Памятка для родителей "Советы логопеда"
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа)

Холина Лира Ахметгалиевна
В памятку включены: - комплекс артикуляционной гимнастики - информация о звуках и буквах - чистоговорки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka20ot20logopeda.docx248.68 КБ

Предварительный просмотр:

Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребенка - язык, губы, челюсти – также работал правильно и четко.

Что необходимо знать!

1.Выполнять артикуляционные упражнения следует несколько раз в день.

2.Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом.

3.Количество повторов каждого упражнения от 5-10 раз.

Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

Звуки и буквы.

1. Звук мы слышим и произносим.

Звуки речи на письме обозначаются буквами.

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Сначала нужно различать звуки на слух (выделять звук среди других звуков,  

находить звук в слове), а потом учиться обозначать звук буквой.

2. Звуки бывают гласные и согласные.

Звуки, которые можно петь и при произнесении которых воздух изо рта выходит свободно, не встречает преград, называются гласными. Звуки, которые нельзя петь и при произнесении которых воздух во рту встречает на своем пути преграду в виде языка, губ или зубов, называются согласные.

3. Гласные звуки и буквы.

Гласные звуки мы можем петь. Мы обозначаем их красным квадратом.

В русском языке 6 гласных звуков: [а],[о],[у],[и],[э],[ы]. На письме гласные звуки обозначаются гласными буквами, в русском алфавите их 10 – а,о,у,и,ы,э,я,е,ю ё.

Запомните: нет гласных звуков «я», «ю», «е», «ё». Это гласные буквы, которые состоят из звуков: я-[й][а], ю-[й][у], е-[й][э], ё-[й][о]. Если есть задание придумать  слово с гласным звуком, подбирайте только те слова, в которых звук стоит под ударением. Например: нельзя на звук «о» придумать слово «огурец», т.к. пишем «о», а слышим «а».

4. Согласные звуки и буквы.

В русском языке 36 согласных звука: [б/б’], [в/в’], [г/г’],[д/д’], [ж], [з/з’],[й], [к/к’], [л/л’],[м/м’], [н/н’], [п/п’],[р/р’], [с/с’], [т/т’],[ф/ф’], [х/х’], [ц],[ч], [ш], [щ].

МБДОУ Д/сад «Звёздочка»

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Выпускнику

Логопед:

Сысоева Лира Ахметгалиевна

п.Первомайский, 2022 г.

Артикуляционная гимнастика

Бублик

Техника: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд. На первых занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между зубами или карандаш.

Месим тесто

Техника: губки раздвинуты в широкой улыбке, между зубами небольшая щель. Язык нужно расслабить и распластать. Протолкнуть кончик через межзубную щель наружу. Зубы активно покусывают его, мешая проходить. Постепенно продвигаясь вперед, язык становится тонким и широким. Двигайте органом до предела, затем верните обратно в рот, продолжая покусывать.

Блинчики

Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.

 Вкусное варенье

Техника: рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения. Облизывать из стороны в сторону неэффективно для ослабленных мышц.

Чашечка

Техника: расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать. Считаем до 10.

Качели

Техника: рот приоткрывается нешироко, губы улыбаются, зубы видны. Язык укладывается на нижнее небо в расслабленном состоянии, кончик упирается в зубы. Считаем до 5. Поднимаем широкий язычок наверх, цепляем кончик за внутреннюю стенку верхних зубов. Считаем до 5. Смена положения продолжается 4-5 раз. Важно удерживать челюсть и губы без движения.

Грибок

Техника: рот широко открывается, язык стремится наверх, присасывается к верхнему небу. Кончик фиксируется у передних зубов.

Парус

Техника: губки улыбаются, ротик немного приоткрыт. Язык заводится за верхний зубной ряд, удерживается в напряженном состоянии 5-10 секунд.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их нетрудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!        

ритмично сжимать и разжимать кулачки. на счет – поочередно загибать пальцы на обеих ручках.

ЧИСТОГОВОРКИ

Ра – ра – ра – перед нами гора.

Ро – ро – ро – возьми перо.

Ру – ру – ру – спрятался бобёр в нору.

Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.

Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.

Жи-жи-жи – нас услышали ужи.

Же-же-же – приползли ужи к меже.

Ша - ша - ша - как погода хороша!

Шу -шу - шу - никуда я не спешу.

Ши - ши - ши - свежим воздухом дыши!

Шо - шо - шо - солнце греет хорошо!

Шэ - шэ - ше - как приятно на душе!

ЛА-ЛА-ЛА – быстро вертится юла;

ЛО-ЛО-ЛО – (мы) приехали в село,

ЛУ-ЛУ-ЛУ – (мы) сидим на полу,

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – мы расставили столы,

АЛ-АЛ-АЛ – наш малыш упал,

ОЛ-ОЛ-ОЛ – мы пойдём на футбол,

УЛ-УЛ-УЛ – наш малыш уже уснул,

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ - твой суп уже остыл.

СА – СА – СА – выпала роса за – за – за – залетела стрекоза

Си – си – си – смотри не укуси зи – зи – зи – капусту погрузи

Се – се – се – узоры в полосе зи – зи – зи – автобус, тормози

Сы – сы – сы – кусаются осы зы – зы- зы – на возу арбузы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкеты, памятки и приглашения на консультацию для родителей. (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Одной из форм работы с родителями является анкетирование. Оно должно отражать чёткие представления родителей об отношении к логопедическим занятиям, к специалисту, работающему с его ребёнком. Анкетиро...

Когда обращаться к логопеду: памятка для родителей

Материал для будущих родителей. Основные этапы становления и развития речи детей, несколько советов родителям....

Памятка для родителей, воспитателей, начинающих логопедов

Памятка для родителей, воспитателей, начинающих логопедов "Этапы усвоения детьми трудных звуков"...

Памятка для учителя-логопеда по заполнению речевой карты.

Анамнестические данные. Особенности артикуляционного аппарата.Сенсомоторный уровень речи. Общее звучание речи. Артикуляционная  моторика. Звукопроизношение. Слоговая стру...

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании ДОУ в начале учебного года + буклет (памятка) о выполнении домашних заданий учителя-логопеда

Выступление на родительском собрании ДОУ в начале года, на котором я рассказала о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей и о правилах работы в домашних логопедических тетрадях. За...

Буклет-памятка "Задания учителя-логопеда на лето"

Задания учителя-логопеда для родителей на летний период...

Памятка для учителя-логопеда по заполнению речевой карты

Данная памятка поможет при заполнении разделов речевой карты...