Причины и профилактика нарушений звукопроизношения
статья по логопедии (старшая группа)

Голдобина Екатерина Геннадьевна

В статье рассматриваются причины и профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_i_profilaktika_rechevyh_narusheniy.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным слухом и интеллектом, без выраженных отклонений в поведении являются следующие:

  1. Трудности различения некоторых сходных звуков на слух.
  2. Нарушение анатомического строения артикуляционного аппарата.
  3. Нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность органов артикуляции).
  4. Неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.

Во многих случаях две или даже несколько причин могут наблюдаться одновременно. Это значительно утяжеляет общую картину.

Рассмотрим каждую из этих причин в отдельности.

Нарушение слуховой дифференциации звуков речи

На формирование звукопроизношения у детей отрицательно влияют нарушения слуховой дифференциации звуков речи. В этом случае некоторые акустически близкие звуки («с» – «з», «с» - «ц», «л» - «р» и др.) кажутся им одинаковыми и не дифференцируются. По этой причине ребёнок, овладевший, скажем, правильным произношением звука «с», не чувствует никакой необходимости в том, чтобы усваивать ещё и произношение звука «з», в силу чего спокойно говорит «самок» или «саяц» вместо «заяц». В раннем возрасте такие нарушения можно отнести к возрастным особенностям в произношении звуков, однако, в отличие от них, в дальнейшем они не исчезнут без специальной логопедической помощи. Вот почему так важно проверить у ребёнка состояние слуховой дифференциации акустически близких звуков.

Эта форма нарушений звукопроизношения особенно коварна тем, что с началом школьного обучения имеющиеся в устной речи ребёнка звуковые замены неизбежно начинают отражаться и на письме.

С целью преодоления этой формы нарушений звукопроизношения необходимо научить ребёнка различать на слух заменяемые им в речи звуки. Для этого нужно любыми возможными способами довести до сознания ребёнка разницу в их звучании. Здесь очень полезен приём специального подчёркивания, даже утрирования имеющихся различий. Легче всего это сделать путём отождествления речевых звуков со звуками окружающей природы. Например, звук «з» можно отождествить с писком комара или со звуком, издаваемым звонком; «ж» - с жужжанием жука; «с» - со свистом или со звуком вытекающей из крана воды; «ш» - с шумом листьев на дереве во время сильного ветра и т.п. В ходе таких упражнений педагог продолжительно и достаточно громко произносит то звук «з», то звук «ж», после чего каждый раз спрашивает ребёнка: «Кто это, жук или комар?» Или после попеременного длительного произнесения звуков «с» и «ш» ставится такой вопрос: «Что это, лес шумит или водичка из крана бежит?»

Существенную помощь в работе над слуховой дифференциацией звуков могут оказать стихотворения, в которых подчёркивается специфика звучания каждого из этих звуков.

Например, в стихотворении «Свист и шум» по принципу противопоставления обыгрываются звуки «с» и «ш». В двух первых четверостишиях дано «нагнетание» звука «с», что позволяет лучше уловить особенности его звучания, в двух следующих четверостишиях – звука «ш». В последнем четверостишии противопоставляются оба эти звука и подводится общий итог в отношении особенностей их звучания (один звук – свист, другой – шум).

Свист и шум

В словах на «с» повсюду свист,

Он слышен здесь прекрасно:

«Собака», «сумка», «сахар», «лист»…

Теперь тебе всё ясно?

Так ветер осенью свистит,

Стучась в стекло с разбегу,

И свистом словно говорит:

«Насыплю скоро снегу!»

В словах на «ш» - совсем не то,

Тут шум сплошной мы слышим:

«Шалаш», «подушка», «решето»,

«Шуршим», «решаем», «пишем».

Так на ветру шумит камыш,

Шипит наш кот со звуком «ш»,

И если мышку уследишь,

То тоже ты услышишь: «ш-ш-ш»…

Чтоб «с» услышать в слове «лист»,

Запомни ты без долгих дум,

Что в звуке «с» - один лишь свист,

А в «ш» - шипенье, шорох, шум.

После того, как ребёнок уловит различие в звучании заменяемых им в речи звуков, нужно закрепить этот навык путём специальных упражнений. Все эти упражнения рассчитаны на то, чтобы внимание ребёнка было постоянно привлечено к нужной паре звуков. Вот некоторые из таких упражнений:

  1. Ребёнок должен определить, какой звук («с» или «ш») слышится в словах «шапка», «шуба», «сумка», «стол», «школа», «шарф», «сом», «суп», «шаль», «шляпа», «стул». Педагог последовательно произносит каждое из этих слов, несколько выделяя при этом звуки «с» и «ш». Ребёнок после восприятия каждого слова на слух показывает соответствующую букву.
  2. Ребёнок сначала показывает все картинки на звук «с», затем – на звук «ш».
  3. Ребёнку предлагается определить, в каком месте слова (начало, середина, конец) слышится звук «ш». Подобным же образом подбираются слова и на другие звуки. Этот вид упражнений очень важен потому, что он не только как бы углубляет приобретённый навык слуховой дифференциации звуков, но и подготавливает ребёнка к звуковому анализу слов, необходимому для овладения грамотой.
  4. Ребёнку предлагается самому придумать несколько слов на звук «с», затем – на звук «ш».
  5. Ребёнок показывает называемые взрослыми парные картинки на смешиваемые им в речи звуки. Затем нужно помочь ребёнку ввести этот звук в повседневную речь.

Нарушения анатомического строения органов артикуляции

Нарушения анатомического строения артикуляторного аппарата также во многих случаях препятствуют овладению правильным произношением звуков речи.

Прежде всего это отклонения от нормы в строении челюстей и зубов. Наиболее распространённым дефектом в строении челюстей является неправильный прикус, то есть неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. При нормальном прикусе верхние резцы перекрывают нижние на 1,5-3 мм, то есть примерно на ⅓ высоты коронок зубов.

Наиболее характерны следующие аномалии прикуса:

Глубокий прикус – верхние резцы слишком глубоко перекрывают нижние, так что последние почти не видны.

Открытый передний прикус – при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остаётся щель большей или меньшей величины.

Открытый боковой прикус – при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остаётся щель.

Прямой прикус – при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, нисколько не перекрывая их.

Перекрёстный прикус – нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые оказываются смещёнными вбок по отношению друг к другу. Перекрёстный прикус может иметь место, в частности, при сужении одной из челюстей.

Прогнатия – аномалия прикуса, связанная с выступанием вперёд верхней челюсти.

Прогения – аномалия прикуса, связанная с выступанием вперёд нижней челюсти.

Аномалии в строении челюстей и зубов больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих звуков, при нормальном артикулировании которых между верхними и нижними резцами должна образоваться очень узкая (не более 1,5-2 мм) щель. Наличие прогнатии, прогении, открытого переднего прикуса, отсутствие передних зубов лишает ребёнка возможности обеспечить этот момент артикуляции, что и приводит к дефектам в произношении названных звуков. Боковые открытые прикусы способствуют «утечке» воздуха по бокам, что может обусловить «боковое» произношение многих речевых звуков.

Короткая уздечка языка чаще всего приводит к неправильному произношению звука «р», иногда – «л» и даже шипящих верхней артикуляции, поскольку для нормального артикулирования этих звуков необходим достаточно высокий подъём кончика языка. Слишком высокое твёрдое нёбо также может обусловить дефекты произношения звука «р», так как в этих условиях даже при достаточно длинной уздечке языка нормальное артикулирование этого звука может быть затруднено.

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей заключается в устранении из жизни ребёнка (или хотя бы в сведении к минимуму) действия тех причин, которые приводят к появлению дефектов в произношении звуков. В этом отношении важна забота о сохранности речевых органов ребёнка. Речь идёт о появлении у некоторых детей «приобретённых аномалий» в строении челюстей и зубов.

Возникновение прогнатий и прогений нередко бывает связано с привычкой детей почти постоянно держать во рту палец. Если он при этом направлен вверх, то со временем начинает выступать вперёд верхняя челюсть, а если вниз – нижняя. Во многих случаях это сопровождается также деформацией зубов и твёрдого нёба (появляется «готическое», то есть очень высокое твёрдое нёбо).

Возникновению аномалий прикуса может способствовать и наличие у ребёнка увеличенных миндалин, заставляющих его переходить от носового дыхания к ротовому. При ротовом же дыхании вся масса языка подаётся вперёд, оказывая постоянное давление на нижние резцы и приводя в конечном итоге к выступанию вперёд нижней челюсти.

Охрана артикуляторных органов включает в себя также предупреждение и лечение рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата; исключение случаев постоянного подкладывания руки под щёку во время сна (последнее может привести к образованию перекрёстного прикуса).

Недостаточная подвижность органов артикуляции

Недостаточная подвижность органов артикуляции (прежде всего языка и губ) не может не сказываться отрицательно на овладении звукопроизношением, поскольку при произнесении каждого звука артикуляторные органы должны занимать вполне определённое положение. Точные и скоординированные движения губ, языка, мягкого нёба и голосовых связок возможны потому, что их работой управляет головной мозг. К этим группам мышц из двигательных отделов коры головного мозга по проводящим путям передаются нервные импульсы. При органическом повреждении как коры головного мозга, так и проводящих путей или периферических нервов передача этих импульсов нарушается, что и приводит к нарушению подвижности артикуляторных мышц: в них наблюдаются явления пареза (мышечной слабости, вялости). При этих условиях звуки речи артикулируются с трудом и лишь приблизительно.

При более лёгких нарушениях в работе двигательных отделов коры головного мозга, имеющих функциональный характер, движения языка осуществляются в полном объёме, но могут быть несколько замедленными и недостаточно точными, что приводит к менее тяжёлым нарушениям звукопроизношения.

Если нарушение звукопроизношения у ребёнка вызвано недостаточной подвижностью губ и языка, то средством коррекции является развитие подвижности названных органов. Например, правильным произношением звука «р» ребёнок не овладеет до тех пор, пока у него не появится возможность поднимать кончик языка к верхним альвеолам (не говоря уже о том, что кончик языка должен обладать достаточной подвижностью, без которой невозможна его вибрация). Точно так же хлюпающий оттенок при произношении свистящих звуков не исчезнет до тех пор, пока в результате специальных упражнений ребёнок не научится удерживать язык во рту распластанным, прижатым к коренным зубам. Точно так можно предотвратить утечку воздуха между коренными зубами и боковыми краями языка, придающую звукам этот оттенок.

Для устранения этой формы нарушений звукопроизношения обычно требуется довольно продолжительное время и упорство в достижении цели. Очень важно не терять уверенности в успехе при отсутствии быстрых результатов. Эти результаты обязательно будут, но они могут быть достигнуты лишь в процессе систематических упражнений.

Неправильная речь окружающих ребёнка людей

Речь окружающих, в первую очередь, воспитателя, являясь образцом для детей, играет решающую роль в формировании их речи. Она должна быть доступной детям по содержанию, грамотной и литературной, образной, правильной, с чёткой артикуляцией, простой по структуре, ясной и выразительной, неторопливой, ритмичной и в меру громкой. Воспитатель подчёркнуто произносит трудные для ребёнка звуки, повторяет, подсказывает слова с этими звуками. Если ребёнок произнесёт слово неправильно, надо спокойно повторить сказанное правильно один или два раза, но не требовать обязательно повторения в правильном виде. Добровольное же правильное повторение следует поощрять похвалой.

Назойливое, на каждом слове, исправление неправильного произношения вредно: это мешает ребёнку высказывать свои мысли, чувства, обижает его.

В целях предупреждения возникновения недостатков голоса следует с ранних лет соблюдать правила его гигиены: оберегать гортань от простуды (избегать резких её охлаждений после разгорячённого состояния), бороться с сильными и длительными криками; в случае заболеваний горла своевременно обращаться к врачу. С ребёнком следует говорить голосом средней громкости, звучным, гибким, то есть с богатыми интонациями и модуляциями, соблюдая мягкую атаку, чему способствует хорошее, спокойное настроение. Такая манера перенимается детьми и препятствует развитию твёрдой атаки, от которой голосовые связки быстрее изнашиваются, теряют свою эластичность, появляется хрипота. Чрезвычайно важно качество голоса воспитателя. Пение, слушание музыки, особенно декламация с музыкальным сопровождением и без него, ритмические движения под музыку, связанные с речью, содействуют развитию хорошего голоса.

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчётливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает её нечёткой, смазанной, трудной для восприятия.

Учитель-логопед Голдобина Екатерина Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с ...

Консультативная помощь родителям. "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста"

В методических рекомендациях родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у  детей  младшего дошкольного возраста указаны: причины возникновения речевых нарушений и направления рабо...

Методические рекомендации по теме: «Профилактика нарушений звукопроизношения»

Профилактическая работа начинается с раннего возраста и строится по четырем основным  направлениям: - развитие фонематического восприятия;- развитие речевого дыхания;- развитие подвижн...

Причина и профилактика нарушений звукопроизношения

В норме у  ребенока  к 5 годам должно быть сформировано фонематическое восприятие и он должен чисто  произносить все звуки родного языка. В настоящее время большое количество детей имею...