Игровые технологии, используемые логопедом на подготовке к обучению грамоте
консультация по логопедии

Словохотова Лариса Геннадьевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_na_obuchenii_gramote.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с ОВЗ 

Словохотова Лариса Геннадьевна,

учитель – логопед,

МБДОУ «Детский сад  комбинированного вида №41

«Золотая рыбка»

У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра.

А. С. Макаренко

При нормальном развитии ребенка, процесс обучения письму осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций, таких как языковой анализ и синтез, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, зрительно-пространственное восприятие и представление, наглядно-образное мышление, внимание (концентрация, распределение и переключение), память, графо-моторные навыки.

Недостаточный уровень развития этих психических функций может явиться причиной специфических нарушений письма.

Детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма.

Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению грамоте.

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике.

Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием речи очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходят игровые технологии.

В игре часто сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет подготовлен к обучению грамоте, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук».

Задача учителя-логопеда состоит в том, что бы совместно с педагогами ДОУ и родителями, обеспечить каждому ребенку с нарушениями речи того уровня развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе, удовлетворять тягу ребенка к знаниям и стимулировать его.

Игра — является одной из форм детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения.

Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.

Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера.

Систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми с ОНР по обучению грамоте значительно повышает качество обучения, а так же они помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника — игре.

Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий, в работе с детьми по обучению грамоте я выделила несколько групп:

  1. Использование на образовательной деятельности игровых и литературных персонажей.

 Для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания.

Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух, Утенок Утя (при ознакомлении со звуком У), Клоуны Бом и Бим (Звуки Б, Бь), кот Леопольд (звук Ль).

  1. Создание игровой ситуации. 

Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом нередко сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности.

Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий.

Занятия-путешествия, экскурсии. Например: путешествие в сказочную страну, экскурсия по селу, путешествие в зимний лес на самолете, полет в космос, путешествие в страну Голубой феи.

Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе для детей с нарушениями речи.

 

  1. Использование наглядного занимательного материала

При ознакомлении со звуками дети знакомятся с мальчиками-Звуковичками, определяют их характер, находят Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, и определяют в каком звуковом домике он будет жить. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.

  1. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов.

При знакомстве со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У — гудит паровоз, А — плачет Аленка, Р — рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.

  1. Использование дидактических игр и игровых упражнений.

Большое значение в процессе логопедической работы имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель — обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом.

Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.

В соответствии с основными задачами подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к усвоению грамоты, материал по использованию игровых технологий я разделила на направления:

1. Формирование фонематического анализа и синтеза слов, слогового анализа.

2. Ознакомление детей с буквами и формирование первоначальных навыков чтения.

3. Ознакомление со словесным составом предложения. Анализ предложений.

Грамотная, четкая, чистая, ритмичная и правильная речь — это дар, она приобретается благодаря совместным усилиям учителей-логопедов, воспитателей, всех специалистов детского сада, родителей и многих других людей, в окружении которых ребенок растет и развивается. Спланированная работа с воспитателями логопедических групп, музыкальным руководителем, педагогом — психологом, инструктором по физической культуре, позволила мне целенаправленно и комплексно осуществлять коррекционный процесс. Применяемые мною игровые технологии используют воспитатели в образовательной деятельности, режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников. В результате грамотно спланированной и систематической коррекционной работы у детей были развиты и доведены до нормы речевые, познавательные и психические процессы. Поставленная таким образом работа обеспечивает высокий уровень интеллектуального, речевого, физического и психического развития ребёнка. Считаю, что наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, можно добиться только при активном взаимодействии с родителями. При планировании работы ставлю цель — повышение интереса к коррекционной работе и заинтересованность семьи в успешном решении коррекционно-развивающих задач. Самое важное в работе с родителями — создание максимально благоприятных условий для коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Для поддержания интереса родителей к данной теме и активного включения их в работу группы использовала разнообразные формы: анкетирование, семинары – практикумы, консультации. Родители и педагоги — это, прежде всего союзники и единомышленники, у нас одна цель: вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе. Мною организована коррекционно-развивающая образовательная среда, стимулирующая речевое развитие и творческую активность детей. Такая разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить групповые и подгрупповые образовательные деятельности в игровой форме с детьми и решать различные коррекционные задачи. Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: «Послушай, как поет синичка!». Дети в месте со сказочными героями путешествуют в страну Звуков, в страну Азбуку. Путешествовать на образовательной деятельности по обучению грамоте помогает наглядное пособие, которое дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На образовательной деятельности в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Наглядное пособие — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Таким образом, игра для ребенка — это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог, стараюсь всегда заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками с нарушениями речи и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое пособие для занятий по подготовке к обучению грамоте «Звуковые машинки»

Чтобы подготовить ребенка к школе, требуется много усилий. Игра - это самый доступный способ. А использование любимых игрушек - огромная радость!...

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Конспект игрового практикума по ОО «РР» (подготовка к обучению грамоте)

Конспект игрового практикума по ОО «РР» ( обучение грамоте) в подготовительной группе для детей и родителей.Тема: «Игры с буквами и звуками»...

«Современные технологии используемые при подготовке к обучению грамоте»

В последнее время в дошкольных учреждениях внедряются в работу современные инновационные технологии. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государстве...

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения и речи в старшем дошкольном возрасте.

ГБДОУ детский сад № 13 компенсирующего видаКировского района Санкт-Петербурга.       Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обуч...

Игровые упражнения на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Предложенные игры и упражнения помогут удерживать интерес детей к грамоте, способствуют предупреждению дисграфии....