Причина и профилактика нарушений звукопроизношения
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Давыдова Ираида Аркадьевна

В норме у  ребенока  к 5 годам должно быть сформировано фонематическое восприятие и он должен чисто  произносить все звуки родного языка. В настоящее время большое количество детей имеют нарушение звукопроизношения. Причин для этого может быть очень много.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof_zvuk.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Причины и профилактика нарушений звукопроизношения у детей.

В норме ребенок к 5 годам должен дифференцировать все звуки родного языка, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому времени заканчивается и формирование правильного звукопроизношения. В настоящее время выявляется большое количество детей с нарушениями звукопроизношения. Причин для этого может быть довольно много.

   У дошкольника может быть укорочена подъязычная связка (короткая уздечка языка). Этот дефект затрудняет движения языка и не дает возможность подниматься к верхним зубам. Это мешает становлению шипящих и сонорных звуков: «Ш», «Ж», «Р», «Л» и их мягких вариантов.

   Иногда язык слишком большой и неповоротливый или слишком маленький и узкий, что также затрудняет правильную артикуляцию.

   Очень часто аномалии прикуса, недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, также сопровождаются нарушением звукопроизношения.

   Одной из распространенных причин нарушения звукопроизношения является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Часто взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате чего надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

   Проблемы с произнесением звуков могут возникнуть у ребенка и по подражанию. Вредным для ребенка оказывается постоянное общение с маленькими детьми, у которых еще не сформировалось чистое произношение. Нередко дошкольник подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред детям приносит постоянное общение с людьми, у которых неясная, торопливая, а иногда и с диалектными особенностями речь.

   Плохо сказывается на речи малышей и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

   Также причиной нарушения различных сторон речи, в том числе и фонетической, является педагогическая запущенность., когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не исправляют его речевые ошибки, не дают дошкольнику образец четкого и правильного звукопроизношения. Иначе говоря, речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.

   Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками: ребенок путает твердые – мягкие, звонкие – глухие, свистящие – шипящие.

   Недостатки звукопроизношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков, смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем быть причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения в школе.

   Неблагоприятное течение беременности, родов, действие разнообразных неблагоприятных факторов в раннем возрасте также может негативно отразиться на речи малыша.

   Следует помнить, что дети с нарушениями слуха, зрения и интеллекта, как правило, имеют те или иные нарушения речи.

   Зная причины возникновения речевых нарушений, владея сведениями о нормальном речевом развитии можно сделать вывод, что профилактическая работа по развитию речи должна начинаться как можно раньше.

   Основными задачами для всех возрастных групп дошкольного учреждения являются: развитие артикуляторной и мелкой моторики. Слухового внимания и памяти.

   Для развития артикуляционного аппарата существуют специальные упражнения, которые тренируют мышцы щек, губ, языка. Чтобы сделать их более привлекательными для детей можно подобрать яркие картинки, стихи, загадки, сказки. Различные упражнения подробно описаны в педагогической литературе. Упражнения обязательно подготовят речевой аппарат детей к произношению сложных по артикуляции звуков.

   Развитию тонкой артикуляции помогает и воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.

   Мелкая моторика развивается в ходе выполнения действий по самообслуживанию: застегивание и растегивание пуговиц, молний, завязывание и развязывание шнурков, в ходе занятий лепкой, рисованием и т.п.

  Выполнение разнообразных дыхательных упражнений поможет предупредить не только возникновение нарушения произношения звуков, но и избавит детей от частых простудных заболеваний. К самым простым заданиям можно отнести дутье на листочки, пушинки, снежинки.

   У детей также необходимо развивать фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему фонематическому восприятию.

   Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким – то конкретным образом (С – песенка водички, свист ветра; З – песенка комара; Ж – жужжание жука, мухи, пчелы; Р - работа мотора, рычание собаки; Ш – шипение змеи, сердитого гуся). В первой младшей группе знакомятся с неречевыми звуками, со звукоподражаниями. Во второй младшей группе в играх уточняется произношение А, У, И, О, Э, М, П, Б, Ф, В. В средней группе – Н, Г, Д, К, Г, Х, Ы, С, С’, З, З’, Ц. В старшей группе – Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л’, Р, Р’. В подготовительной к школе группе учат выделять любой нужный звук из слова и на фоне слова (начало, конец, середина). Затем приступают к дифференциации звуков близких акустически и по артикуляции. Большой эффект дает использование шуток – чистоговорок. Дети с большим интересом слушают их, запоминают и повторяют: ЗА – ЗА – ЗА – это коЗА, ЗИ – ЗИ – ЗИ – давай веЗИ, ША – ША – ША – мама моет малыША. Важно, чтобы в чистоговорки включались только правильно произносимые звуки.

   Не следует забывать и об играх на развитие слухового внимания на материале неречевых звуков и звукоподражаний во всех группах дошкольного учреждения.

   Такая систематическая работа позволяет развивать у детей не только правильное звукопроизношение, но и предупреждает возникновение речевой патологии.

Список рекомендуемой литературы

1.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПБ, 2003

2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1973

3. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003

4. Краузе Е. логопедия. – СПБ, 2005

5. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М., 1988

6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. –М., 1994

7.Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М., 2005

8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. – М., 1997

9. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989

10. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с ...

Консультативная помощь родителям. "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста"

В методических рекомендациях родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у  детей  младшего дошкольного возраста указаны: причины возникновения речевых нарушений и направления рабо...

Методические рекомендации по теме: «Профилактика нарушений звукопроизношения»

Профилактическая работа начинается с раннего возраста и строится по четырем основным  направлениям: - развитие фонематического восприятия;- развитие речевого дыхания;- развитие подвижн...

Причины и профилактика нарушений звукопроизношения

В статье рассматриваются причины и профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста....