Конспект занятия по развитию речи «Космос»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Познакомить детей с историей развития космонавтики, с созвездиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

«Космос»

Цель:

1. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с созвездиями;

2. Вызвать интерес к космосу;

3. Активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор;.

4. Познакомить детей со строением солнечной системы;

5. Сформировать первоначальное представление о планетах (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях);

Предварительная работа:

1. Рассматривание плакатов о  космосе, набора открыток «Первый в мире», беседы о Луне, солнце, планетах Солнечной системы.

2. Чтение художественной литературы по теме «Космос»:

Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,

П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,

О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,

Большая энциклопедия дошкольника.

Ход занятия

Воспит: Отгадайте загадку:

Рассыпалось к ночи золотое зерно,

А глянули утром - уж нет ничего.      

По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает.

Дети: Это звезды

Воспит: А почему днем не видно звезд?

 Дети:  Ответы

Воспит: В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. У многих есть свои названия: Полярная звезда, Сириус, Вега. Большие звезды соединяются в созвездия, у которых есть свои имена: Большая и Малая Медведица, Овен, Телец, Рак, Лев.

Космос всегда интересовал человека. Ведь это важно знать – есть ли жизнь где-нибудь еще? Есть ли воздух на других планетах?

Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Он задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих научных книгах.

Через много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева изготовили первый космический спутник. Они установили на нем специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно.

Тогда ученые решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту – это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка. Они тоже благополучно вернулись на землю. И ученые решили осуществить свою заветную мечту – послать в космос человека!

Воспит: Как звали первого космонавта, который полетел в космос?

Дети: Гагарин

Воспит: 12 апреля 1961 года эта мечта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле “Восток”. Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты восторженно приветствовали первого космонавта.

Воспит: Какой формы увидел Гагарин нашу землю?

 Дети: Ответы

Воспит: А какого цвета наша земля из космоса?

Дети: Ответы

Воспит: Почему?

Дети: Ответы

Воспит: Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает воздушная атмосфера. Она защищает планету от слишком горячих лучей Солнца и спасает Землю отпадающих из космоса камней и льда. Земля вращается вокруг своей собственной оси. За счёт этого вращения происходит смена времени суток. Земля вращается вокруг Солнца. За счёт этого вращения происходит смена времён года. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. На Земле есть вода и воздух. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная планета.

Воспит: Как называется маленькая модель Земли, уменьшенная во много раз?

Дети: Глобус

Показать глобус.

Воспитатель: А что космонавт делает в космосе?

Дети: Ответы

Воспит:  Как называется одежда космонавта?

Дети: Скафандр

Воспит: Зачем космонавту скафандр?

Дети: Защита от воздействия окружающей среды, давления и т.д.

Воспит:  Что происходит в корабле, когда космический корабль выходит на орбиту и начинает летать вокруг Земли?

Дети: Невесомость

Воспит: Почему на Земле всё такое тяжёлое, а в космосе лёгкое и невесомое? Дети: Земное притяжение

Воспит: Кто первым вышел в открытый космос?

Дети: Леонов

Воспит:  Кого из женщин – космонавтов вы знаете?

Дети: Савицкая, Терешкова

Восипит:  Какими должны быть космонавты?

Дети: Сильными, выносливыми, с хорошей зрительной памятью

Воспит: Космонавтам нужно хорошо питаться. Как вы думаете, мы можем взять кастрюли с борщом, котлетами, компотом?

Дети:  Нет нельзя. Ведь в космосе невесомость и вся еда будет летать по ракете.

Воспита: Я хочу показать вам, что и как едят космонавты. Так как в космосе невесомость, еда находится в тюбиках, похожих на тюбики зубной пасты (показать).

Воспитат:  Ребята, а какие продукты питания могут быть в тюбиках?

Дети: – Борщ, суп, каша, компот, какао и др.

Воспит: Теперь давайте поиграем. У вас на столе лежат счетные палочки.

Игра с палочками: “Составь из палочек звезду по памяти”

Показать на 5 сек. картинки с изображением звезды из палочек и убрать, а дети должны выложить из палочек эти звёзды по памяти (2-3 звезды).

Воспит: – Чтобы начать наше путешествие по планетам, нужно отгадать какое слово лишнее: лететь, полёт, лето, лётчик, летательный.

Дети: – Лето.

Воспит: За прошедшие почти 50 лет многие космонавты побывали в космосе. И что же они там увидели?

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там девять различных планет,

И солнце – звезда в самом центре системы

И притяжением связаны все мы.

Воспита: Вокруг солнца вращаются 9 планет.  Солнце излучает свет и тепло как электрическая лампочка.

Первая планета,  самая маленькая во всей солнечной системе. Это Меркурий, он расположен ближе всех к солнцу.

Вторая планета, сплошь затянутой облаками. Здесь настолько жарко -  это планета Венера.

 Название 3-ей планеты вы узнаете, если отгадаете загадку:

Эта планета – любимый наш дом,

На ней мы с рожденья до смерти живем.

Планета прекрасна: моря, океаны.

Цветы и деревья там, разные страны,

И солнце сияет с зари до заката,

Что за планета, скажите, ребята?

 Дети: Земля

Воспит: Четвертая   планета,  выглядит красной и видна на небе как красноватая звезда. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались. Это планета Марс.

Марс – таинственная планета.

Из-за кроваво – красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

 У Марса есть атмосфера, но в ней нет воздуха. Поверхность Марса твёрдая и покрыта оранжево – красным песком, поэтому Марс называют «Красной планетой».

Пятая  планета самая большая –  

Это планета Юпитер.

Юпитер – больше всех планет,

Но жизни на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

Шестая планета.  

Это планета Сатурн.

Сатурн – красивая планета

Жёлто – оранжевого цвета.

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

 Самые удаленные от Солнца планеты, а, значит, на них очень холодно. Людям очень малоизвестно об этих планетах. Называются они так: Уран, Нептун и самый далекий Плутон.

Воспит: А кто может, повторит название планет?

Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Воспит: Ребята, подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы?

Дети:  Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.

Воспит:  Правильно!

Воспит: Какие вы знаете виды воздушного транспорта?

Дети: Самолет, планер, воздушный шар, дирижабль.

Воспит: Я вам буду загадывать загадки, а вы, если отгадаете, выберите картинку с соответствующим видом воздушного транспорта.

Воспит: Он в воздушном океане

Туч касается крылом.

Развернется – под лучами

Отливает серебром.

Дети: Самолет

Воспит: Точь-в-точь, как самолет,

В кабине есть пилот.

Но в голубых просторах

Летает без мотора.

Дети: Планер

Воспит

Заворчу, зажурчу,

Лопастями заверчу,

В небеса улечу.

Дети: Вертолет

Воспит:

С теплым воздухом шар,

А под ним корзинка,

Под ногами земля –

Словно на картинке.

Дети: Воздушный шар.

Воспит: 

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесется до звезд.

Дети: Ракета

Воспит: У вас на столе лежат бумага и карандаши. Давайте вы нарисуете ракету, на которой вы бы хотели полететь в космос. Мы потом устроим выставку ракет.

Дети рисуют ракеты.

Воспит:   Мы не зря потратили время, мы узнали много нового и интересного о космосе, а планетах. А когда вы будете учиться в школе, то на уроках  вы узнаете  еще больше. Спасибо вам за внимание, занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Первый полёт человека в космос"

Цель: познакомить ребят с биографией первого человека, который побывал в космосе, с Юрием Гагариным.  Закрепление знаний детей по теме «Космос».Учить отвичать на поставленные вопросы. Развив...

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы "Космос"

Ход занятия:I. Орг. момент.- Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.- Здравствуйте.II. Эмоциональная настройка.- Ребята, какое у вас сегодня настроение?- Хо...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Покорение космоса»

Программные задачи – Дать детям представление о космосе и космонавтах .- Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую и монологическую...

конспект занятия по развитию речи "Космос"

Представлен конспет занятия по  развтию речи по теме "Космос"...

Конспект занятия по развитию речи «Космос»

Конспект занятия по развитию речи«Космос»для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование и совершенствование грамматического строя речи.Программное содержание: способствова...

Конспект занятия по развитию речи "Космос - это интересно!"

Конспект занятия  по развитию речи "Космос - это интересно!"...