Конспект занятия по развитию речи"Космос".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи на тему:
" Полет в космос"
Задачи:
образовательные - продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;
развивающие - закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;
воспитательные - создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: космическая карта; ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; мяч; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А ; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки со словами; учебник «Азбука»; слова с пропущенными буквами; цветные карандаши для звукового анализа слова;
Ход занятия:
I. Орг. момент.
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
- Здравствуйте.
II. Эмоциональная настройка.
- Ребята, какое у вас сегодня настроение?
- Хорошее, радостное, веселое.
- Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
III. Беседа о времени года.
- Ребята, какое время года наступило?
- Наступила весна.
- Весна какая?
- Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Март, апрель, май.
- Какой сейчас месяц?
- Сейчас месяц апрель.
IV. Постановка учебной задачи.
- Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?
- Вся страна отмечала день Космонавтики.
- Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка - грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета)
- Правильно, ребята, мы полетим на ракете.
- Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
V. Артикуляционная гимнастика.
Чу - чу - чу, в космос полететь хочу.
Им - им - им, на ракете полетим.
Ды - ды - ды, долетим мы до звезды.
Ой - ой - ой, затем вернёмся мы домой.
VI. Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных»
- Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна - весенний, дождь - дождливый, звезда - звездный, туман - туманный, солнце - солнечный, луна - лунный, ночь - ночной, лето - летний, дерево - деревянный, стекло - стеклянный, бумага - бумажный, золото - золотой, серебро - серебряный, соль - солёный, холод - холодный, лес - лесной, снег - снежный, книга - книжный.
- Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо составить предложение из слогов. (Составление предложения - В добрый путь!)
- Прочитайте, что у вас получилось. Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Чтобы не затеряться в космическом пространстве, в помощь нам прислали карту, по которой мы будем ориентироваться. (Звук запуска ракеты)
VII. Деление слов на слоги.
- На нашем пути три планеты - «Слогознайки». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете - состоящие из двух слогов, на третьей планете - состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов.
Дом, луг, лес, хвост, луг, дождь.
Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник.
Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном.
- Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З).
- А мы отправляемся дальше. На нашем пути отгадайте что.
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это чёрная (дыра)
VII. составить схему слову( гласные и согласные)
- Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте составим схему этого слова. Откройте ваши бортовые журналы, возьмите космические карандаши. (Анализ слова дыра)
- Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.
VIII. Физкультминутка.
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.(потянуться -руки вверх)
А внизу леса, поля (наклониться)
Расстилается земля, (руки развести в сторону)
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам(маршируют).
- На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект (комета)
IX. Составление схем предложений.
- На хвосте кометы разместились слова, но космические пираты стёрли некоторые буквы. Давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова: телес. оп, солн. е,созве. дие, Гага. ин, астро. ом.
- Почему слово Гагарин написано с большой буквы?
- Это фамилия.
- Какие ещё слова пишутся с большой буквы?
- Имена людей, клички животных, названия городов, рек, планет.
- Составьте предложения с этими словами.
- Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У). А на нашем пути следующее испытание.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром - нет ничего. (Звёзды).
- Подберите родственные слова к слову звезда.
- Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.
- Что такое родственные слова?
- Слова родные друг другу, у них общий смысл.
- Как понимаете слово звездопад?
- Какое это слово простое или сложное?
- Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей.
- Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К).
До звёзд ещё люди не долетали, а вот планеты ужё изучали. Как вы
уже рассказали, поверхность планет состоит из кратеров. Хотите посмотреть, как они образуются?
Х Опыт: “Метеориты и метеоритные кратеры”
Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар- это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер).
XI. Игра «Составь слова из слогов».
- Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, КА, РО, БУ, РА, ТА, ЛЕ, МЕ, НА, УМ, УТ, РУ, ПУ, ХО, ЗИ, ЗА, КО, СО.
- Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А).
- Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили.
- АЗБУКА.
- Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова:
Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
XII. Подведение итогов.
- Вот мы и вернулись домой.
- Чем мы занимались сегодня на занятии?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Какое задание показалось трудным?
- За помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем занятии грамотейцы хотят подарить вам свои диски о космосе и настольную игру. На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/01/camerazoom-20151210091935333.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/01/camerazoom-20151210092726668.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-595129-1424115524.jpg)
Конспект занятия по развитию речи "Первый полёт человека в космос"
Цель: познакомить ребят с биографией первого человека, который побывал в космосе, с Юрием Гагариным. Закрепление знаний детей по теме «Космос».Учить отвичать на поставленные вопросы. Развив...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-593177-1425056217.jpg)
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы "Космос"
Ход занятия:I. Орг. момент.- Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.- Здравствуйте.II. Эмоциональная настройка.- Ребята, какое у вас сегодня настроение?- Хо...
Конспект занятия по развитию речи «Космос»
Познакомить детей с историей развития космонавтики, с созвездиями....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Покорение космоса»
Программные задачи – Дать детям представление о космосе и космонавтах .- Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую и монологическую...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/09/picture-1135700-1554825596.jpg)
конспект занятия по развитию речи "Космос"
Представлен конспет занятия по развтию речи по теме "Космос"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/25/picture-950438-1537900078.jpg)
Конспект занятия по развитию речи «Космос»
Конспект занятия по развитию речи«Космос»для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование и совершенствование грамматического строя речи.Программное содержание: способствова...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/14/picture-1097535-1547468972.jpg)
Конспект занятия по развитию речи "Космос - это интересно!"
Конспект занятия по развитию речи "Космос - это интересно!"...