Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме "Согласование существительных с числительными "два", "две"..
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Баронова Вероника Вячеславовна

Согласование существительных с числительными -очень трудная задача для дошкольника с ОНР.Надеюсь, мое занятие поможет детям преодолеть эти трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_dvedva..docx919.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             

                    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                      ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  2035 

                   Конспект открытого  логопедического занятия

                       « Путешествие в Волшебную страну Дведва»  по теме

       « Согласование существительных с числительными «два», «две»

                    в старшей группе (ОНР), второй год обучения.

                               Учитель – логопед   Баронова В.В.

       

 

                                                      Москва

 

Цели:

Коррекционно-образовательные: Учить согласовывать существительные с числительными ДВА, ДВЕ. Активизировать словарь по лексическим темам. Закрепить обобщающие понятия. Дифференцировать понятия овощи и фрукты. Закрепить название частей тела. Закреплять навык составления рассказа с опорой на схемы – пиктограммы.  Учить трансформировать предложения, изменяя число глагола и используя числительное.

Коррекционно-развивающие: развивать мышление, внимание, восприятие, мелкую моторику, расширять представление о строении тела, учить ориентироваться в схеме собственного тела, развивать мимику.

Коррекционно-воспитательные:  Использовать  здоровьесберегающие технологии (физминутка, развитие мелкой моторики). Воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: Королева  Двойка (пластиковая фигурка),   «билеты», картинка - «фото» Волшебной страны, карта Волшебной страны, предметные картинки с изображением двух предметов,   дидактическая игра «ДВА, ДВЕ»,  большой рисунок « Сколько животных и птиц спряталось», серия картинок с опорными символами-пиктограммами, карандаши по числу детей,  «открытки» (сложенный вдвое лист бумаги) с двумя фигурками, на одной из которых не хватает двух деталей; проигрыватель, диск с записью сказочной музыки.

                                                                    Путеводитель по стране ДВЕДВА.

Королева C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-06 (июн)\сканирование0026.jpg                     F:\DCIM\100SSCAM\SDC12048.JPG

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Звучит сказочная музыка. Дети заходят в группу. На отдельном столике находится королева – Двойка.

Логопед: Ребята, посмотрите, кто нас встречает! Это хозяйка Волшебной страны Дведва.  

Далее логопед напоминает, что о каких-то словах   мы скажем   ДВА, а о  каких –то  –  ДВЕ. Хотите отправиться в эту страну?

Дети: Да, хотим!  

Л: Тогда возьмите билеты и  скажите,  сколько предметов. Назовите их одним словом (закрепление обобщающих понятий).

Дети находят на «билете» два предмета и говорят о них ДВА или ДВЕ, например, два стола, две машинки…

                   C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-06 (июн)\сканирование0002.jpg               C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-06 (июн)\сканирование0001.jpg

2.Основная часть.

Л: Можно отправляться в дорогу. Но наша королева хочет проверить, как вы сможете ориентироваться в стране, а для этого надо разобрать картинки.

На доску выставляют игру «Два, две» и раздают картинки, на которых по два предмета. Дети разбирают картинки.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Фотографии\Новые\100SSCAM\SDC11068.JPG

3.Л: Молодцы, вы справились, теперь можно смело отправляться в путешествие. Посмотрите на  фото Волшебной страны.(Дети подходят и рассматривают картину). Вы заметили, что на картине что – то необычное. Кто же населяет страну? Кто, что есть в этой стране?

Д: Две  машины, два волка, две лисы, два мальчика, две утки …..

Л: Молодцы! Теперь поняли, почему это волшебная страна?

                           F:\DCIM\100SSCAM\SDC11946.JPG

4.   Л: Вот и зеркало - коверкало. Оно хочет узнать, знаете ли вы свое тело. Назовите, какие части тела у нас парные, про что скажем ДВА, а про что - ДВЕ.

Дети называют парные части тела: две руки, две ноги, две коленки, два локтя, два глаза. Два уха, две щеки, две брови, две губы.

5. Л: Посмотрите, что случилось с мальчиком, который посмотрел в зеркало – коверкало.( Дети смотрят на «зеркало», в прозрачный кармашек которого логопед вставляет  картинки мальчика, у которого не хватает каких –либо частей лица) и говорят, что исчезло: две брови, две губы, два глаза…

 

6.Л: Поиграем в игру «Зеркало-коверкало». Если я скажу правильно, то надо двумя руками закрыть эти части тела, а если скажу неправильно, то закрывать не надо.

Л.: Две ноги (дети  кладут ладошки на ноги). Два глаза (дети закрывают ладошками глаза). Два коленки (дети не должны закрывать коленки, т.к. логопед сказал неправильно).

7.Поляна загадок.

1) «Отгадай – ка».

Л.: Вы знаете загадки, в которых встречается слово ДВА или ДВЕ?

Дети могут вспомнить загадки: Два кольца, два конца…или др.

Затем логопед загадывает загадки.

Два братца через дорогу живут, но друг друга не видят (два глаза).

Два братца в воду глядятся, но никогда не встретятся (два берега).

Две сестренки, две подружки, похожи друг на дружку,

Рядышком бегут, одна там, одна тут (две ноги).

Две умелые сестрицы рубят, строят, роют,

Рвут на грядки сорняки и друг друга моют.

2)Картинка  « Кто спрятался?»  Сколько животных и птиц спряталось?

 

                           

8.Физминутка. 

Два котеночка проснулись, два котенка потянулись,

Две лягушки – прыг да скок, два зайчонка - под кусток,

Два щеночка у крыльца хвостиком махали,

Два лисеночка в лесу зайчиков гоняли.

Две  шустрые  мартышки весело скакали,

Две птички прилетали, зернышки клевали.

Вот и кончилась зарядка,  становитесь по порядку.

9.Игра с королевой  «Двойкой». Дети встают в кружок. Они должны передать двойку соседу, переделав предложение логопеда, сказав о двух  вместо одного.

Л.: Лось живет в лесу.  – Д.: Два лося живут в лесу.

Л.: Медведь живет в берлоге. – Д.: Два медведя …

Л.: Зайка сидит под кустом.- Д.: Два зайки сидят под кустом.

Л.: Кот сидит на окошке. – Д.: Два кота сидят на окошке.

10.Л.:А теперь   королева предлагает придумать рассказ,  о чем он, вы сейчас узнаете.

Логопед помещает на магнитную доску серию   картинок  с опорными символами – пиктограммами, расставляет, просит рассмотреть их,  придумать историю.

Дети расставляют картинки, составляют рассказ, сначала коллективный, последовательный, а затем 1-3 ребенка рассказывают целиком.  

Приложение    

                   

1.          2.  C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-06 (июн)\сканирование0009.jpg              3.C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-06 (июн)\сканирование0008.jpgC:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-06 (июн)\сканирование0004.jpg

                                     
       
4. C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-06 (июн)\сканирование0006.jpg              5.C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-06 (июн)\сканирование0005.jpg

Примерный рассказ: Это две девочки.  Их зовут … . У них есть  друзья – Дима и Катя. У девочек был День рождения. Мама и папа купили им два торта.  Катя подарила две юбки, … . Дима  подарил два стула,… .  

 

11.Сюрпризный момент. Развитие внимания, восприятия, мелкой моторики.

Л.: Вот и подошло к  концу наше путешествие. Ребята, возвращаясь из путешествия, мы обычно привозим сувениры. Давайте сделаем такой сувенир - сюрприз своими руками.

  Логопед раздает листки бумаги, сложенные вдвое – «открытки». На каждой открытке две фигурки. На одной из них не хватает  двух деталей. Детям надо назвать два основных предмета, а затем  определить, чего не хватает, и дорисовать недостающие детали.

Л.: Что украшает твою открытку?

Д.: Два домика, две яблони, два ведра и др..

Л.: Обратите внимание, что у второй фигурки не хватает двух деталей. Дорисуйте их. Что ты дорисовываешь? Сколько их?

Д.: Я дорисую два окошка, два кружка, две полоски, две точки и др..

Дети дорисовывают недостающие детали.

12.Итог занятия.

Л.: Молодцы! Наше путешествие закончилось. В каком королевстве мы побывали, О чем мы говорили ДВА или ДВЕ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка - Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР по Ф.Ц.К.М. по теме «Моя страна»

Учебно-методическая разработка по теме "Моя страна": знакомство со своей страной, ее символами, гимном, изображением на карте нашей Родины географических объектов....

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Имена собственные и их уменьшительные формы. Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения"

Конспект разработан для проведения занятия с детьми, имеющими ОНР 3 ур. в возрасте 5-6  лет, воспитывающихся в условиях специальной группы. Продолжительность занятия составляет в среднем 20-25 ми...

Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР (II период обучения) по теме: «Приставочные глаголы»

Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР (II период обучения) по теме: «Приставочные глаголы»...

Конспект открытого занятия в старшей группе по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста « Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем вид...