Конспект занятия по развитию речи «Космос»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Гарагуля Ольга Викторовна

Конспект занятия по развитию речи

«Космос»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Цель: формирование и совершенствование грамматического строя речи.

Программное содержание: способствовать развитию умения составлять простые предложения по вопросам, побуждать их делиться знаниями о космосе, космонавтах, способствовать развитию  умения образовывать существительные множественного числа, изменения существительных с числительными один, два, пять.  Совершенствовать умение согласовывать речь с движением. Способствовать воспитанию чувства патриотизма.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки; презентация «День космонавтики».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_iyun_22_kosmos.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 52 Приморского района г. Санкт-Петербурга

Конспект занятия по развитию речи

«Космос»

для детей старшего дошкольного возраста

Разработал

учитель-логопед ГБДОУ № 52

Приморского района СПб.

Гарагуля О.В.

Санкт-Петербург

2022 г.

Цель: формирование и совершенствование грамматического строя речи.

Программное содержание: способствовать развитию умения составлять простые предложения по вопросам, побуждать их делиться знаниями о космосе, космонавтах, способствовать развитию  умения образовывать существительные множественного числа, изменения существительных с числительными один, два, пять.  Совершенствовать умение согласовывать речь с движением. Способствовать воспитанию чувства патриотизма.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки; презентация «День космонавтики».

Ход занятия

Ритуал приветствия «Подснежник».

Логопед: «Я дотронусь подснежником до своего соседа справа и прошепчу: «Катя, я рада тебя видеть». Теперь Кирилл берет у меня подснежник, дотрагивается им до своего соседа справа и говорит: «Я рад тебя видеть» и так далее».

Загадки:

Угли пылают –

Совком не достать.

Ночью не видно,

А днем не видать. (Звезды)

Блин в окошке виден Тане.

То он в масле, то в сметане.

Кто-то край уже отъел…

Поделиться не хотел! (Луна)

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд,

Наш народ построил эту

Межпланетную (ракету)

Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогатый. (Небо, звезды, месяц)

Какая станция

Мчится быстрее любого поезда?

(Орбитальная космическая станция)

Логопед: назовите слова, какие вы знаете о космосе.

Ответы детей.

Логопед: читает стихотворение «Космонавт» В. Степанова.

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

Логопед: рассказ о космосе.

Подняв голову к небу, мы часто задаем себе вопрос: «Где начало и где конец космоса?»

Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.

Вокруг нашего Солнца вращаются девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Это солнечная система.

Логопед: чего достигли люди в наше время?

Ответы детей.

Логопед: читает стихотворение «Наш спутник» Е. Стюарта.

Все людским рукам подвластно,

Нет для нас преград нигде –

В море синем, в небе ясном,

На земле и на воде.

Мы звезду зажгли во мгле –

Дали спутника Земле!

Хоть и маленький, а смелый,

Он с Землей летит вперед:

Ведь ответственное дело

Поручил ему народ.

Утром рано, ночью поздно

Он для нас трудиться рад,

И ему дорогу звезды

Уступают все подряд.

Дидактическая игра «Полет в космос».

На какой планете мы живем?

Как называются люди на этой планете?

Сейчас мы с вами отправимся в космос.

Кем мы будем в полете? (Космонавтами, астронавтами)

Где стартуют космические корабли? (С космодрома)

Что наденем, когда полетим в космос? (Шлем, скафандр, специальную обувь)

Для чего нужны спутники?

Логопед уточняет с детьми значение слов «скафандр» и закрепляет его.

Внимание! Приготовиться к полету. Обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 – пуск!

Мы находимся в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово?

Это такое состояние, когда космонавты и вещи ничего не весят и плавают в космическом корабле, словно рыбки в аквариуме. Нет ни верха, ни низа. Пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе.

(Дети изображают разные позы в состоянии невесомости)

Упражнение «Ракета».

А сейчас мы с вами, дети, (дети маршируют)

Улетаем на ракете.

На носки поднимись, (тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их)

А потом руки вниз. (опускают руки)

Раз, два, три, потянись. (тянутся)

Вот летит ракета ввысь! (бегут по кругу)

В. Волина

Голосовое упражнение «Радиоволны».

Логопед предлагает выйти на связь с «обитателями Звезды».

За-зо-зу (произносится вопросительно).

Зя-зе-зю (произносится утвердительно).

Зве-звя-зви (произносится удивленно).

Зву-зво-звы (произносится радостно).

Логопед: посмотрите в иллюминатор. Что вы там видите?

Пилот в космической ракете

На Землю глянул с высоты.

Еще никто, никто на свете

Такой не видел красоты.

Ах, какая красота!

Не страшна нам высота.

Пролетаем над лесами,

Над высокими горами.

Кто первым увидел Землю из космоса?

Какой был Юрий Гагарин?

Ответы детей: смелый, мужественный, выносливый, веселый, находчивый.

12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю. А. Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля страна отмечает День космонавтики.

Из центра управления получен сигнал. Надо его расшифровать. На мониторе появляются картинки:

Космонавта – А кто это? (Космонавт)

Корабля – А это что? (Корабль)

(Звезда, планета, луноход и т. д.)

Дидактическая игра «Составь предложение».

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Яркие, небо, большие, на, звезды.

Мы, Земля, живем, планета, на.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.

Игра «Один – много».

Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Космонавт – космонавты – космонавтов.

Ракета – ракеты – ракет.

Планета – планеты – планет. И. т. д.

Игра «Космонавты» (речь с движением).

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (приседают)

И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра (руки на поясе)

Всех возьмут нас в космонавты! (маршируют на месте)

Логопед: дети, о каком событии мы сегодня говорили? Как называется этот праздник?

Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Хорошо. Послушайте о чем следующее стихотворение.

Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на Луну.

Упорно мечтают они о Луне

И даже летают, но только во сне.

Загадка о ракете

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая …(ракета)

Игра «Образуй прилагательные от существительных».

Вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос, какой? (звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, холод – холодный, кислород - кислородный, зима – зимний, тепло – теплый, шоколад – шоколадный, лимонад - лимонадный). Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое солнечная система? (Это солнце – вокруг которого вращаются девять планет, множество мелких планет – астероидов и комет.)

А какие вы планеты знаете?

По порядку все планеты назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий, два — Венера,

Три — Земля, четыре — Марс.

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

Семь — Уран, за ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом, и девятая планета под названием Плутон.

Ребята, давайте расскажем про каждую планету солнечной системы.

Полина: Меркурий – ближайшая к солнцу планета, залит  он лучами горячего света,

Так много ему достается лучей, что эта планета других горячей!

Паша: От Солнца третья планета, наша Земля меньше звезды.

Но ей хватает тепла и света, чистого воздуха и воды.

Кирилл: Марс – пустынная планета. Он чуть больше Луны,

Его из – за красного цвета назвали как бога войны.

Глеб: Юпитер – больше всех планет, но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород и лютый холод круглый год!

Лиза М.: Сатурн – красивая планета желто – оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда окружена она всегда.

Никита: Планета Нептун от Земли далеко, увидеть ее в телескоп нелегко,

От Солнца планета восьмая, царит там зима ледяная.

Физкультминутка.

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться.

Приседать, поскакать, и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить – и сесть опять.

    А есть ли в космическом пространстве, ещё какие – то объекты, кроме планет Солнечной системы? (Кометы, метеориты, астероиды, звёзды, спутники, ракеты, созвездия). Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. И вот однажды, смотрел человек на звездное небо, и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы,

Игра «С какого звука начинаются слова « Астероид, Планета, Луна, Комета, Спутник, Венера, Сатурн, Марс,  Земля,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Первый полёт человека в космос"

Цель: познакомить ребят с биографией первого человека, который побывал в космосе, с Юрием Гагариным.  Закрепление знаний детей по теме «Космос».Учить отвичать на поставленные вопросы. Развив...

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы "Космос"

Ход занятия:I. Орг. момент.- Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.- Здравствуйте.II. Эмоциональная настройка.- Ребята, какое у вас сегодня настроение?- Хо...

Конспект занятия по развитию речи «Космос»

Познакомить детей с историей развития космонавтики, с созвездиями....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Покорение космоса»

Программные задачи – Дать детям представление о космосе и космонавтах .- Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую и монологическую...

конспект занятия по развитию речи "Космос"

Представлен конспет занятия по  развтию речи по теме "Космос"...

Конспект занятия по развитию речи "Космос - это интересно!"

Конспект занятия  по развитию речи "Космос - это интересно!"...