Картотека логоритмических игр и упражнений для детей средней группы
картотека по логопедии (средняя группа)

Будрина Надежда Николаевна

Тема «Грибы»

          «За грибами»

          Все зверюшки на опушке ( дети идут в хороводе)
          Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, рыжики срывали. (скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы)        

Лисичка бежала, лисички собирала. (бегут по кругу, собирают воображаемые грибы)        

Скакали зайчатки, искали опятки. (скачут    стоя, срывая воображаемые       грибы)        

Медведь проходил, мухомор раздавил. (идут вразвалку, затем топают правой ногой)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika._srednyaya_gruppa.docx42.09 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека логоритмических игр и упражнений

для детей средней группы

Тема «Грибы»

          «За грибами»

          Все зверюшки на опушке ( дети идут в хороводе)
          Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, рыжики срывали. (скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы)        

Лисичка бежала, лисички собирала. (бегут по кругу, собирают воображаемые грибы)        

Скакали зайчатки, искали опятки. (скачут    стоя, срывая воображаемые       грибы)        

Медведь проходил, мухомор раздавил. (идут вразвалку, затем топают правой ногой)

Н. Нищева

Тема «Осень»

           «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи, (дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки)

Начал капать дождь колючий. (прыгают на носочках, держа руки на поясе)

Долго дождик будет плакать,               

Разведет повсюду слякоть. (приседают, держа руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге, (идут по кругу, высоко поднимая колени)
Поднимай повыше ноги.

           Н. Нищева

          «Осень»

Осень. По утрам морозы. (дети встают на носочки и поднимают руки вверх, а потом приседают)

В рощах желтый листопад. (кружатся на носочках, руки на поясе)

Листья около березы (приседают) 

Золотым ковром лежат. (делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)                 

В лужах лед прозрачно-синий. (бегут по кругу на носочках)

На листочках белый иней. (останавливаются, приседают)
           Е. Головин
                          

         

Тема «Фрукты»

 «Садовник»

Мы вчера в саду гуляли, (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Мы смородину сажали. (изображают, как копают яму и сажают в нее куст)

Яблони белили мы (движение правой рукой вверх-вниз)
Известью, белилами.

Починили мы забор, (имитируют удары молотком)

Завели мы разговор: (стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок, ведут диалог)

— Ты скажи,       
Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

— Дам в награду (на каждое название фруктов загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших)
Слив лиловых,                          
Груш медовых,                        

Самых крупных

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

    Г. Сапгир

Тема «Овощи»

           «Овощи»

Как-то вечером на грядке (дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре на корточках сидит водящий с завязанными глазами)

Репа, свёкла, редька, лук                

Поиграть решили в прятки,                

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же: (останавливаются, крутят водящего)

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже, (разбегаются, приседают, водящий   их ищет)

Ну а ты иди искать.    

                            

Тема «Игрушки»

«Ёжик и барабан»

С барабаном ходит ежик, (дети маршируют по кругу, изображая игру на барабане)

Бум-бум-бум!                  

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами, (маршируют, спрятав руки за спину)

Бум-бум-бум!  

Ёжик в сад забрел случайно,

Бум-бум-бум!      

Очень яблоки любил он, (подносят ко рту то одной, то другой рукой воображаемое яблоко)

Бум-бум-бум!                       

Барабан в саду забыл он, (разводят руками)

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, (руки на поясе, выполняют прыжки на месте)

Бум-бум-бум!                     

И удары раздавались,        

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули, (приседают, сделав «ушки» из ладошек)

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

          Г. Виеру

«Мяч»

Это мяч, круглый мяч, («рисуют» руками большой круг)

Красный мяч, гладкий мяч. (два раза «рисуют» полукруг)

Любит мячик прыгать вскачь. (четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе)

Вот так мяч, круглый мяч. («рисуют» руками большой круг)

Н. Нищева      

«Мячик мой»

Друг веселый, мячик мой, (4 прыжка на носочках, держа руки на поясе)
Всюду, всюду он со мной. (по два взмаха каждой рукой, как бы удары по мячу)
Раз, два, три, четыре, пять. (5 прыжков на носочках, держа руки на поясе)

Хорошо с мячом играть. (по два взмаха каждой рукой, как бы удары по мячу)

В. Волина   

 Тема «Перелетные птицы»                                       

 «Журавль» (русская народная песня)

За болотом травушка зеленая растет, (дети поднимают руки вверх и тянутся за ними)

По воде журавушка, журавушка идет. (идут, руки на поясе)

Ой, как ноги высоко поднимает! (дети высоко поднимают то одну, то другую ногу)

Ой, как крылья широко раскрывает! (стоя на месте, машут руками)

Погулять он по травушке хочет, (одновременно выполняют высокий шаг и махи руками)

Не боится, что ноги замочит.

Тема «Ягоды»

«За малиной» (русская народная песня)

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. (дети водят хоровод, взявшись за руки)

Спелых ягод наберем, наберем. (идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды)
Солнышко высоко, (встают лицом в круг, тянутся руками вверх)

А в лесу тропинка. (наклоняются и пытаются достать пол)

Сладкая ты моя, (идут по кругу, взявшись за руки)

Ягодка-малинка.

Тема «Части тела человека»

«Зубная щётка»

Эта щетка для Андрейки, (по два движения указательным пальцем правой руки вдоль левой щечки, потом вдоль правой щечки)

Чисти зубки поскорей-ка. (четыре движения горизонтально расположенным указательным пальцем правой руки вверх-вниз)

Раз, два, три. Раз, два, три. (движения указательным пальцем правой руки вдоль губ)

Вот так зубки! Посмотри! (упражнение «Улыбка»)

Н. Нищева

«Части тела»

Вот рука, и вот рука —

Хлоп, хлоп, хлоп. (вытянуть вперед правую, затем левую руку; хлопать в ладоши)

Вот нога, и вот нога —

Топ, топ, топ. (выставить вперед правую, затем левую ногу; шагать на месте)

Ну а это — голова. (обхватить голову руками)

Можно сделать два кивка. (выполнять наклоны головы вперед)

 Тема «Мебель»                               

«Стул»

Это стул. Сиденье, спинка, (к прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился стульчик)

А на спинке две картинки. (показывают два пальчика на правой руке)

А еще четыре ножки, (показывают по два пальчика на обеих руках)

Чтоб сидеть под стулом кошке. (приседают, делают из ладошек «ушки»)

Н. Нищева

Тема «Зимние забавы»                                

         «Снежная баба»

Сегодня из снежного мокрого кома (идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком)
Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот («рисуют» руками три круга, начиная с маленького)

Никто не проедет, никто не пройдет. (грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом — левой)

Знакома она уже всей детворе, (идут по кругу, взявшись за руки, последние слова произносит один ребенок, сидящий в центре круга)
А Жучка все лает:                        

«Чужой во дворе!*
И. Демьянов

Тема «Новый год»

           «С новым годом!»

С Новым годом! С Новым годом! (дети стоят лицом в круг, кланяются)

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Он из леса мимоходом (идут по кругу, изображают, что несут на плече елку)

Елку нам уже принес.                                

На верхушке выше веток (встают лицом в круг, поднимают руки вверх)

Загорелась, как всегда, (поднимаются на носочки)

Самым ярким жарким светом (бегут по кругу, поставив руки на пояс)
Пятикрылая звезда.

Е. Трутнева

Тема «Зимующие птицы»

«Снегири»

Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы)

В красных майках снегири.                

Распушили перышки, (частые потряхивания руками, опущенными вниз)

Греются на солнышке.                        

Головой вертят, (2 поворота головы на каждую строку)
Улететь хотят.

- Кыш! Кыш! Улетели! (разбегаются по комнате, взмахивая руками, как крыльями)

За метелью, за метелью!                
Н. Нищева

«Воробей» (русская народная потешка)

Среди белых голубей (дети идут по кругу, заложив руки за спину, это «голуби»)

Скачет шустрый воробей. (в центре скачет на корточках один ребенок — «воробей»)

Воробушек-пташка, (встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом, воробей пытается «вылететь», а голуби не пускают)

Серая рубашка.                        

Откликайся, воробей,     

Вылетай-ка, не робей.          

             

Тема «Домашние животные»                                                                        

«Телёнок»

Бу-бу, (два прыжка)

Я рогатый. («рожки» из пальчиков)

Бу-бу, (два прыжка)

Я хвостатый. («хвостик» из руки — за спиной)

Бу-бу, (два прыжка)

Я ушастый. («ушки» из ладошек)

Бу-бу, (два прыжка)

Очень страшный. («рожки» из пальчиков)

Бу-бу, (два прыжка)

Испугаю. (топают)

Бу-бу, (два прыжка)

Забодаю. («бодаются»)
А. Введенский

«Тузик»

Вот он крутится волчком, (дети кружатся на месте, руки держат на поясе)

Тузик, Тузик, хвост крючком. (кружатся в противоположную сторону)

Вот летит во весь опор (двигаются по кругу, совершая подскоки)
То на речку, то во двор.

То дежурит у ворот – (приседают)

Словом, дел невпроворот. (снова двигаются по кругу, совершая подскоки)

            А. Прокофьев   

Тема «Дикие животные наших лесов»    

«Весёлые зверята»

Зайка скачет по кусточкам, (скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней)

По болоту и по кочкам.                       

Белка прыгает по веткам, (прыгают, согнув руки перед грудью)
Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый, (идут вперевалку)
У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек (двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки)

Катится колючий ежик.   

                        Н. Нищева

        «Кошка»

Вы со мной знакомы близко. (идут по кругу на носочках, крадучись, держа согнутые руки перед грудью)

Я приветливая киска.                        

Сверху — кисточки на ушках, (останавливаются, встают лицом в круг, делают «ушки» из ладошек, затем «когти» - из пальчиков)

Когти спрятаны в подушках.        

В темноте я зорко вижу, (вновь идут по кругу крадучись)
Понапрасну не обижу,

Но дразнить меня опасно — (опять останавливаются, встают лицом в круг и показывают «когти»)

Я царапаюсь ужасно.                        

                   В. Стоянов

«Лягушка»

На болотистой лужайке (совершают прыжки на обеих ногах, присев на корточки, уперев руки в колени, двигаясь по кругу друг за другом)

Забренчала балалайка.

Стадо целое лягушек (меняют направление движения)

Отдыхает на опушке.                  

«Раз, два. Раз, два. (встают, поворачиваются лицом в круг, совершают прыжки вприсядку)

Кваки-кваки-кваки-ква.                                 

Мы, лягушки-попрыгушки, (вновь прыгают по кругу на корточках)

Молодые и старушки,

Громко квакаем в болоте. (опять меняют направление движения)

Где таких певиц найдете?

Раз, два. Раз, два. (встают, поворачиваются лицом в круг, совершают прыжки вприсядку)

Кваки-кваки-кваки-ква».                                        

             Н. Нищева

Тема «Транспорт»

         «Поливальная машина»

Эта «тучка» на колесах (дети идут по кругу друг за другом, изображая, что крутят руль)

Дождь по городу везет.                        

Станут чистыми дороги, (идут по кругу, изображая, что подметают метлой)

Если тучка их польет.                       

           Н. Нищева

                   «Мчится поезд»

Чух-чух! Чух-чух! (дети бегут по кругу друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего ребенка)

Мчится поезд во весь дух.                

Паровоз пыхтит. (первый ребенок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносит слова паровоза)

- Тороплюсь! — гудит. —               

Тороплюсь! Тороплюсь!                        

          Э. Мошковская

«Машины»

На улице нашей (дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль)

Машины, машины.                        

Машины-малютки,                        

Машины большие.

Спешат грузовые, (делают разворот, двигаются в противоположную сторону)

Фырчат легковые.                        

Торопятся, мчатся,

         Как будто живые.

- Эй, машины, полный ход! (когда все «машины проехали», ребенок-«пешеход» «переходит улицу» и произносит эти слова)

Я — примерный пешеход:                

Торопиться не люблю,                        

Вам дорогу уступлю.

       Я. Тайц

Тема «Профессии»

            «Шофёр»

Качу, лечу (дети бегут по кругу и крутят воображаемый руль)

Во весь опор.

Я сам — шофер

И сам — мотор.

Нажимаю (останавливаются, нажимают правой ногой на воображаемую педаль и бегут в противоположную сторону)

На педаль —        

И машина    

Мчится вдаль.

Тема «Весна»

           «Зима прошла»

Воробей с березы (ритмично прыгают, хлопают руками по бокам)

На дорогу — прыг!                

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

Вот журчит в канавке (бегут по кругу, взявшись за руки)

Быстрый ручеек,

И не зябнут лапки — (ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом — против)

Скок, скок, скок!              

Высохнут овражки!

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки,

Чик-чирик!

М. Клокова

«Веснянка»

Солнышко, солнышко, (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Золотое донышко,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (бегут по кругу друг за другом на носочках)

Прилетели сто грачей, (бегут, взмахивая руками, как крыльями)

А сугробы тают, тают, (медленно приседают)

А цветочки подрастают. (тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки)

                 Н. Нищева       

Тема «Рыбы»

«На дне»

Улитки ползут, (дети передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной)

Свои домики везут.        

Рогами шевелят, (делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево-вправо)

На рыбок глядят.        

Рыбки плывут, (передвигаются по кругу, делая гребковые движения руками)

Плавничками гребут.        

Влево, вправо поворот, (выполняют повороты туловища влево, вправо и наоборот)

А потом наоборот.         
        И. Нищева

Тема «Комнатные растения»

             «На окне в горшочках»        

На окне в горшочках (дети сидят на корточках лицом в круг)

Поднялись цветочки. (медленно встают)

К солнцу потянулись, (тянутся на носочках, подняв руки вверх)

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки (разводят руки в стороны ладонями вверх)

Повернут цветочки,

Развернут бутоны, (соединяют руки над головой и медленно покачиваются)

В солнышке утонут.  

               Н. Нищева

 Тема «Насекомые»

         «Пчела»

Прилетела к нам вчера (дети   бегут   по   кругу на   носочках и машут воображаемыми крылышками)

Полосатая пчела,        

А за нею — шмель-шмелек (встают, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)

И веселый мотылек,        

Два жука и стрекоза,        

Как фонарики глаза. (делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам)

Пожужжали, полетали, (вновь бегут по кругу)

От усталости упали. (медленно опускаются на ковер)
     Н. Нищева

Тема «Лето»

              «Летом»

Луг совсем как ситцевый (дети бегут по кругу на носочках, руки на поясе)

Всех цветов платок -                        

Не поймешь, где бабочка, (бегут, взмахивая руками, как крыльями)

Где живой цветок. (приседают, поднимают и смыкают руки над головой)

Лес и поле в зелени, (встают, разводят руки в стороны)

Синяя река, (покачивают руками, изображая волны)

Белые, пушистые (вновь бегут по кругу на носочках)
В небе облака.

     Е. Трутнева

Тема «Игрушки»

«Неваляшки»

Мы веселые милашки, (руки на пояс, раскачиваться в стороны)

Чудо – куклы, неваляшки. (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем, (приседание)

Очень весело живем. (прыжки на месте)

Тема «Продукты питания»

«Компот»

Будем мы варить компот, (маршировать)

фруктов много надо, вот. (дети встают в круг)

Будем яблоки крошить, (далее имитировать действия под текст стихов)

грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

слив положим и песок.

Варим, варим мы компот, (приседать и хлопать в ладоши)

угостим честной народ.

Нищева Н.

Тема «Мамин праздник»

«Мамины помощники»

Маму я свою люблю (хлопки в ладоши)

И всегда ей помогу: (руки в стороны)

Я стираю, выжимаю, (имитация стирки, отжимания)

С ручек воду я стряхну, (потряхивание кистями рук)

Пол я чисто подметаю, (имитация подметания пола)

И стихи все повторю. (руки перед грудью «держат книгу»)

Тема «Зима»

         «Зимняя пляска»

Мы погреемся немножко, (обнять себя за плечи)

Мы похлопаем в ладошки:

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. (развести руки в стороны, хлопки в ладоши)

Ножки тоже мы погреем,

Мы потопаем скорее: (ходьба по кругу взявшись за руки)

Топ, топ, топ, топ. (остановиться и притопывать)

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели: (вытянуть руки вперед и поворачивать ладони вверх-вниз, будто показывая рукавицы)

Прыг, прыг, прыг, прыг. (прыжки на месте)

Тема «Хлеб»

         «Пироги»

Мы печем пшеничные

Пироги отличные. (имитация движения лепки)

Кто придет к нам пробовать (вытянуть вперед правую, затем левую руку ладонями вверх)

Пироги пшеничные? (слегка развести руки в стороны, пожать плечами)

Мама, папа, брат, сестра, (загибаем пальчики на обеих руках)

Пес лохматый со двора. (изобразить уши, приставив руки к голове)

Тесто замесили мы. («месить тесто» сжатыми в кулаки руками)

Сахар не забыли мы. (имитировать посыпание сахаром)

Пироги пшеничные («лепить пироги» руками)

В печку посадили мы. (вытянуть руки вперед, ладонями вверх)

Тема «Посуда»

         «Посуда»

         Есть в шкафу на кухне (потянуться вверх)

Для всего посуда: (развести руки в стороны)

Супница для супа (поворот, соединить вытянутые руки справа)

И для мяса блюдо. (поворот, соединить вытянутые руки слева)

В чайнике для чая воду кипятят, (руки на поясе, повороты тела)

Кашу ребятам в кастрюле томят, (присесть, руки в кольцо перед собой)

В сковородке жарят (стоя, поворачивать вытянутые руки)

Котлеты и блины.

Тарелки и ложки нам тоже нужны. (прыжки)

Тема «Обувь»

«Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоём (дети идут друг за другом по кругу)
Неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам, (дети прыгают, руки на поясе)
По зеленым берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
(идут, высоко поднимая колени)
Вдоль по улице шагали, (шагают)
После лезем под кровать. (приседают)
Будем там тихонько спать.
(закрывают глаза, ладошки под щечку)

Тема «Одежда»

«Платье»

Сшила мама дочке (повороты туловища вправо, влево)

Платье голубое,

Платье голубое (кружатся)

С белою каймою.

До чего нарядно (прыжки на месте)

Весело глядеть,

Надо это платье

К празднику надеть. (кружатся)

Тема «Животные жарких стран»

«Полосатые лошадки»
Полосатые лошадки, (бег, высоко поднимая колени)                                               
африканские лошадки!                                                    

Хорошо играть вам в прятки (присели, закрыли глаза руками)

на лугу среди травы! (встали на носочки, потянулись вверх)

Разрисованы лошадки (поглаживание ребром ладони вправо и влево, начиная с ног и заканчивая головой)
от копыт, до головы.

               М. Гоголева

Тема «Животные холодных стран»

«Пингвины»

Идут себе вразвалочку, (имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа, (идут степенно, важно, руки на поясе)

Пингвин-мама (идут побыстрее)

И сынишка пингвинишка (идут еще быстрее, подпрыгивая)

В черном фраке и манишке.

Тема «Сказки»

«Три медведя»

Три медведя шли домой. (дети идут на внешней стороне ступни)

Папа был совсем большой, (идут, подняв руки вверх)

Мама чуть поменьше ростом, (идут, опустив руки)

А сынок – малютка просто. (идут, согнув ноги в коленях)

Составила Н.В. Кузнецова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей 4-5 лет

К 4-5 годам приходит окончательное становление речи. Важно уделять большое внимание произношению звуков и закреплению артикуляции звуков. Поэтому логопедические упражнения в этом возрасте занимают осо...

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей средней группы

Логоритмические игры и упражнения для детей среднего дошкольного возраста распределены по лексическим темам....

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

У детей с интеллектуальными нарушениями сложно бывает вызвать познавательный интерес. В этом отношении логоритмические игры и упражнения помогают педагогу на музыкальном занятии.  Они вызывают эм...

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Цель: формирование у детей 5-7 лет умения синхронизировать движения с речью по показу педагога и самостоятельно придумывать логоритмические движения на текст и музыку по теме «Зима»Ожидаем...

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Цель: формирование у детей 5-7 лет умения синхронизировать движения с речью по показу педагога и самостоятельно придумывать логоритмические движения на текст и музыку по теме «Зима»Ожидаем...