Использование игр с мячами в коррекционной работе с детьми с ТНР.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Петрова Александровна

Материал будет полезен для педагогов работающих с детьми с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игр с мячами  в коррекционной работе с детьми с ТНР.

Петрова Татьяна Александровна

старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад №411» г.о. Самара

     В работе с детьми с ТНР мы опираемся на известное положение о том, что для полноценного формирования у ребенка навыков устной речи важно развивать у него мелкую моторику рук.   При формировании мелкой моторики развиваются не только пространственное восприятие, произвольное внимание, память, мышление, но и речь.        Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за  речь и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

      Используя мяч в играх с детьми, мы обратили внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом в коррекционной работе, поскольку игры с мячом:

  • отвлекают внимание детей от речевого дефекта;
  • освобождают детей от утомительной неподвижности во время НОД;
  • развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
  • регулируют силу и точность движений;
  • развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции;
  • развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

     Сейчас в продаже огромный выбор мячей: пластмассовые, резиновые, надувные, Су-Джок и др. Предлагаем вам подборку игр с разными видами мячей.

1.  Игры с большими мячами.

Эти игры не требуют большого пространства и их можно проводить как со всей группой, так и с подгруппой детей.

Игры на развитие ориентировки в пространстве, что важно для детей с нарушениями речи. Нарушение пространственного восприятия создает сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии.

«Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа-слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!»

«Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»

Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.

Ход. На пол кладется дорожка из 3-5 мячей. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагают пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч (в озможны варианты: начать с первого обруча, начать с последнего, пройти дорожку туда и обратно, пройти дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя.

Игры на обобщение и расширение словарного запаса. Развитие грамматического строя речи.

Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.

«Ловко мне мяч бросай и животных называй»

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход. Вариант 1. Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч. Называет относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а дети, обобщающие слова.

«Животные и их детеныши»

Цель: закрепление в речи названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Мяч лови, детеныша назови.

«Кто где живет?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «В».

Кто в берлоге, кто в норе?

Назови-ка поскорей!

«Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Мячик маленький поймай,

Да словечком приласкай.

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости

Кто ползет, а кто плывет,

Кто ползет, а кто идет.

По такому же принципу строим игры: «Подскажи словечко», «Составь предложение»,  «Горячий – холодный» (антонимы),  «Из чего сделано», «Лови да бросай – цвета называй», «Третий лишний»,  «Какой по форме», «Один – много».

Вспомнили и давно забытые игры с мячами из детства. Дети отбивают мяч о пол и проговаривают, например,  «Я знаю  названия трех домашних животных (цветов, мебели и т.д.)» и на каждый удар мяча произносят по одному названию из предложенной темы.

Цель: обобщение словарного запаса, закрепление правильного звукопроизношения, фонематических процессов.

Данные игры можно использовать при прохождении с детьми разных лексических тем.

Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Ход. Педагог называет цепочку из гласных звуков или слова с определенным звуком.

Если услышите звук «А», стукните об пол.

«Нужный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Ход. Педагог называет цепочку гласных звуков или слова с определенным звуком,  нужно подбросить мяч на заданный звук.  

«Мяч передавай - слова со звуком (а, о, и др.) называй"

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, придумывание слова с определенным звуком.

Ход. Педагог называет звук,  нужно придумать слово с названным звуком и передать  мяч следующему.

Игры и упражнения с мячом как средство развития мелкой моторик    

Можно использовать любые маленькие мячики или шарики.

Упражнения: 

сжимание мячика, обхват пальцами, прокатывание, прокатывание  между пальцами, разминание между ладонями.

mac7  mac1   mac2   mac3  mac4mac5mac6mac8  

Игры: «Фокусник».

 Дети перемещают мячик в соответствии с текстом. Игра совмещает в себе развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложных слов.

Вариант 1.

1. За рукой и под рукой                                              

Из-под кисти на покой.                                            

2. Между пальцев

Подержу.

И в ладошку положу.                              

3. Мяч снаружи, мяч внутри,  

 По руке скачу – смотри!                                                

4. Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

5. Мяч с одной рукой играет  

И к другой перебегает.

6. Дружит мяч с моей рукой –

Вот я фокусник какой!

Вариант 2. С мячиком – ежиком.

Я мячом круги катаю (между ладоней),

Взад – вперед его гоняю (смена рук).

Им поглажу я ладошку (поглаживание),

Будто я сметаю крошку (смена рук).

Я сожму его немножко (сжимание),

Как сжимает лапу кошка (смена рук).

Каждым пальцем мяч прижму (прижимание),

И с другой руки начну (смена рук).

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук (перебрасывание мяча с руки на руку)!

«Попади в цель».

Попасть (красным, синим и т.п.) мячиком в цель  правой (левой) рукой.

«Поймай шарик».

Прокатить шарик по столу, подтолкнув его правой рукой и поймав левой».

«Футбол».

Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута, это ворота. Пальца правой руки поочередно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

     Для следующих игр используем специальные пособия, которые довольно просты в изготовлении.

«Спираль»C:\Users\User\Desktop\IMG_20211101_150958.jpg

Цель: развитие мелкой моторики рук

Не ползет и не бежит,

Над цветком она кружит,

За витком идет виток

Вот и села на цветок.

Ход. Ребенок прокатывает мяч по спиральной дорожке и произносит слова.

«Путешествие колобка»

 Цель: закрепление изученных грамматических форм; правильное конструирование фразы; умение ориентироваться в пространстве; развитие мелкой моторики рук.C:\Users\User\Desktop\IMG_20211101_150958.jpg

Ход. Дети составляют веселые рассказы о приключениях колобка, сопровождая речь движениями. На панно можно выставить различные фигурки животных, мелкие игрушки и сочинять диалоги между собой.

«Веселые буквы»

Цель: развитие мелкой моторики, составление прямых и обратных слогов.C:\Users\User\Desktop\IMG_20211101_150958.jpg

Ход. Дети прокатывают разными пальцами правой и левой руки шарик и читают прямые и обратные слоги, составляют слово, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

«Запомни звук»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление гласных звуков.

Ход. Дети прокатывают разными пальцами правой и левой рукиC:\Users\User\Desktop\IMG_20211101_150958.jpg

 шарик по дорожкам от гриба к звуку, названному воспитателем.  

«Снежная фантазия»

 Цель: развитие мелкой моторики, развитие четкой дикции.

Ход. Дети прокатывают шарик по панно, сопровождая движения стихотворным текстом.

Мы снежинки! Это мы парашутики зимы.

Это мы над вами кружим, это мы с ветрами дружим.       C:\Users\User\Desktop\IMG_20211101_150939.jpg

Мы танцуем дни и ночи, даже несколько недель.

Наши танцы, между прочим, называются метель.

«Разноцветные шары»

 Цель: развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений, закрепление основных                            цветов,  закрепление гласных звуков, составление слогов.

Ход. Дети прокатывают мяч снизу вверх разными пальцами левой и правой руки, проговаривая слоги. Движениям пальцев предшествуют слова: C:\Users\User\Desktop\IMG_20211101_150945.jpg

Шарик, шарик не грусти, что тебя я отпустил. 

Но ты так хотел на небо - ты ж еще на небе не был.

 

   По аналогии можно придумать подобные пособия для различных игр по вашему желанию и в соответствии с другими целями коррекционной работы.

     Все описанные виды игр  включаем в НОД, в совместную и индивидуальную работу  с детьми. Организация игр групповая, подгрупповая, индивидуальная.

     Еще раз хочется отметить, что игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело, интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.

Литература:

Воробьёва Т.В., Крупенчук О.И. Мяч и речь – СПб., 2003

Дошкольная педагогика  /Май Июнь/ 2006, стр.40-41

Дошкольная педагогика /Ноябрь Декабрь/ 2005, стр.36-41

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О.А. Зажигина, СПб,; Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"

Презентация из 2 частей о логопедической работе  с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В данной статье описывается  использование мультимедийных презентаций  в процессе коррекционной  работы...

Опыт работы по использованию пальчикового театра в коррекционной работе с детьми с ОНР

В работе обобщены подходы в развитии мелкой моторики рук и представлен календарный план проведения пальчикового театра...

Презентация опыта работы "Использование метода «биоэнергопластики» в коррекционной работе с детьми с ТНР"

Применяю в работе с детьми с ТНР нестандартный, инновационный метод выполнения упражнений - артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики (автор Р.Г. Бушлякова)...

Использование нейропсихологических техник в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ. «Из опыта работы».

В конце прошлого века учеными были проведены несколько исследований показавшие, что определенные движения тела влияют на состояние нейронных связей в головном мозге. Глубже этим вопросом занимали...