Развитие связной речи
статья по развитию речи

Петрова Елена Александровна

Развитие связной речи

Сложно переоценить значение связной речи, ведь это не только умение верно излагать свои мысли, правильно говорить, но и возможность познавать окружающий мир. Большое значение приобретает развитие связной речи в семье.

 

Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестёр и братьев. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, не сюсюкать, не съедать слогов и окончаний, не торопиться, чётко произносить каждый звук.

 

На первом году жизни у ребёнка слуховое и зрительное сосредоточение развивается в том случае, если он систематически слышит речь взрослого и видит его.  К концу первого полугодия ребёнок произносит отдельные звуковые сочетания. Любые действия с игрушками и предметами взрослый должен сопровождать речью. Приучать ребёнка пользоваться словами, вызывать потребность говорить. К концу этого возрастного периода ребёнок пользуется невербальными средствами общения, но речь всё больше становится средством общения.

 

К началу второго года жизни малыш подражает речи взрослого, начинает изменять слова, пользуясь некоторыми грамматическими формами. На этом возрастном этапе у ребёнка необходимо развивать понимание речи взрослых, умение точно подражать словам, знакомить с названиями предметов и явлений, выражать свои мысли и желания при помощи коротких слов и предложений, поддерживать стремление общения с окружающими. Ребёнок быстро запоминает слова, которые он слышит ежедневно, поэтому необходимо проговаривать каждое действие с игрушками. К концу второго года жизни с ребёнком нужно говорить о тех предметах, которые он не видит в данный момент, но хорошо знает. Это упражняет не только его речь, но и память, учит вслушиваться и понимать речь без наглядного сопровождения. На развитие речи особое влияние оказывает чтение художественной литературы, где ребёнок учится вслушиваться в смысл произведения, развивается слуховое восприятие, представление, идёт интенсивная работа по формированию звуковой культуры речи, активизации словаря.

 

На третьем году жизни малыш сравнивает предметы, учится находить схожие признаки, его интересует то, что он видит. Поэтому он задаёт много вопросов. Это нельзя оставлять без внимания, так как ответы взрослых на вопросы ребёнка развивают речь, а также интеллектуальные способности. В этом возрасте необходимо обогащать словарь детей не только существительными и глаголами, но и прилагательными. Ребёнок учится чётко произносить звуки родного языка, поэтому побуждайте детей к проговариванию за вами отдельных слов, фраз, при чтении художественной литературы делайте паузы, чтобы малыш договаривал слово, фразу.

 

 На четвертом году жизни ребёнок легко запоминает и усваивает основные грамматические формы. Формирование разговорной речи происходит в повседневной жизни ребёнка. Родители для решения этой задачи должны создавать специальные условия: подбирать темы для общения, они могут быть самыми разнообразными; рассматривание картинок, иллюстраций в книгах согласно возрасту малыша. Учите выделять сначала главное в изображении, потом второстепенное. Чтение художественной литературы побуждает к размышлениям, к общению с взрослыми, идёт становление диалогической формы речи. В этом возрасте нельзя забывать и о звуковой стороне речи, так как активно развивается речевой слух, ребёнок слышит речь взрослого, замечает недостатки, старается их исправить.

 

На пятом году речь становится богаче, ребёнок пользуется сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями. Развитие связной речи является важным этапом в этом возрасте. Ребёнок делится впечатлениями, переживаниями, наблюдениями. Родители обязаны поддерживать речевую активность, уметь выслушать ребёнка, помочь передать содержание прочитанного.

 

 На шестом и седьмом году жизни родители должны продолжать работу над развитием и совершенствованием связной речи. При формировании выше перечисленных компонентов речи у дошкольников практичное место занимают речевые упражнения, игры, содержание которых должно соответствовать возрасту ребёнка. Только они предупреждают речевые недостатки, развивают внимание к слову, его значению, умение выбирать из своего словарного запаса точное подходящее слово. Когда усвоено название предметов и игрушек, игры можно проводить без них. Родители могут влиять на игру косвенно, через ролевое поведение и отдельные предложения, вопросы. Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у детей умение описывать предмет по основным признакам, составлять рассказы.

 

Таким образом, речевые игры и упражнения, применяемые на любом возрастном этапе в дошкольном детстве, решают в комплексе все задачи речевого развития. Уровень развития речи зависит от взрослых, от условий, которые они создадут для детей и обеспечат тем самым полноценное развитие и успешную адаптацию к новым меняющимся жизненным условиям.

 

 С раннего детства ребенку нужно открыть радость быть зрителем, слушателем, читателем. В семье необходимо большое внимание уделять приобщению ребенка к чтению, воспитанию у него любви к книге. Для совершенствования речевых умений ребенка можно предлагать рассказать или пересказать смешной сюжет с постепенной передачей функции рассказчика ребенку. Желательно, чтобы совместные занятия, как и просмотр кино - фильмов, спектаклей, телепередач, дополнялось последующим обсуждением прочитанного, увиденного. Беседы детей с родителями должны постоянно иметь место, именно в них формируется культура речи.

 

 Вот несколько правил, которые необходимо соблюдать, работая над правильным произношением ребенка.

Что нужно делать:

1. Создать в доме благоприятную атмосферу, всегда говорить четко и правильно.

2. Избегать ссор между родителями в присутствии малыша.

3. Беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать.

4. Не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком. 5.Проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме.

6. Развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук.

7. Следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу.

8. Объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом.

 

Чего делать нельзя:

1. Искажать звукопроизношение - «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком.

2. При общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами.

3. Наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят или неправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа по развитию связной речи в семье должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приемы по формированию культуры речи и фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребенка. Родителям необходимо помнить, что в развитии связной речи у своего ребенка необходимо соблюдать дидактический принцип "от простого к сложному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley._razvitie_svyaznoy_rechi.docx55.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

« Развитие связной речи »

Сложно переоценить значение связной речи, ведь это не только умение верно излагать свои мысли, правильно говорить, но и возможность познавать окружающий мир. Большое значение приобретает развитие связной речи в семье.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в услови

Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестёр и братьев. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, не сюсюкать, не съедать слогов и окончаний, не торопиться, чётко произносить каждый звук.

На первом году жизни у ребёнка слуховое и зрительное сосредоточение развивается в том случае, если он систематически слышит речь взрослого и видит его.  К концу первого полугодия ребёнок произносит отдельные звуковые сочетания. Любые действия с игрушками и предметами взрослый должен сопровождать речью. Приучать ребёнка пользоваться словами, вызывать потребность говорить. К концу этого возрастного периода ребёнок пользуется невербальными средствами общения, но речь всё больше становится средством общения.

К началу второго года жизни малыш подражает речи взрослого, начинает изменять слова, пользуясь некоторыми грамматическими формами. На этом возрастном этапе у ребёнка необходимо развивать понимание речи взрослых, умение точно подражать словам, знакомить с названиями предметов и явлений, выражать свои мысли и желания при помощи коротких слов и предложений, поддерживать стремление общения с окружающими. Ребёнок быстро запоминает слова, которые он слышит ежедневно, поэтому необходимо проговаривать каждое действие с игрушками. К концу второго года жизни с ребёнком нужно говорить о тех предметах, которые он не видит в данный момент, но хорошо знает. Это упражняет не только его речь, но и память, учит вслушиваться и понимать речь без наглядного сопровождения. На развитие речи особое влияние оказывает чтение художественной литературы, где ребёнок учится вслушиваться в смысл произведения, развивается слуховое восприятие, представление, идёт интенсивная работа по формированию звуковой культуры речи, активизации словаря.

На третьем году жизни малыш сравнивает предметы, учится находить схожие признаки, его интересует то, что он видит. Поэтому он задаёт много вопросов. Это нельзя оставлять без внимания, так как ответы взрослых на вопросы ребёнка развивают речь, а также интеллектуальные способности. В этом возрасте необходимо обогащать словарь детей не только существительными и глаголами, но и прилагательными. Ребёнок учится чётко произносить звуки родного языка, поэтому побуждайте детей к проговариванию за вами отдельных слов, фраз, при чтении художественной литературы делайте паузы, чтобы малыш договаривал слово, фразу.

Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет.  Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки  речевого развития.

 На четвертом году жизни ребёнок легко запоминает и усваивает основные грамматические формы. Формирование разговорной речи происходит в повседневной жизни ребёнка. Родители для решения этой задачи должны создавать специальные условия: подбирать темы для общения, они могут быть самыми разнообразными; рассматривание картинок, иллюстраций в книгах согласно возрасту малыша. Учите выделять сначала главное в изображении, потом второстепенное. Чтение художественной литературы побуждает к размышлениям, к общению с взрослыми, идёт становление диалогической формы речи. В этом возрасте нельзя забывать и о звуковой стороне речи, так как активно развивается речевой слух, ребёнок слышит речь взрослого, замечает недостатки, старается их исправить.

На пятом году речь становится богаче, ребёнок пользуется сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями. Развитие связной речи является важным этапом в этом возрасте. Ребёнок делится впечатлениями, переживаниями, наблюдениями. Родители обязаны поддерживать речевую активность, уметь выслушать ребёнка, помочь передать содержание прочитанного.

Консультация «Роль родителей в развитии связной речи у детей с ОНР» |  Авторская платформа Pandia.ru

 На шестом и седьмом году жизни родители должны продолжать работу над развитием и совершенствованием связной речи. При формировании выше перечисленных компонентов речи у дошкольников практичное место занимают речевые упражнения, игры, содержание которых должно соответствовать возрасту ребёнка. Только они предупреждают речевые недостатки, развивают внимание к слову, его значению, умение выбирать из своего словарного запаса точное подходящее слово. Когда усвоено название предметов и игрушек, игры можно проводить без них. Родители могут влиять на игру косвенно, через ролевое поведение и отдельные предложения, вопросы. Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у детей умение описывать предмет по основным признакам, составлять рассказы.

Таким образом, речевые игры и упражнения, применяемые на любом возрастном этапе в дошкольном детстве, решают в комплексе все задачи речевого развития. Уровень развития речи зависит от взрослых, от условий, которые они создадут для детей и обеспечат тем самым полноценное развитие и успешную адаптацию к новым меняющимся жизненным условиям.

 С раннего детства ребенку нужно открыть радость быть зрителем, слушателем, читателем. В семье необходимо большое внимание уделять приобщению ребенка к чтению, воспитанию у него любви к книге. Для совершенствования речевых умений ребенка можно предлагать рассказать или пересказать смешной сюжет с постепенной передачей функции рассказчика ребенку. Желательно, чтобы совместные занятия, как и просмотр кино - фильмов, спектаклей, телепередач, дополнялось последующим обсуждением прочитанного, увиденного. Беседы детей с родителями должны постоянно иметь место, именно в них формируется культура речи.

 Вот несколько правил, которые необходимо соблюдать, работая над правильным произношением ребенка.

Что нужно делать:

1.Создать в доме благоприятную атмосферу, всегда говорить четко и правильно.

 2.Избегать ссор между родителями в присутствии малыша.

 3.Беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать.

 4.Не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком. 5.Проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме.

 6.Развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук.

7.Следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу.

 8.Объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом.

Чего делать нельзя:

1.Искажать звукопроизношение - «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком.

2.При общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами.

3.Наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят или неправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.

 Таким образом, можно сделать вывод, что работа по развитию связной речи в семье должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приемы по формированию культуры речи и фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребенка. Родителям необходимо помнить, что в развитии связной речи у своего ребенка необходимо соблюдать дидактический принцип "от простого к сложному".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...