Педагогический проект "Сундучок скороговорок"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Аверина Ольга Геннадьевна

Формирование правильного звукопроизношения посредством малых жанров фольклора (скороговорок, чистоговорок), у детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sunduchok_skorogovorok1.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Гимназия им. Н.В. Пушкова»

Дошкольное отделение №2

Педагогический проект: «Сундучок скороговорок»

Руководители проекта:

учителя-логопеды: Аверина О.Г, Комарова М.А.

                                             

Паспорт проекта

Тема проекта: «Формирование правильного звукопроизношения посредствам малых жанров фольклора (скороговорок, чистоговорок) у детей с нарушениями речи».

Вид проекта: среднесрочный 

       Тип: коррекционный, познавательно-речевой, творческий, социальный, педагогический.

Сроки реализации: 3 месяца (февраль - апрель)

 Участники проекта: дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.

Цель проекта:

      Развитие правильного звукопроизношения и культуры речи через использование малых фольклорных жанров (скороговорок и чистоговорок) в коррекционной работе логопеда.

Задачи проекта:

  • Изучить литературу по использованию малых фольклорных жанров (скороговорок и чистоговорок) в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Формировать у детей практические умения и навыки  правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) с помощью скороговорок и чистоговорок.
  • Создать положительную мотивацию к организационно-учебной деятельности, вызвать интерес дошкольников к скороговоркам.
  • Вовлечь педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс.
  • Использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи, через знакомство с малыми фольклорными жанрами.
  • Обогащение, уточнение и активизация словаря детей.
  • Формирование эмоционального контакта родителей с детьми.

Актуальность  проекта 

       В последнее время возросло количество детей с различными речевыми нарушениями, с которыми ребенок и родители не могут справиться самостоятельно, и они обращаются к специалисту. Учитель-логопед помогает ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка. Но вот беда! «Правильный звук» дети при разговоре со взрослыми или своими сверстниками пропускают, продолжают говорить так как привыкли раньше. И тут на помощь приходит чудодейственная скороговорка.

Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более подвижным (развитие речевого аппарата необходимо для правильного звукопроизношения); способствуют развитию дикции и правильной, внятной, выразительной речи. К тому же многие скороговорки сами по себе весьма забавны. Некоторые из них содержат смысловые и логические противоречия, которые интересно разбирать вместе с детьми. Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребёнка.

    Таким образом, русские скороговорки — бесценный материал для логопеда, ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи. Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение.

 Образовательный продукт:

- презентация проведенных мероприятий,

- выставка детских  рисунков и поделок с участием педагогов и родителей: «Любимые скороговорки»

 - буклеты для родителей

- картотека для воспитателей

- выступление на педсовете в ДО и на ММО учителей-логопедов.

        Этапы реализации проекта:

-Предварительный. Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.

Разработка методического материала и планов проведения проекта «Сундучок скороговорок».

-Организационный. Педагогическая планёрка. Консультирование педагогов. Разработка планов. Объявление о проекте.

-Основной. Проведение коррекционных занятий и  мастер-классов по плану, создание презентаций, буклетов, картотеки.

Взаимодействие с родителями (групповые выставки, консультации, мастер-класс, день открытых дверей).

-Итоговый. Презентация  в ДО. Анализ результатов проекта.

Предполагаемый результат:

   Повышение   интереса  к логопедическим занятиям у детей, улучшение взаимосвязи с родителями и педагогами, повышение эффективности коррекционной работы, используя малые фольклорные формы (скороговорки и чистоговорки).

У детей

  • Овладение навыками выразительной, правильной речи.
  • Развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка посредством скороговорок.

У родителей:

  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДУ с позиции сотрудничества.

У педагогов

  • Помощь педагогам ДУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой культуры речи
  • Разработка методического и практического материала по проекту

Педагогический проект

«Сундучок скороговорок»

                                                    С февраля по апрель

Месяцы

Мероприятия

Участники

Ответствен-ные

февраль

  • Сбор материала по теме проекта.
  • Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Объявление о теме проекта.
  • Поиск и подготовка дидактического материала по теме «Скороговорки».
  • Распределение материала на наличие определённых трудно проговариваемых звуков.
  • Проведение консультаций для родителей «Чем полезны скороговорки?», «Что такое скороговорки?»

 

Воспитатели

Родители

Дети

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды

Воспитатели

Март

  • Мастер-класс для педагогов «Влияние скороговорок на формирование четкой дикции у детей с нарушениями речи».
  • Сообщение для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи детей на материале загадок и скороговорок».
  • Памятка для родителей: «Разучи скороговорку».
  • Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий на тему проекта. Знакомство и заучивание скороговорок.

Учителя-логопеды

Воспитатели

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды

Апрель

  • Выставка детских рисунков и поделок с участием педагогов и родителей: «Любимые скороговорки».
  • Логопедическое развлечение «Скоро, скоро говорим».
  • Представление проекта на ММО логопедов города.

Родители

Воспитатели

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды


Использованная и рекомендуемая литература:

1. Куликовская Т. Л. 40 новых скороговорок. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.

2. Куликовская Т. Л. Скороговорки и Чистоговорки. М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство «ГНОМ – ПРЕСС», 1997.

3. Лаптева Е. В. 600 упражнений для развития дикции – М.: АСТ: Астрель: профиздат, 2007.

4. Мазнин Н. А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5.  Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль: Академия развития, 2006.

6. Шанина С. А., Серова Е. Д. 100 скороговорок для развития речи – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека чистоговорок и скороговорок

Предллагаю материал для речевого развития ребенка-дошкольника. Предложенная картотека может использоваться как часть занятия, так и в повседневной жизни...

Подборка коротких рассказов и скороговорок по лексическим темам

Материал будет полезен воспитателю для работы с детьми на занятиях....

Консультация для воспитателей " Театр скороговорок ".

 Скороговорки - эффективное средство для развития дикции, фонематического слуха, речевого дыхания, выразительных средств голоса....

«Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь»

Неправильное произношение приносит ребёнку немало трудностей даже в раннем возра­сте, а в школе эти трудности доставляют ему ещё больше неприятностей. Помимо комплек­сов общения, стеснения отвечать у ...

50 ВЕСЕЛЫХ СКОРОГОВОРОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ 50 ВЕСЕЛЫХ СКОРОГОВОРОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ, изображение №1

1. К Чебурашке в чашкуШлепнулась букашка,Добрый ЧебурашкаВытащил букашку,Положил букашкуСохнуть на бумажку.Высохла букашка,Поднялась с бумажкиИ снова чебурахнуласьВ чашку к Чебурашке.2. Лунный свет го...

Педагогический проект: «Сундучок скороговорок»

Цель проекта:      Развитие правильного звукопроизношения и культуры речи через использование малых фольклорных жанров (скороговорок и чистоговорок) в коррекционной работе лог...