Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx710.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда Поповой Л.С.

для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

      Правильное произношение всех звуков

      Умение различать звуки речи на слух

      Владение навыками звукового анализа и синтеза

      Словарный запас

      Сформированность грамматического строя речи

      Связную речь

      Речевую коммуникацию

    Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

Звукопроизношение и   фонематический слух

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

1.png - 313.39 KB

Владение навыками звукового анализа и синтеза:

      умение выделять звук на фоне слова;

      слышать и выделять первый и последний звук в слове;

      определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

      определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;

      называть слова с заданным звуком;

      уметь составлять слова из звуков;

      дети должны знать и правильно употреблять термины "звук", "слог", "слово", "предложение".

Слоговая структура слова

Ребенку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

2.png - 236.14 KB 3.png - 149.57 KB

 

 Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)

В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), пони мать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

  4.png - 88.90 KB      5.png - 225.06 KB    6.png - 41.62 KB 

  

 

 Сформированность грамматического строя речи

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Игры "Один-много", "Назови предмет ласково", "Назови детенышей", "Чей хвост и чьи уши", "Два и пять предметов".

Связная речь

9.png - 60.65 KB

К 7 годам ребёнок должен уметь

    пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки

      составлять рассказ по картинке

    составлять рассказ по серии картин

    отвечать на вопросы по тексту

При пересказе (рассказе) обращается внимание:

      на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),

      на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),

      на лексику (полнота и точность использования слов),

      на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения

Мелкая моторика рук

Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

Психические процессы

Все психические процессы тесно взаимосвязаны.

Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

91.png - 216.31 KB

Речевая коммуникация

      Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,

      уметь слушать и понимать речь,

      строить общение с учетом ситуации,

      легко входить в контакт с детьми и взрослыми,

      ясно и последовательно выражать свои мысли,

      пользоваться формами речевого этикета.

С уважением, Ваш логопед.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...