развитие речевого дыхания
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Мастер-класс для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Сёйкинская СОШ» детский сад «Рябинка»

Каюкова Наталья Владимировна, учитель-логопед

Актуальность

Одним из важных разделов логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Известно, что произношение звуков имеет тесную связь с дыханием.

Нормальное звукообразование обеспечивается правильным речевым дыханием. Также от речевого дыхания зависит громкость речи, четкое соблюдение пауз, сохранение выразительности и плавности. Речевое дыхание называют фундаментом формирования устной речи. Для того чтобы ребенок хорошо умел владеть голосом, необходимо его научить правильному дыханию. Под правильным дыханием понимается короткий глубокий вдох и плавный экономный выдох. У детей часто наблюдаются трудности в овладении правильным речевым дыханием, поэтому данная проблема является актуальной.

Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков, потому что, некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Дети не умеют рационально использовать выдох, речь на вдохе, что отрицательно влияет на развитие речи. У них, наблюдается слабость силы выдоха и длительности речевого выдоха. Поэтому, развитие дыхания один из важных этапов коррекционной работы с детьми.

Регулярность и систематичность проведения дыхательных упражнений способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, а также профилактике болезней дыхательных путей. С родителями хочу поделится опытом изготовления одного из пособий для выработки правильного речевого дыхания.

Мастер-класс для родителей

Развитие речевого дыхания

Цель: Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей.

Задачи:

- Рассказать родителям о необходимости развития у детей речевого дыхания;

- продемонстрировать пособия для развития речевого дыхания;

- дать родителям рекомендации по проведению дыхательных упражнений;

- способствовать формированию у родителей чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы;

 - создать атмосферу дружелюбия и хорошего настроения при совместной работе.

План мастер-класса:

I. Теоретическая часть

  1. Что такое речевое дыхание?
  2. Необходимость развития речевого дыхания у детей.
  3. Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания.
  4. Разъяснение правил проведения упражнений для развития дыхания.

II. Практическая часть

1. Изготовление своими руками пособия карусель «Бабочки» для развития речевого дыхания.

Предварительная работа:  

- разработка и составление мастер-класса;

- изготовление буклетов-памяток для родителей;

- подготовка пособий и описания к ним для выставки «Играем – дыхание развиваем».

Оформление и техническое оснащение мастер-класса:  

- Выставка пособий «Играем – дыхание развиваем»;

Оборудование:

Картонные трафареты бабочек разных размеров, ножницы, карандаши простые, фетр разного цвета, нить (пряжа), кольцо от детской пирамидки, иглы для шитья с большим ушком, бусины.

Ход мастер-класса:

Логопед: - Здравствуйте уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на своем мастер-классе, который посвящен такому важному вопросу «Развитие речевого дыхания у детей».

Логопед: Предлагаю познакомиться, для этого вам нужно передавать мяч друг другу, называя свои имя и отчество.

Логопед: Сегодня я хочу вам рассказать, что такое речевое дыхание?  
Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое дыхание или физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох по времени примерно равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, короткий вдох через нос и продолжительный выдох через рот. У ребенка недостаточно развито речевое дыхание, он не умеет рационально использовать выдох, речь на вдохе, слабая воздушная струя, это отрицательно влияет на развитие речи.

Логопед: Какова же важность работы над развитием дыхания у детей?

Правильное речевое дыхание – это основа нормального звукопроизношения и речи в целом, ее громкости, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Правильному речевому дыханию детей можно обучить, выполняя дыхательные упражнения в игровой форме, что вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, способствует более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.

Также, правильное дыхание стимулирует работу сердечно - сосудистой, нервной системы, головного мозга, укрепляет защитные силы организма. Оздоровительная работа основана на носовом дыхании. Выдыхаемый через нос воздух согревает и увлажняет носовые ходы, предохраняет от сухости, переохлаждения и инфицирования. Важно также научить ребенка носовому дыханию, особенно при ходьбе, что будет способствовать профилактике насморка и респираторных заболеваний.

Логопед: Уважаемые родители, приглашаю Вас ознакомиться с выставкой «Играем – дыхание развиваем», в которой представлены пособия для развития дыхания и описания к ним. (Родители подходят к столу, где оформлена выставка).

Логопед: Чтобы поддерживать интерес детей к занятию, в своей работе я стараюсь как можно чаще менять пособия. В играх для развития речевого дыхания я использую как современное оборудование (аэробол, свисток-язычок, дудочка, губная гармошка, ветерок со свистком и т.д.), так и пособия, изготовленные своими руками (султанчики, забавные животные, веселая гусеница и т.д.).

Логопед: Что же еще нужно учитывать, проводя упражнения на развитие дыхания?

Во время проведения игр и упражнений необходимо соблюдение следующих условий:

 - проводить дыхательные упражнения в проветренном помещении;

 - упражнения проводить до еды;

 - заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

- не заниматься с ребенком, если у него заболевания органов дыхания;

- выполнять упражнения ежедневно.

Логопед: Теперь поговорим о соблюдении определенных правил при проведении упражнений для развития дыхания:

- воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;

 - выдох через рот длительный, плавный, пока не закончится воздух, губы сложены трубочкой;

 - необходимо следить, чтобы не надувались щеки;

‒ дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя;

- многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению, поэтому выполнение необходимо ограничивать по времени

(3-6 мин. повтор 3-5 раз; дуть не более 10 секунд с паузами (следующий вдох через 2-3 секунды); чередовать с другими упражнениями);

- во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот! 

Логопед: Для развития дыхания детей я использую разнообразные пособия.  Одно из них предлагаю вам сейчас изготовить вместе.
Изготовление пособия карусель «Бабочки»

Логопед: Я каждому раздала все необходимые принадлежности для работы, они лежат на столах перед вами.

Сначала нужно взять готовые шаблоны бабочек разных размеров, обвести простым карандашом на листы фетра, вырезать. Вдеть нить (можно взять пряжу разных цветов или одного цвета) в иглу (с большим ушком), и прошить бабочек по центру двумя стежками, при этом, незабываем нанизывать бусины между бабочек (можно без бусин). На каждой нити получилось по три-четыре бабочки. Затем нам нужно на кольцо (среднего размера) от детской пирамидки навязать нити с бабочками. Привязать один конец нити к кольцу, другой конец свободно свисает. (Каждый родитель привязывает по своей изготовленной с бабочками нити на одно общее кольцо).

Логопед: Карусель для развития дыхания «Бабочки» готова.

Логопед: Уважаемые родители, какие вы все молодцы, потрудились на славу, яркая и красивая получилась наша карусель.

Давайте, выполним упражнение на развитие дыхания с помощью нашей карусели.

Инструкция по применению:

Глубокий вдох через нос, плавный, равномерный выдох через рот, не более 10 секунд, воздушная струя направлена на бабочек. При этом губы округлены, щеки не раздуваются. Я буду держать карусель и сопровождать упражнение четверостишием:

Дует легкий ветерок,

Крылья бабочки расправив,

Взмыли весело вперед

Кружатся, порхают.

Рефлексия.C:\Users\Наташа\Desktop\карусель.jpg

Логопед: Очень важно менять пособия, так как ребенку становится не интересно выполнять одни и те же задания каждый день. Я предлагаю вам буклеты с подборкой дыхательных игр и упражнений, которые вы можете делать дома вместе с детьми. (Раздача буклетов для родителей).

Логопед: Свой мастер-класс хочу закончить «Газетой эмоций». На доске висит ватман, Вам предлагается выразить свое отношение к мастер-классу, дать оценку проведенному мероприятию в виде рисунков, пожеланий, замечаний, предложений.

 Короткое обсуждение газеты.

Благодарю всех за внимание и активное участие!

Список использованной литературы:

1. Гуськова, А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет / А.А. Гуськова. — М.: ТЦ Сфера, 2011.

2. Земляченко, М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед – ребенок – родитель» // Молодой ученый / М.В. Земляченко. – 2017. – №10. – с. 421- 424.

3. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой / М.Н. Щетинин.-М.: Метафора, 2007.

Интернет ресурсы:

1. Развитие речевого дыхания у дошкольников [Электронный ресурс].

Режим доступа: https: //Развитие речевого дыхания дошкольников. | Статья по логопедии на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) - (Дата обращения 01.01.2022).



Предварительный просмотр:

МОУ «Сёйкинская СОШ» детский сад «Рябинка»

Каюкова Наталья Владимировна, учитель-логопед

«Именно в игре ребёнок обучается легко и с интересом.

 В игре раскрывается перед детьми мир,

 раскрываются творческие способности личности.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития».

В.А. Сухомлинский

Актуальность

Актуальность использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи следует включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей. В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры, которая относится к практическим методам логопедического воздействия.

Театрализованные и сюжетно- ролевые игры, игры- драматизации – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. 

«Учимся, играя!»

Мастер-класс для родителей

Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях.

Задачи: 

- продолжать развивать профессиональную и коммуникативную компетентность педагога через педагогическое общение: умение устанавливать конструктивные взаимоотношения с родителями, ориентированные на совместное решение важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

- приобщать родителей к одному из видов коррекционно-развивающего процесса - театрализованной деятельности и эффективным методам использования здоровьесберегающих технологий;

- дать родителям рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики, дыхательной, релаксационной, пальчиковой гимнастики, игрового массажа, а также речевых игр и логосказки;

- способствовать формированию у родителей чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы.

Предварительная работа: 

- разработка и составление конспекта;

- изготовление буклетов-памяток для родителей;

- подготовка дидактического материала для речевых игр;

- совместная работа родителей и детей по разучиванию пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики «В гости к бабушке и дедушке»;

- привлечение родителей и детей к заучиванию стихотворного материала для самомассажа.

Оформление и техническое оснащение мастер-класса: 

- иллюстрации, предметные картинки, «мягкое сердце», мяч;

- дыхательный тренажер «аэробол», «самолетик», «су-джок»;

- ширма и декорации для сказки.

Оборудование:

- ноутбук, тренажер: «аэробол», «самолетик», «су-джок», костюмы и маски (ведущая - сарафан, лиса, мышка, лягушка, заяц, медведь, теремок, двое из ларца).

Ход мероприятия: 

ЛОГОПЕД: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть Вас, и очень надеюсь, что сегодня у нас с Вами получится интересный и полезный разговор.  

ЛОГОПЕД: Предлагаю Вам поприветствовать друг друга, для этого нам нужно стулья расставить по кругу и сесть поудобнее.

Пальчиковая игра на музыку Л. Делиба Пиццикато.

Инструкция: Ваша задача выполнять движения по показу.

Под музыку пальчики бегут по бедрам до колен,

Затем хлопаем 2 раза в ладоши, вместе говорим: Привет!

Пальчики побежали от колен к стопам - Хлопаем в ладоши 2 раза, вместе говорим: Привет!

Пальчики побежали от колен к стопам - Хлопаем в ладоши 2 раза, вместе говорим: Привет!

Пальчики бегут вверх от стоп к коленям, по бедрам, несколько раз потопали пальчиками на бедрах и побежали вверх по животу, груди, лицу, поднимаем руки над головой, хлопаем в ладоши 2 раза, говорим: Привет!

Пальчики бегут вниз от головы по лицу, хлопаем в ладоши 2 раза, говорим: Привет!

Затем пальчики по груди бегут вниз до стоп, внизу хлопаем в ладоши, говорим: Привет!

Пальчики бегут от стоп, пробегаем по бедрам, хлопаем в ладоши 2 раза, говорим: Привет!

Пальчиками обеих рук, бежим от ушей - вверх по голове, поднимаем руки над головой, хлопаем в ладоши 2 раза, говорим: Привет!

Затем, с головы пальчиками сбегаем вниз до стоп, внизу хлопаем в ладоши 2 раза, говорим: Привет!

Плавно поднимаемся (теперь танцуют руки), правую руку, расслабленную, отводим в правую сторону, затем уводим руку в левую сторону, присоединяется левая рука, легкими, плавными движениями опускаем руки к полу, внизу встряхиваем расслабленными кистями обоих рук. Поднимемся, правая рука снова отводится в правую сторону, левая рука лежит расслабленно на коленях, правую руку возвращаем и наклоняемся опять вниз, задействованы обе руки, встряхиваем внизу расслабленными кистями, поднимаемся, выполняем кистями волнообразные движения справа на лево.

Далее, под смену музыки, пальчиками бежим по бедрам, хлопаем в ладоши 2 раза, говорим: Привет!

Бежим от колен вниз к стопам, хлопаем 2 раза в ладоши, говорим: Привет!

Поднимаемся от стоп к бедрам, хлопаем 2 раза в ладоши, говори: Привет!

Поднимаемся от бедер вверх, бегаем пальчиками вокруг ушей, спускаемся вниз к бедрам, хлопаем 2 раза в ладоши, говорим: Привет!

Спускаемся вниз от колен к стопам, хлопаем внизу в ладоши, говорим: Привет!

Поднимаемся от стоп к бедрам, снова бежим вниз к стопам, внизу хлопаем в ладоши 2 раза, говорим: Привет!

Поднимаемся от стоп к бедрам, хлопаем в ладоши 2 раза, говорим: Привет!

Бежим вниз от бедер к стопам, хлопаем в ладоши 2 раза, говорим соседу справа: Привет!

Поднимаемся от стоп к бедрам, хлопаем 2 раза в ладоши, говорим соседу слева: Привет!

Бежим от бедер вверх до головы, с головы бежим вниз к стопам, хлопаем 2 раза в ладоши, говорим: Привет!

ЛОГОПЕД: Подобные пальчиковые игры под музыку хорошо воспринимаются. С помощью их мы развиваем не только мелкую моторику, но и слуховое, зрительное внимание!

ЛОГОПЕД: Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Работа педагога, подразумевает постоянное налаживание контактов с родителями и детьми.  Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребёнка – это цель, к которой мы должны стремиться. Достигнуть этой цели мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада.

Игра – ведущий вид деятельности детей-дошкольников. А исправление недостатков речи – трудоёмкий труд. Поэтому, задача учителя-логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой, монотонной работой.  

Сегодня вашему вниманию будут представлены различные игровые приемы коррекционной работы для закрепления в домашних условиях, т.е. как с пользой провести свое домашнее время, играя в логопедические игры. Вы узнаете для чего нужно проводить артикуляционную, пальчиковую гимнастику, как делать самомассаж, в какие словесные игры можно поиграть и как в игровой форме формировать связную речь.

ЛОГОПЕД: Я хотела бы поделиться с вами маленькими секретами логопедических занятий. Я не открою тайну, если скажу, что каждое свое занятие я начинаю с артикуляционной гимнастики.  Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

ЛОГОПЕД: Вместе с вами выполним артикуляционную сказку. Основная задача – следить за правильностью выполнения позы в индивидуальное зеркало.              

Артикуляционная сказка «В гости к бабушке и дедушке»

 Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки). С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки). Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы). Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд). Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка). Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами). Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком). С нижними зубками тоже мы дружим (повторение движений языком в положении за нижними зубами). Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк). И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щек).  Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе). Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык). Блинчик жуём, завернём и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы). Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу). Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой). На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх). Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад). Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).  

ЛОГОПЕД: У ребенка есть проблемы с речевым развитием, значит занятия пальчиковой гимнастикой ему просто необходимы! И следует помнить, что начинать такие занятия необходимо как можно раньше! Ведь установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором: стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке руки к письму.

 ЛОГОПЕД: Вот сейчас мы с вами поиграем с пальчиками.

Инструкция: ваша задача выполнять движения в соответствии с текстом игры.

Пальчиковая игра: «Не плачь куколка моя». 

Не плачь, куколка моя, (гладить ладонь руки)

Остаешься ты одна.  

Не могу с тобой играть, (погрозить пальцем)

Нужно мне перестирать: (имитируем стирку)

Твои платья и носки, (загибаем пальцы по одному, начиная с большого, на правой руке, затем на левой)

Майки, юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.  

Я налью воды чуток, (налить воды в таз)

В таз насыплю порошок.  (посыпать порошок)

Пену снежную взобью, (руками взбить пену)

Постираю и пойду.         (постирать и «шаги»)

Пока светит солнышко, (ладонями «солнце»)

Натяну веревочку.           (веревочка)

К ней одежду прикреплю, (пальцами щепотки)

Ветерком все просушу.    (ладонями ветерок)

Утюгом туда-сюда (погладить)

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем, (кулачки сжимаем-разжимаем).

А теперь и отдохнем. (кладём ручки на стол)

ЛОГОПЕД: Еще одно необходимое условие правильного развития – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Давайте выполним любимое упражнение ваших детей с тренажером «Аэробол», с которым доступно легко играть дома вместе с детьми.

Инструкция: В чашечку положите шарик, дуйте в трубочку, шарик должен подняться в воздух. А также интересное дыхательное упражнение с помощью тренажера – «Самолетик». 

Инструкция: Подуйте в тренажер через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный.

ЛОГОПЕД: А, сейчас мы выполним массаж пальцев рук, он будет представлен в необычной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком Су-джок. Что такое су-джок? Су- это кисть, джок- это стопа. Корейский ученый вывел, что на кисте и стопе очень много рецепторов, которые развивают наше тело. И поэтому мы развиваем все пальчики, чтобы наше тело лучше работало, улучшалось кровообращение. И тогда наши детки будут умнее, и речь у них будет лучше! А купить этот массажер можно в аптеке.

Инструкция: Ваша задача выполнять движения по показу.

Массаж шариком Су-джок «Сказка про Ёжика»:

Жил - был колючий ёжик.

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(Катаем шарик, между ладонями прямыми движениями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!                                              

Кольцо на пальчик надеваю.

И по пальчику качу.  

Здоровья пальчику желаю,

Ловким быть его учу.

ЛОГОПЕД: Спасибо, молодцы, у вас получилось. На примере сказки про ёжика мы воздействовали на биологически активные точки, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

Речевые игры, способствуют обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Например, идя домой, не молчите, разговаривайте с ребенком! Предлагаю поиграть в следующие игры, которые обогащают словарь.

Игра "Подбери предмет к слову " (с мячом) 

Инструкция: К каждому слову – действию подберите названия предметов: Можно стирать… (одежду, платье, банты, рисунок карандашом, пыль). Можно пить… (воду, сок, морс, компот, квас). Можно жарить… (рыбу, картошку, овощи, мясо, курицу). Можно рисовать… (солнце, дом, куклу, пейзаж, портрет). Можно мыть… (полы, окно, посуду, руки, волосы, глаза). Можно фотографировать… (людей, подругу, маму, природу, закат). Можно дарить… (подарок, духи, цветы, улыбку, добро). Можно отодвигать… (шкаф, фоторамку, дела, стул). Можно измерять… (температуру, рост, длину, ширину).

Игра «Отгадай предмет по названию его частей» 

Инструкция: Отгадайте предмет по названию его частей.  Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).  Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).  Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).  Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).  Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).  Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).  Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Игра "Цвет и ответ" 

Инструкция: Подбери названия трех предметов такого же цвета. Небо такого же цвета, как… Больничный халат такого же цвета, как… Помидор такого же цвета, как… Елка такого же цвета, как… Вишня такого же цвета, как… Листочек на дереве такого же цвета, как… Цыпленок такого же цвета, как… Облако такого же цвета, как… Кирпич такого же цвета, как…

ЛОГОПЕД: Как видите, все предложенные игры и упражнения для развития речи дошкольников, не требуют специального образования и знаний. Главное — находить для этого время и не лениться. Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы не можете отвернуться от плиты. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.

Даже самые трудные и надоевшие упражнения выполняются без особого труда, если на занятии разыгрывается сказка. Сегодня я хочу вам представить несколько способов использования элементов сказкотерапии в своей работе.  Детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, если они чего-то не знают или не умеют. Дети с большим удовольствием копируют этих героев, используя мимику, жесты, интонацию.

Инструкция: ваша задача выполнять движения за мной.

Логоритмическое упражнение «Купим мы бабушка» 

Купим мы, бабушка, тебе курочку.
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах. (показываем пальчиками по ладошке как курочка клюет)
Купим мы, бабушка, тебе уточку.
Уточка та-та-та-та, (складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, тебе индюшонка.
Индюшонок фалды-фалды, (показываем как индюк хлопает крыльями )
Уточка та-та-та-та, (складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах. (стучим по ладошке пальчиком)
Купим мы, бабушка, тебе кисоньку.
Кисонька мяУ-мяУ, (гладим одной ручкой другую)
Индюшонок фалды-фалды,(показываем, как индюк хлопает крыльями )
Уточка та-та-та-та, (складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах. (стучим по ладошке пальчиком)
Купим мы, бабушка, тебе собачонку.
Собачонка ав-ав, (ладошка, как рот собачки, открывается и закрывается)
Кисонька мяУ-мяУ, (гладим одной ручкой другую)
Индюшонок фалды-фалды, (показываем, как индюк хлопает крыльями )
Уточка та-та-та-та, (складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах. (стучим по ладошке пальчиком)
Купим мы, бабушка, тебе поросенка.
Поросенок хрюки-хрюки, (касаемся пальчиком носа)
Собачонка ав-ав, (ладошка, как рот собачки, открывается и закрывается)
Кисонька мяУ-мяУ, (гладим одной ручкой другую)
Индюшонок фалды-фалды, (показываем, как индюк хлопает крыльями )
Уточка та-та-та-та, (складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах. (стучим по ладошке)
Купим мы, бабушка, тебе коровенку.
Коровенка муки-муки, (делаем пальчиками рожки)
Поросенок хрюки-хрюки, (касаемся пальчиком носа)
Собачонка ав-ав, (ладошка, как рот собачки, открывается и закрывается)
Кисонька мяУ-мяУ, (гладим одной ручкой другую)
Индюшонок фалды-фалды, (показываем, как индюк хлопает крыльями )
Уточка та-та-та-та, (складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах. (стучим по ладошке)
Купим мы, бабушка, тебе лошаденку.
Лошаденка скоки-скоки, (одной ногой стучим, как конь копытом)
Коровенка муки-муки, (делаем пальчиками рожки)
Поросенок хрюки-хрюки, (касаемся пальчиком носа)
Собачонка ав-ав, (ладошка, как рот собачки, открывается и закрывается)
Кисонька мяУ-мяУ, (гладим одной ручкой другую)
Индюшонок фалды-фалды, (показываем, как индюк хлопает крыльями )
Уточка та-та-та-та, (складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах. (стучим по ладошке).

ЛОГОПЕД: Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми. Сегодня мы с вами окунемся в мир детства, сказки, доброты. Просто рассказывать сказку – это не очень интересно, интереснее и веселее, когда сказку и рассказывают, и показывают. Роли мы выбираем себе сами. Прошу всех пройти за наши кулисы и выбрать себе атрибуты к вашему образу.

ЛОГОПЕД: Сказки любят все на свете

Любят взрослые и дети

Сказки учат нас добру

И прилежному труду

Говорят, как надо жить

Чтобы всем вокруг дружить.

ЛОГОПЕД: Сегодня наши замечательные родители покажут сказку, а какую, вы узнаете, отгадав мою загадку.

В этом доме без забот

Жили звери, только вот,

Медведь к ним пришел потом,

Поломал звериный дом. (теремок)

Правильно! «Теремок»! Только у нас не простая сказка, а «Теремок на новый лад, или Сказка о дружбе».    

Звучит музыка. 

Сказка «Теремок на новый лад».

Теремок (Скрип-скрип!)                            

Зайчик-побегайчик (Зздорово!)

Мышка-норушка (Тыш-тыш!)                  

Лисичка-сестричка (Тра-ля-ля!)  

Лягушка-квакушка (Квантересно!)          

Волчок-серый бочок (Уумный Я!)            

Медведь косолапый (Ничего себе!)        

Двое из ларца (Всё сделаем!)

ЛОГОПЕД: Стоит в поле теремок (Скрип-скрип!).  Бежит мимо мышка-норушка (Тыш-тыш!). Увидела мышка-норушка (Тыш-тыш!) теремок (скрип-скрип), остановилась, заглянула внутрь, и подумала мышка (Тыш-тыш!), что коль теремок (скрип-скрип) пустой, станет она там жить... Прискакала к терему (Скрип-скрип) лягушка-квакушка (Квантересно!), стала в окошки заглядывать. Увидела её мышка-норушка (Тыш-тыш!) и предложила ей жить вместе. Согласилась лягушка-квакушка (Квантиресно!), и стали они вдвоём жить. Бежит мимо зайчик-побегайчик (Зздорово!), остановился, смотрит, а тут из теремка (Скрип-скрип!) выскочили мышка-норушка (Тыш-тыш!) и лягушка-квакушка (Квантиресно!) и потащили зайчика-побегайчика (Зздорово!) в теремок (скрип-скрип!). Идет мимо лисичка-сестричка (Тра-ля-ля!), смотрит — стоит теремок (Скрип-скрип). Заглянула лисичка-сестричка (Тра-ля-ля!)  в окошко, а там мышка-норушка (Тыш-тыш!), лягушка -квакушка (Квантиресно!) и зайчик-побегайчик (Зздорово!) живут. Жалобно так попросилась лисичка-сестричка (Тра-ля-ля!), приняли и её в компанию. Прибежал волчок-серый бочок (Уумный Я!), заглянул в дверь и спросил кто в тереме (Скрип-скрип!) живёт. А из теремка (скрип-скрип!) отозвались мышка-норушка (Тыш-тыш!), лягушка-квакушка (Квантиресно!), зайчик-побегайчик (Зздорово!), лисичка –сестричка (Тра-ля-ля!) и пригласили его к себе. С радостью побежал в теремок (Скрип-скрип) волчок-серый бочок (Уумный Я!) Стали они впятером жить. Вот они в теремке (Скрип-скрип!) живут, песни поют: мышка-норушка (Тыш-тыш!), лягушка -квакушка (Квантиресно!), зайчик-побегайчик (Зздорово!), лисичка –сестричка (Тра-ля-ля!) и волчок-серый бочок (Уумный Я!). Вдруг идет медведь косолапый (Ничего себе!). Увидел он теремок (Скрип-скрип!), услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь медведь косолапый (Ничего себе!). Испугались мышка-норушка (Тыш-тыш!), лягушка -квакушка (Квантиресно!), зайчик-побегайчик (Зздорово!), лисичка –сестричка (Тра-ля-ля!) и волчок-серый бочок (Уумный Я!) и позвали медведя косолапого (Ничего себе!) к себе жить. Медведь (Ничего себе!) полез в теремок (Скрип-скрип!). Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и решил, что лучше на крыше будет жить. Влез на крышу медведь (Ничего себе!) и только уселся — трах! — развалился теремок (Скрип-скрип!). Затрещал теремок (Скрип-скрип!), упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка (Тыш-тыш!), лягушка-квакушка (Квантиресно!), зайчик-побегайчик (Зздорово!), лисичка-сестричка (Тра-ля-ля!), волчок-серый бочок (Уумный Я!) — все целы и невредимы, да стали горевать — где ж им дальше то жить? В лесу то ведь никакого коммунального хозяйства нету, никаких ремонтных бригад. Но тут под теремком обнаружили ларец, а там – двое из ларца (Всё сделаем! Все сможем!), открыли теремок (скрип-скрип), как умельцы на все руки.  Принялись все бревна носить, доски пилить, строить новый теремок (Скрип-скрип!). Лучше прежнего выстроили! И стали жить поживать мышка-норушка (Тыш-тыш!), лягушка -квакушка (Квантиресно!), зайчик-побегайчик (Зздорово!), лисичка-сестричка (Тра-ля-ля!) и волчок-серый бочок (Уумный Я!)  медведь косолапый (Ничего себе!) и двое-из-ларца (Всё сделаем! Все сможем!) в новом теремке (Скрип-скрип!)

Все вместе: Уж мы будем, мы будем дружить,

Будем в тереме весело жить.

И работать, и петь, и плясать,

И друг другу во всём помогать.

Звучит песня «Настоящий друг».

ЛОГОПЕД: Все артистами сегодня побывали, веселую сказку нам показали.

 Все старались, молодцы, давайте похлопаем от души.  

ЛОГОПЕД: Сегодня я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.  

Рефлексия. 

ЛОГОПЕД: Уважаемые родители! Перед тем как закончится наш мастер-класс, хочу узнать ваше мнение о проведении этого мероприятия. Вы видите дерево, оно должно быть ярким и цветущим, раскрасим дерево цветами.  

Розовый цветок – мероприятие мне понравилось, узнал много нового, буду полученные знания активно использовать в работе со своим с ребенком в домашних условиях;

желтый цветок – мероприятие мне понравилось, но были затруднения и есть вопросы, которые нужно разобрать совместно с педагогом;

зеленый цветок – мероприятие мне не понравилось, ничего нового я не узнал.

ЛОГОПЕД: Благодарю Вас за внимание и работу. Вы прекрасно потрудились. Спасибо, что нашли время и пришли сегодня к нам! Надеемся, что вам было весело и интересно! Раздаю памятки родителям.

Список использованной литературы:

  1. Бабина, Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе» / Е.С. Бабина. – Логопед, 2005 – N5.
  2. Каралашвили, Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения / Е.А. Каралашвили. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  3. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика / Е.Н. Краузе. - СПб.: Корона, 2004.
  4. Сидельникова, Г. Элементы психотерапии в работе логопеда: Дошкольное воспитание / Г. Сидельникова. - 1998. № 5 – с. 56-58.
  5. Бачина, О.В., Самородова, Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи / О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
  6. Филичева, Т.Б., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.

Интернет ресурсы:

  1. Конспект индивидуального логопедического занятия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/konspekt-individualnogo-zanyatiya-na-differenciaciyu-zvukov-l-l-1726647.html. (Дата обращения 12.05.2021).
  2. Презентация «Учимся, играя» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://900igr.net/prezentacija/doshkolnoe-obrazovanie/uchimsja-igraja-142902.html. (Дата обращения 12.05.2021).
  3. Инсценировка сказки «Теремок на новый лад» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/teatrekspromt-teremok-na-noviy-lad-3129836.html. (Дата обращения 12.05.2021).                  
  4. Логоритмическое упражнение «Купим мы бабушка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://waldorfhome.ru/жестовая-игра-купим-мы-бабушка-тебе-к/. (Дата обращения 12.05.2021).
  5. Песня «Настоящий друг» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m.megapesni.me/sovetskie_multfilmy/64875-detskaja-nastojashhijj-drug.html. (Дата обращения 12.05.2021).
  6.  Артикуляционная гимнастика «В гости к бабушке и дедушке [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2630717420823564629&from=tabbar&parent-reqid=1625671255090548-4066630188580498360-balancer-knoss-search-yp-vla-18-BAL-105&text=%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0+%C2%AB%D0%92+%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8+%D0%BA+%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B5+%D0%B8+%D0%B4%D0%B5%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B5%C2%BB. (Дата обращения 12.05.2021).
  7.  Массаж су-джок «Ежик» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://youtu.be/9pz7uYQNJGU. (Дата обращения 12.05.2021).  
  8. Пальчиковая игра на музыку Л. Делиба Пиццикато. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://youtu.be/SCWLdJ6n2SE. (Дата обращения 12.05.2021).                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...