическими расстройствами, которые могут быть применены в системе дифференцированной коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников.            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_dlya_ns.docx46.55 КБ

Предварительный просмотр:

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Винникова Евгения Ивановна

Игнатьева Светлана Александровна

Аннотация

          В статье представлены содержание и результаты диагностики состояния навыков программирования речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и минимальными дизартрическими расстройствами, которые могут быть применены в системе дифференцированной коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников.            

          Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, минимальные дизартрические расстройства.

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития речи ребенка. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения навыками речевого высказывания.

Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия (минимальные дизартрические расстройства): по данным Е.Ф. Архиповой, до 50% детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и до 35% детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) имеют стертую дизартрию [1].

Ведущими в структуре речевого дефекта у детей с минимальными дизартрическими расстройства (МДР) являются стойкие нарушения звукопроизношения, представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции, которые вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей [1, 2, 3, 4].

В констатирующем эксперименте, который проводился с целью выявления состояния навыков программирования речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и минимальными дизартрическими расстройствами, принимало участие 14 детей 5-6-летнего возраста. В исследовании участвовало 7 детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) и МДР, которые составили экспериментальную группу, а также 7 детей с нормативным речевым развитием, которые составили контрольную группу.

В процессе обследования использовались адаптированные варианты материалов, опубликованные в работах В.А. Киселевой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Н.М. Трубниковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.

Методика констатирующего эксперимента включала 6 серий.

  1. Изучение состояния речевой моторики.
  2. Изучение состояния звукопроизношения.  
  3. Исследование фонематического восприятия (3 задания).
  4. Определение состояния словарного запаса (10 заданий).
  5. Обследование грамматического строя речи (13 заданий)
  6. Выявление состояния связной речи (3 задания).

Для всех разделов исследования была разработана балльная система количественной оценки. Максимальное количество баллов, которое мог получить ребенок за выполнение определенного задания, – 5 баллов.

         Результаты исследования состояния речевой моторики у детей экспериментальной группы показали, что движения выполняются не в полном объеме, замедлены, напряжены, быстро истощаемы, требуют от ребенка усилий. Особенно это выражено при движении языка вперед, вверх и в стороны. Для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция. У детей данной группы наблюдается поиск позы во многих заданиях, темп выполнения и переключаемость снижены.

Результаты обследования состояния речевой моторики детей показали уровень успешности выполнения заданий – 46% в экспериментальной группе и 92% – в контрольной группе.

Результаты обследования звукопроизношения у детей контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты обследования звукопроизношения у детей контрольной и экспериментальной групп

Дефекты звукопроизношения

Дети с МДР

(количество случаев)

Дети с нормативным речевым развитием (количество случаев)

Замена

7

1

Искажение

7

0

Пропуск

7

0

Смешение

7

0

Итого:

28

1

Результаты обследования фонематического восприятия и словарного запаса у детей экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2 – Результаты обследования фонематического восприятия у детей с МДР и с нормативным речевым развитием

Имя ребенка

Предлагаемые задания, оценка в баллах

Различение слов-квазиомонимов

Повторение слов с фонетически близкими звуками

Определение правильности произносимых слов

Оценка за серию

Дети с МДР

Денис С.

2

2

2

2

Вова Л.

2

2

2

2

Лиза З.

4

2

4

3,3

Никита С.

3

2

3

2,7

Миша С.

4

2

4

3,3

Женя Г.

2

2

2

2

Даша И.

2

2

2

2

Средний балл

2,7

2

2,7

2,5

Дети с нормативным речевым развитием

Лена К..

4

3

5

4

Артем Х.

5

4

5

4,7

Леша К.

5

3

5

4,3

Таня Н.

5

5

5

5

Оля Г.

5

5

5

5

Вика В.

5

4

5

4,7

Гена Е.

4

4

5

4,3

Средний балл

4,7

4

5

4,6

Таблица 3 – Результаты обследования словарного запаса у детей с МДР

и с нормативным речевым развитием

Имя ребенка

Предлагаемые задания, оценка в баллах

Называние предметов

Употребление названия действий

Определение названия предмета по описанию

Подбор определений к предмету

Называние детенышей животных

Называние профессий

Подбор антонимов

Подбор синонимов

Дополнение предложений

Определение уровня обобщений

Оценка за серию

Дети с МДР

Денис С.

3

2

3

2

3

2

2

1

3

2

2,3

Вова Л.

3

2

4

2

3

2

2

1

4

2

2,5

Лиза З.

4

2

3

2

3

2

3

2

4

2

2,7

НикитаС.

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2,5

Миша С.

4

2

3

2

3

2

2

3

3

2

2,6

Женя Г.

3

2

4

2

2

2

3

2

3

2

2,5

Даша И.

3

2

3

2

3

2

2

1

4

2

2,4

Средний

3,2

2

3,3

2

2,9

2

2,4

1,7

3,4

2

2,5

Дети с нормативным речевым развитием

Лена К.

5

5

5

5

5

5

5

4

5

4

4,8

Артем Х.

5

5

5

4

5

5

5

5

5

4

4,8

Леша К.

5

5

5

4

5

4

4

4

5

5

4,6

Таня Н.

4

4

5

4

5

4

4

3

5

5

4,3

Оля Г.

5

4

5

5

5

5

5

4

5

4

4,7

Вика В.

5

5

5

4

5

4

5

4

5

5

4,7

Гена Е.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

Средний

4,9

4,7

5

4,4

5

4,6

4,7

4,1

5

4,6

4,7

       

         При обследовании грамматического строя речи у детей с ОНР и МДР отмечаются ошибки при выполнении заданий на образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, многочисленные ошибки в предложно-падежном управлении.

Наибольшие трудности у детей вызвали задания на различение глаголов с приставками и глаголов совершенного и несовершенного рода, дети допускали многочисленные ошибки, требовалась помощь взрослого в виде уточняющих или побуждающих вопросов, контекстной подсказки. Навыки словообразования у детей экспериментальной группы находятся на низком уровне, требуется значительная помощь в виде уточнений, разбора образца, подсказки. Задания на образование притяжательных прилагательных оказались недоступными для большинства детей, несмотря на помощь.

Результаты обследования грамматического строя у детей экспериментальной и контрольной групп представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Результаты обследования грамматического строя речи у детей экспериментальной и контрольной групп

Имя ребен-ка

Предлагаемые задания, оценка в баллах.

Употребление сущ. в им. п. мн.ч.

Употребление сущ. в род.п.

Употребление сущ. в дат.п.

Употребление сущ. в вин.п. ед.ч.

Употребление сущ. в тв.п.

Употребление сущ. в п.п.

Согласование сущ. с прил. в р. и ч.

Согласование гл. с сущ. в р. и ч.

Различение глаг. сов. и несов.в.

Дифференциация глаг. с приставками

Употребление предл. и предл.-нар.

Образование прил. от сущ.

Употребление уменьш.-ласк. форм

Оценка за серию

Дети с МДР

Денис С.

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

2

2

4

2,8

Вова Л.

3

2

2

2

3

2

2

4

2

2

3

2

3

2,5

Лиза З.

3

3

3

2

3

2

3

4

2

2

3

2

4

2,8

НикитаС

2

3

2

3

2

3

2

3

3

2

3

2

4

2,6

Миша С.

3

3

3

3

2

3

3

4

2

2

2

2

3

2,7

Женя Г.

3

3

3

2

3

3

3

3

2

3

2

2

4

2,8

Даша И.

3

3

3

3

3

3

2

4

2

3

2

3

4

   2,9

Среднийбалл

2,9

2,9

2,7

2,6

2,7

2,7

2,4

3,6

2,3

2,4

2,4

2,1

3,7

2,7

Дети с нормативным речевым развитием

Лена К.

4

4

4

5

4

4

4

5

4

5

4

5

5

4,4

Артем Х.

4

5

5

4

5

4

4

5

3

4

3

4

5

4,2

Леша К.

5

5

5

5

4

5

5

4

4

4

3

5

5

4,5

Таня Н.

5

5

5

4

5

5

5

5

4

5

4

4

5

4,7

Оля Г.

4

4

4

4

5

4

5

5

4

5

4

5

5

4,5

Вика В.

4

4

4

5

5

4

4

5

5

5

4

4

5

4,5

Гена Е.

5

4

5

5

4

4

4

4

4

5

5

5

5

4,5

Средний  балл

4,4

4,4

4,6

4,6

4,6

4,3

4,4

4,7

4

4,7

3,8

4,6

5

4,5

При обследовании состояния связной речи у детей экспериментальной группы отмечаются многочисленные паузы при пересказе, пропуски частей текста, лексика авторского текста не сохраняется, преобладают простые распространенные предложения, отмечается аграмматизм. При составлении рассказов по сюжетной картинке отмечались многочисленные паузы, требовалась помощь в виде вопросов, подсказок, рассказ сводился к констатации фактов, изображенных на картинке. Для детей с ОНР и МДР характерны нарушения порядка слов в предложениях, соскальзывание на побочные темы, многократные повторы слов.

Результаты обследования состояния связной речи детей показали уровень успешности выполнения заданий 50% в экспериментальной группе и 82% – в контрольной группе.

Сравнительные результаты состояния экспрессивной речи у детей контрольной и экспериментальной групп представлены на рисунке.

Рисунок – Уровни успешности выполнения заданий по выявлению состояния экспрессивной речи у детей контрольной и экспериментальной групп

Таким образом, показатели состояния экспрессивной речи у детей экспериментальной группы более чем в два раза ниже показателей детей контрольной группы. У детей с ОНР и МДР речевые нарушения носят сложный системный характер. Процесс формирования навыков программирования речевых высказываний у дошкольников с ОНР и МДР характеризуется общими и специфическими особенностями, как внутреннего программирования, так и внешнего оформления речевого высказывания.

Это создает дополнительные специальные трудности в коррекции речевых нарушений, в овладении дошкольниками образовательным программным материалом, ведет к отставанию в развитии общих познавательных способностей и высших психических функций.

Литература

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 319 с.
  2. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. – 2000.  – № 1. – С. 24-26.
  3. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов.   – М. : Школьная пресса, 2012.  – 138 с.
  4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье освещаются вопросы формирования монологической речи в соответствии с периодами обучения, задачи подготовительного этапа обучения, методические принципы формирования связной речи. Предс...

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Помощь воспитателю в развитии функции словообразования в экспрессивной речи у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Данный материал поможет воспитателю разобраться с некоторыми терминами, обозначающими нарушения детской речи, организовать педагогический процесс таким образом, чтобы он мог улучшить речевые умения и ...

Изучение состояния монологической (пересказа) речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается значительное отставание в формировании навыков монологической речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекци...