Конспект речевого занятия в старшей группе для детей с ТНР «Насекомые»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект логопедического занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект речевого занятия в старшей группе для детей с ТНР

«Насекомые»

Выполнила:

Учитель – логопед

Горбунова Н.М.

Цель: совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- Уточнять и расширять предметный словарь по теме «Насекомые».

- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе;

составление предложений с предлогами.)

- Расширять словарь антонимов.

Коррекционно – развивающие:

- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематический слух.

- Развивать мелкую и общую моторику.

- Развивать длительное речевое дыхание.

Коррекционно – воспитательные:

- Воспитывать умение работать в коллективе.

- Воспитывать доброжелательность и самостоятельность.

Предварительная работа: 

- Рассматривание насекомых, изображенных на картинках.

- Проведение ознакомительной беседы о жизни, повадках, строении насекомых.

- Составление предложений с предлогами.

- Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, логического мышления.

Оборудование: картинки с изображением насекомых, карточки с заданием, мяч, корзинка, фигурки «Насекомых».

Ход занятия:

1. Вводная часть

Организационный момент. Игра «Третий лишний».

- Сядет тот, кто назовет лишний звук в цепочке и объяснит почему он лишний.

О У М       В Н К       М С А    А И Н

К Н А        К Ть П     И А К     П К Мь

П Т В        Пь Ть К    К Т Сь    О И Т

Выполнение артикуляционной и дыхательной гимнастики.

2. Основная часть.

- Ребята, к нам на занятие прилетела бабочка, она для вас приготовила задания. Постараемся выполнить все задания!? 

-1 задание- «Отгадать загадки»

(На доску выставляются картинки с изображением насекомых.)

1 загадка:

Я жу-жу, я жу-жу,

Я летаю и жужжу.

(Жук.)

2 загадка:

На лужайке всё стрекочет,
Резво прыгает, хлопочет.
Цветом он, как огуречик...  
Как зовут его? ...

(Кузнечик.)

3 загадка:

Быстро в воздухе летает,
Кого встретит, всех кусает.

Шлёпает себя Захар,
Потому что сел …

(Комар.)

4 загадка:

Шустрый, маленький трудяга,

Всё бежит скорей, скорей…

Кто же это?

Ну конечно

(Муравей.)

- Ребята, скажите, как всех тех, кого вы видите, называют одним словом?

(Это насекомые.)

- Молодцы!

-2 задание - «Четвертый лишний»

- (У детей лежат задания на листе.) В каждом ряду зачеркните лишнюю картинку и ответьте почему? (Дети выполняют самостоятельно).  

Бабочка, муха, жук, лиса. (Лишняя лиса, потому что это дикое животное).

Муравей, бабочка, муха, стрекоза. (Лишний муравей, потому что он не летает).

Ласточка, божья коровка, жук, комар. (Лишняя ласточка, потому что это птица).

Пчела, муравей, лошадь, божья коровка (Лишняя лошадь, потому что это домашнее животное).

- Ребята, вы, наверное, немного устали, отдохнём.

Физминутка

На полянке я сижу,

Во все стороны гляжу.

(Сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала налево, затем направо.)

Сколько насекомых здесь!

(Руки через верх разводят в стороны.)

Всех, пожалуй, и не счесть.

Вот пчела, а вот оса,

(Поочерёдно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно.)

Это бабочка — краса.

Муравей и стрекоза,

Попрыгунья, егоза.

Все спешат, все трудятся,

(Поочерёдно ударяют кулаками и ладонями.)

А она красуется!

-3 задание- «Составить предложения по схеме»

Ребята, из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Перед вами схема предложения, сколько слов в этом предложении? (В этом предложении 5ть слов.)

Есть ли «маленькое» слово? (Да!)

Какое оно по счету? (4-е.)

Составьте предложения про насекомых, которые подойдут к этой схеме.

-4 задание- «Скажи наоборот (игра с мячом)».

- (Дети встают в круг) Сейчас мы поиграем в игру «Скажи наоборот»:

Муха ленивая, а пчела (какая?) (трудолюбивая).

Шмель пушистый, а жук … (гладкий).

У комара крылья короткие, а у стрекозы… (длинные).

У жука усы толстые, а у бабочки… (тонкие).

У шмеля спина широкая, а у муравья… (узкая).

Божья коровка полезная, а комар … (вредный).

У кузнечика усы длинные, а у божьей коровки … (короткие).

Муравей ползает быстро, а гусеница … (медленно).

Комар маленький, а жук … (большой).

III. Заключительная часть.

Итог занятия.

-5 задание- Игра «Подбери признак». 

(Из корзинки, каждый ребенок достаёт фигурку насекомого.)

Ребята, слова признаки отвечают на какой вопрос?

(Какая? Какой? Какие?)

Подберите слова признаки к насекомым.

Бабочка (какая?) - …

Муравей (какой?) - … И т.д.

Л. Корзиночка стала тяжелой от ваших слов. Посмотрите, ваши слова-признаки превратились в развивающую игру головоломку. Это вам награда за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме "Согласование существительных с числительными "два", "две"..

Согласование существительных с числительными -очень трудная задача для дошкольника с ОНР.Надеюсь, мое занятие поможет детям преодолеть эти трудности....

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Осень»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА» Конспект логопедического занятия  в старшей группе для детей с ОНР «Осень»      ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР Обитатели наших лесов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА»   Конспект логопедического занятия  в старшей группедля детей с ОНР                    Обитатели наших лесов      ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия в старшей  группе для детей сОНР. Обучение пересказу....

Конспект интегрированного физкультурно – речевого занятия в старшей группе для детей, имеющих отклонения в развитии

Конспект интегрированного физкультурно – речевого занятия в старшей группе для детей, имеющих отклонения в развитии.отработка  лексической темы «Зима»...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме "Насекомые"

Конспект направлен на закрепление у старших дошкольников знаний о насекомых, расширение и активизацию словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи ( согласование прилагательных с суще...

Конспект речевого занятия в старшей группе для детей с ТНР " Насекомые"

Конспект речевого занятия  в старшей группе для детей с ТНР«Насекомые»Хисматуллина Л.П.Учитель-логопедЗадачи:Коррекционно-образовательные:    -уточнять и расширять элем...