Инновационные технологии в работе учителя-логопеда в ДОУ
материал по логопедии

из опыта работы учителя-логопеда ДОУ: Криотерапия, Су-Джок терапия

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Сейкинская СОШ» детский сад «Рябинка»

Каюкова Наталья Владимировна, учитель-логопед

Слайд 1

Современные технологии речевого развития

в практике учителя-логопеда в ДОО

Из опыта работы учителя-логопеда детского сада

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. На сегодняшний день существуют различные технологии в работе логопеда, которые способствуют эффективному речевому развитию ребенка и коррекции имеющихся нарушений. Каждый логопед использует в своей практике наиболее эффективные, инновационные для них технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Я в своей коррекционно-развивающей работе тоже применяю современные технологии и хочу представить две из них.

Слайд 2 

Первая технология – это Су-Джок терапия. Основателем Су-Джок терапии является профессор Пак Чжэ Ву.  В переводе с корейского языка «Су» означает кисть, «Джок» - стопа. Су-джок - это массажный шар-ежик и 2 металлических эластичных кольца, помещенные внутри шарика.

Слайд 3

Цель: Повышение эффективности педагогической деятельности по развитию речи у детей дошкольного возраста путем использования Су-Джок терапии.

Задачи:

1. Стимулировать речевые области в коре головного мозга;

2. Развивать память, внимание;

3. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, ориентировки в собственном теле;

4. Развивать мелкую моторику рук;

5. Нормализовать мышечный тонус;

6. Повышать физическую и умственную работоспособность детей;

7. Развивать фантазию и воображение детей;

8. Совершенствовать лексико-грамматические категории;

9. Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки;

10. Развивать связную речь.

Су- Джок терапия относится к здоровьесберегающей технологии.

Слайд 4 

Применяя Су-джок терапию в коррекционно-развивающей работе, я использую следующие виды деятельности с детьми:

  • Пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж;
  • Заучивание стихов;
  • Составление рассказов;
  • Сочинение сказок, историй.
  • Дидактические игры и упражнения.

Слайд 5 

Автоматизацию и дифференциацию звуков провожу в таких видах деятельности, как: пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж. Для этой работы с детьми использую стихотворный материал, насыщенный определенными звуками.

Например,

Автоматизация звука ш, с помощью массажного мячика:

Погладь мои ладошки еж,

Ты колючий, ну и что ж,

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить

Или автоматизация звука Ш с помощью массажных колец:

ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа (мизинец).

Таким образом, одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи. И развитие мелкой моторики рук.

Слайд 6

Развитие фонематического слуха и восприятия провожу в форме игр:

- «спрячь мячик в ладошке, если звук в слоге, слове есть» - я называю слоги или слова с заданным звуком, когда ребенок слышит нужный звук – он прячет шарик в ладошке.

- «Если звук услышат ушки – подними мяч над макушкой» - если ребенок в слогах или словах слышит заданный звук, он поднимает шарик над головой.

-игра «Телеграфисты» (я простукиваю мячиком ритмический рисунок, затем ребенок воспроизводит простукиванием мячика заданный ритмический рисунок).

Слайд 7

Для совершенствования лексико-грамматических категорий выбираю форму работы - игру.

           «Мячик кати – слово говори» 

       Виды игры с перекатыванием мячика друг другу: «Один – много», «Назови ласково», «Скажи наоборот».

Например, игра «Один-много». Я прокатываю «чудо-мячик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью мячик, откатывает его назад мне, называя существительные во множественном числе. Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

Игра «Ловко с мячиком играем и предлоги называем»

        На столе коробка, по моей инструкции ребенок кладет шарики соответственно:

красный мячик - в коробку

желтый – на коробку

зеленый – около коробки

синий – за коробку.

Затем наоборот, ребенок должен описать моё действие.

Слайд 8

Работа над совершенствованием навыков пространственной ориентации, ориентировки в собственном теле, развитием памяти, внимания также принимает форму игры.

Игра «Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»

        Дети выполняют инструкцию:

- надень колечко на мизинец правой руки, на указательный палец левой руки и т.д.;

- возьми мячик в правую руку и спрячь за спину;

- положи шарик на стол справа от себя.

Игра «Глазки закрывай, на каком пальце колечко –  угадай»

       Ребенок закрывает глаза, я надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

Слайд 9

Для развития фантазии, воображения и связной речи детей применяю вид деятельности – составление рассказов, сочинение сказок, историй совместно с самомассажем.

Мячик в руки ты возьми – сказку сочини.

Включаю элементы сказкотерапии, куклотерапии (с помощью сказочных героев кукольного театра и мягких игрушек вместе с детьми составляем рассказы, сочиняем истории и сказки про ежика, а также воспроизводим сюжеты сказок других авторов).

Слайд 10

Таким образом, систематическая работа по речевому развитию с использованием Су–Джок терапии не только мотивирует детей на занятие, но и позволяет повысить их речевую активность - это проявляется в разучивании стихотворений для самомассажа, пальчиковой гимнастики, в сочинении рассказов, сказок и историй. Отмечается улучшение координации речи с движением.

Список использованной литературы:

  1. Кравчук И.А., Шишова Н.В. Использование метода Су-Джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста/ Дошкольная педагогика/ Январь/2012.
  2. Су-Джок терапия в коррекционно-практической работе с детьми. / Л.А. Ивчатова. – Логопед – 2010. №1.

Криотерапия

Вторая технология, которую я применяю на практике в коррекционно-развивающей работе – это Криотерапия.

Слайд 11

Криотерапия – (от латинского «крио» - холод, «терапия» - лечение, воздействие).

Криотерапия в педагогику пришла из медицины. Основателем криомассажа можно считать японского ученого Таимо Ямаучи, который в 70-х годах предложил использовать в лечебных целях воздух, охлажденный до 100-180°С ниже нуля.

Слайд 12

Цель: Создание условий, обеспечивающих развитие речи детей с использованием криотерапии.

Задачи:

- Совершенствовать тонкие дифференцированные движения кистей рук, активизировать мелкую моторику;

- совершенствовать двигательные функции артикуляционного аппарата;

- развивать креативные способности дошкольников;

- формировать позитивный настрой на занятия;

- повысить работоспособность, улучшить соматическое состояние.

Криотерапия относится к здоровьесберегающей технологии.

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц и сужение сосудов, а от тепла расслабление мышц и расширение сосудов. За счет этого происходит увеличение кровотока, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Развивающаяся мелкая моторная деятельность кистей ребенка способствует активации областей мозга, отвечающих за речевые функции. Такие процессы приводят к улучшению речи, повышению качества произношения. Помимо речевой функции повышается память, внимание, мышление.

Слайд 13

Использование криотерапии способствует:
- развитию тактильной чувствительности;
- активизации иннервации мышц тонкой моторики;

- общему укреплению организма;
- развитию моторных центров коры головного мозга.
Длительность сеанса:
- Продолжительность терапии: 5-60 секунд;

- две процедуры в неделю в течении месяца;
- подходов: 3 за сеанс;

- количество сеансов: 10;
- курсы криотерапии проводятся: 3 раза в год.

Методика проведения криотерапии

Для её проведения я заготовила кусочки льда, некоторым придала цвет, добавив краски. В качестве форм я использую «шашечки», специальные силиконовые ёмкости для заморозки, формочки для игр с песком, подставки от шоколадных конфет, яиц и т.д.

Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе.  

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:

1 этап – чередование теплых и холодных процедур.

Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

Слайд 14

1 категория игр

Погружение рук в бассейн со льдом. Время взаимодействия со льдом- 5-8 секунд. Для первой категории использую такие игры, как:

(игра «Достань игрушку», «Найди на ощупь») – развитие тактильных ощущений. Дети достают игрушки изо льда или ищут в ёмкости со льдом игрушки на ощупь.

(«Прошагай по льдинам») – автоматизация звуков в чистоговорках, скороговорках. Ребенку предлагаю пальчиками «шагать» по льдинкам и проговаривать чистоговорку, скороговорку.

 («Пошипим, посвистим») - развитие фонематического слуха и фонематических представлений. Со дна емкости с кубиками льда доставать предметы, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.

После каждого погружения в ледяной бассейн дети согревают руки о грелку, бутылку с горячей водой.

Слайд 15

После третьего подхода дети согревают руки и насухо вытирают полотенцем.

Слайд 16 

2 этап - растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.

После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях.

Слайд 17

3 этап - развитие тактильной чувствительности, массаж рук с помощью предметов разных фактур (шишки, мячики, пробки, жесткая щетка, крупный наждак). Игра с тактильной доской.

Игры 2,3,4 категории предполагают более длительный контакт со льдом, поэтому добавляю их к первой категории игр постепенно, дозированно.

Слайд 18

2 категория игр

Выкладывание разноцветных кубиков льда. Взаимодействие со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

        «Зашифруй слово» - формирование фонематического анализа. На дне емкости льдинки трех цветов: красного, синего, зеленого. Я показываю картинку или называю слово и предлагаю сделать звуковой анализ слова.

«Найди звук в слове» - развитие умения находить место заданного звука в слове.

На дне емкости цветные кубики льда и звуковая дорожка. Я называю звук, местоположение которого, необходимо определить в названных словах. Затем я произношу слово, ребенок слушает и определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и ставит льдинку на звуковую линейку.

Слайд 19

3 категория игр

Выкладывание мозаичного рисунка из льдинок. Время взаимодействия со льдом до 25-30 секунд.

Игра «Выложи букву» - закрепление зрительного образа буквы. Дети выкладывают буквы изо льда.

Игра «Рисуем и рассказываем» - развитие связной речи. Дети рисуют цветными льдинками рисунки. Затем по своим рисункам составляют описательный рассказ.

Слайд 20

4 категория игр

Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

Игра «Построй замок» - способствует развитию фантазии и стабилизируют эмоционально-волевую сферу. Дети строят замки из льдинок.

Слайд 21

Применяю Криотерапию в развитии дыхания

Все игры направлены на сдувание, передвижение кубиков льда по поверхности с помощью воздушной струи.

«Помоги Маше дойти до медведя» - развитие дыхания. Ребёнок воздушной струей передвигает цветной кубик льда, оставляя за собой цветную дорожку. Это может быть машина, зайка, медведь и т.д.  в зависимости от сюжета.

«Соревнования» - развитие дыхания. Передвижение кубиков льда по игровому полю с помощью воздушной струи.

Слайд 22

Противопоказания:

При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при непереносимости холода, повышенной температуре тела, при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др.).

Слайд 23

Результат: В заключение можно сказать, что игры со льдом вызывают у наших воспитанников радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоционально ярких впечатлений, переживаний. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще, и способствуют положительной динамики в коррекционной работе. Эффективность криотерапии в логопедии значительна, у детей улучшается четкость речи.

Список использованной литературы:

  1. О.В. Степанченко, В.И. Виноградова. «Методика искусственной локальной гипотермии». Сборник «Современные технологии реабилитации в педиатрии». П\р. Е.Т. Лильина. «ОДИinternational» Москва-2000.

Интернет ресурсы:

  1. Криотерапия как эффективная логопедическая методика развития речи html://maam.ru/ detskijsad/krioterapija-kak-yefektivnaja-logopedicheskaja-metodika-razvitija-rechi.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии речевого развития в практике учителя-логопеда в ДОО Учитель-логопед Каюкова Н.В.

Слайд 2

Су- Джок терапия Основатель - профессор Пак Чжэ Ву . В переводе с корейского языка « Су» означает кисть, « Джок » - стопа. Су- джок - это массажный шар-ежик и 2 металлических эластичных кольца, помещенные внутри шарика.

Слайд 3

Цель: Повышение эффективности педагогической деятельности по развитию речи у детей дошкольного возраста путем использования Су- Джок терапии. Задачи : 1. Стимулировать речевые области в коре головного мозга; 2. Развивать память, внимание; 3. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, ориентировки в собственном теле; 4. Развивать мелкую моторику рук; 5. Нормализовать мышечный тонус; 6. Повышать физическую и умственную работоспособность детей; 7. Развивать фантазию и воображение детей; 8. Совершенствовать лексико-грамматические категории; 9. Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки; 10. Развивать связную речь. Технология : Здоровьесберегающая .

Слайд 4

Виды деятельности: - п альчиковая гимнастика; - массаж; - самомассаж; - д идактические игры и упражнения; - з аучивание стихов; - с оставление рассказов; - с очинение сказок, историй.

Слайд 5

Автоматизация и дифференциация звуков

Слайд 6

Развитие фонематического слуха и восприятия

Слайд 7

С овершенствование лексико-грамматических категорий

Слайд 8

Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировки в собственном теле, развитие памяти, внимания

Слайд 9

Развитие фантазии, воображения и связной речи

Слайд 10

Результат: систематическая работа по речевому развитию с использованием Су– Джок терапии не только мотивирует детей на занятие, но и позволяет повысить их речевую активность - это проявляется в разучивании стихотворений пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок и историй. Отмечается улучшение координации речи с движением.

Слайд 11

«Криотерапия» Криотерапия - (от латинского «крио» - холод, «терапия» - лечение, воздействие ). В официальную медицину понятие «криотерапия» ввел немецкий католический священник Себастьян Кнейп . Основателем криомассажа можно считать японского ученого Таимо Ямаучи , предложившего использовать в лечебных целях воздух, охлажденный до 100-180° С ниже нуля.

Слайд 12

Цель: Создание условий, обеспечивающих развитие речи детей с использованием криотерапии. Задачи: - Совершенствовать тонкие дифференцированные движения кистей рук, активизировать мелкую моторику; - нормализовать мышечный тонус органов артикуляции; - совершенствовать двигательные функции артикуляционного аппарата; - развивать креативные способности дошкольников; - формировать позитивный настрой на занятия; - повысить работоспособность, улучшить соматическое состояние. Технология: Здоровьесберегающая .

Слайд 13

Использование криотерапии способствует: - развитию тактильной чувствительности; - активизации иннервации мышц тонкой моторики; - развитию моторных центров коры головного мозга. Длительность сеанса: - Продолжительность терапии: 5-60 секунд; - две процедуры в неделю в течении месяца; - подходов: 3 за сеанс; - количество сеансов: 10; - курсы криотерапии проводятся: 3 раза в год. Методика проведения криотерапии Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов: 1 этап – чередование теплых и холодных процедур. 4 категории игр по степени продолжительности :

Слайд 14

1 категория игр Погружение рук в бассейн со льдом – 5-8 секунд.

Слайд 17

3 этап - развитие тактильной чувствительности , массаж рук с помощью предметов разных фактур (шишки, мячики, пробки, жесткая щетка, крупный наждак).

Слайд 18

2 категория игр Выкладывание разноцветных кубиков льда. Взаимодействие со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

Слайд 19

3 категория игр Выкладывание мозаичного рисунка из льдинок - на 25-30 секунд.

Слайд 20

4 категория игр Выкладывание замков из льдинок - от 30 до 60 секунд.

Слайд 21

Развитие дыхания Все игры направлены на сдувание, передвижение кубиков льда по поверхности с помощью воздушной струи.

Слайд 22

Противопоказания. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром . С осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми, гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при непереносимости холода, при повышенной температуре тела, при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др.).

Слайд 23

Результат: В заключение можно сказать, что игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают много эмоционально ярких впечатлений, переживаний. Все знания, которые дети получают во время игры со льдом, усваиваются гораздо быстрее и проще, и способствуют положительной динамике в коррекционной работе . Эффективность криотерапии в логопедии значительна, у детей улучшается четкость речи.

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в работе учителя – логопеда. Дидактический синквейн.

Опыт работы с детьми, имеющими  речевые нарушения, показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связан...

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Доклад выступления на спец совете учреждения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

Текст выступления.Данные методики и спользуются в работе учителя-логопеда...

Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда. Мнемотехника.

Презентация. Использование нновационных технологий в работе учителя- логопеда. Мнемотехника....

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда.

На сегодняшний день коллективы педагогов, трудящихся в дошкольных образовательных учреждениях направляют все свои усилия на внедрение в работу различных инновационных технологий. Любая инновация пред...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...