Главные вкладки

    Изучение состояния монологической (пересказа) речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
    статья по логопедии (старшая группа) на тему

    У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается значительное отставание в формировании навыков монологической речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Изучение состояния монологической (пересказа) речи у детей                                                         старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием  речи  

                                                                                 

    В  трудах по дошкольной педагогике (Горбушина Л. А., Николаичева А.II., Короткова Э. П., Лаврик М.С., Ушакова О. С.) подчеркивается особая роль пересказа в формировании связной монологической речи.

    Как известно, пересказ - самая первая ступень в формировании навыков монологической речи. При пересказе совершенствуются структура речи, ее выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного рассказывания, т.к. этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи. Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.

    Целенаправленное формирование монологической (пересказа) речи требует углубленного исследования данного вида речевой деятельности у детей.

    Было проведено изучение состояния монологической (пересказа) речи старших дошкольников с ОНР (III уровня), посещающих логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения.


    Исследование было направлено на выявление способности детей к воспроизведению небольшого по объему литературного текста.

    Данное детям задание имело целью выявить возможности старших дошкольников с ОНР (III уровня) в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объему текста знакомой сказки («Репка»). Текст произведения прочитывался дважды, перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа. При использовании авторских произведений после повторного чтения, перед составлением пересказа рекомендуется задавать вопросы (3-4) по содержанию текста.

    Пересказы детей записывались и анализировались. При анализе составленных пересказов особое внимание обращалось на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

    Индивидуальный анализ пересказов детей с ОНР (III уровня)  позволяет установить несколько уровней выполнения задания.

    Для оценки уровня воспроизведения готового текста рекомендуется схема, предложенная В. П. Глуховым. Данная схема использовалась в динамическом исследовании (обследование детей в динамике), проводимом до и после специального, целенаправленного обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня).

    Так, I уровень воспроизведения готового текста - «хороший уровень», когда пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; при пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.


    1. уровень воспроизведения готового текста - «удовлетворительный уровень», когда пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.
    2. уровень воспроизведения готового текста - «недостаточный уровень», когда используются повторные наводящие вопросы; отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.
    3. уровень воспроизведения готового текста - «низкий уровень», когда пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.
    4. уровень воспроизведения готового текста, когда задание не выполнено.

    Все дети справились с заданием. Трое детей с ОНР (III уровня)                    пересказали текст с незначительными подсказками и отсутствием длительных пауз, двое детей пересказали текст с многочисленными паузами и подсказками со стороны логопеда

    Анализ пересказов готового текста детей показал, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажение смысловой синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов и др.). У двоих детей трудности в составлении пересказов носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п.).

    В результате анализа пересказов детей с ОНР (III уровня)  можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) «низкий» и «недостаточный» уровень воспроизведения готового текста. На основании проведенных исследований можно сделать следующие вывод, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) отмечается значительное отставание в формировании навыков монологической (пересказа) речи по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.

    Список литературы:   

         

     1.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002.

     2.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения, под редакцией Балобанова и др. - Санкт-Петербург, Детство- Пресс, 2002.

     3.Жукова Н.С., Мастюкова  Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург; АРД ЛТФ, 1998.

     4.Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Методическое пособие дня логопедов и воспитателей. - Москва: Гном и Д, 2001.

    5.Филичева Т.Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

    6.Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М: Просвещение, 1989.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    В данной статье освещаются вопросы формирования монологической речи в соответствии с периодами обучения, задачи подготовительного этапа обучения, методические принципы формирования связной речи. Предс...

    «ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

    Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

    Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...

    Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

    Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Для успешного общения важную роль играет качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. В каждой из программ, используемых в ДОУ имеется специальный ...

    Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...