Методические рекомендации по формированию речевой готовности ребенка к школе
материал по логопедии

Ерофеева Татьяна Дмитриевна

Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_uchitelya_-_logopeda.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по формированию речевой готовности ребенка к школе

 Разработала: учитель – логопед МДОУ «ДС №3» Ерофеева Т. Д. 27.04.2022 г.

Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.

Основные критерии готовности к школьному обучению:

Правильность звукопроизношения; развитый фонематический слух; высокий словарный запас; знание грамматики русского языка; владение связной речью.

Ребенок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать.

слышать и выделять первый и последний звук в слове;

определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

 определять количество и последовательность звуков в слове;

называть слова с заданным звуком;

различать звуки на слух и в произношении ;

определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным  количеством слогов;

слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука;

уметь составлять слова из звуков. 

В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).

Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.

Понимать переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты).

Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

Знать детёнышей животных и т.д.

Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных

   умение пользоваться развернутой фразовой речью;

   умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;

  умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе;

  согласовывать имена существительные с именами прилагательными;

  правильно употреблять в речи относительные и     притяжательные прилагательные;

  умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д.

   умение работать с предложением;

   правильно строить простые предложения;

   видеть связь слов в предложениях;

   распространять предложения второстепенными и однородными членами;

работать с деформированным предложением

К 7 годам ребёнок должен уметь:

пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;

составлять рассказ по сюжетной  картинке;

составлять рассказ по серии  из 3 – 6 сюжетных картинок;

отвечать на вопросы по тексту.

При пересказе (рассказе) обращать внимание

на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);

на лексику (полнота и точность использования слов);

на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения);

на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль).

Правильность звукопроизношения;

Развитый фонематический слух;

Высокий словарный запас;

Знание грамматики русского языка;

Владение связной речью.

Чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу

устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом.

Даже самые незначительные отклонения в развитии речи дошкольника нужно  успеть заметить и  преодолеть до начала обучения в школе.

Наличие у старшего дошкольника даже слабых отклонений в фонематическом и

лексико-грамматическом развитии

ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы

Пребывание детей в детском саду создаёт благоприятные условия для проведения систематической работы по формированию правильной речи

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.

Помощь родителей принесёт  неоценимую пользу  

для речевого развития малыша!

Словарный запас ребенка 

От 3000 до 7000 слов. (нижний предел 2000, высший предел — до 10 000).

В нем должны быть представлены основные части речи 

существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.

Согласование числительных с существительными

Определение места звука в слове  Игра  «Рыбалка»

        Звукобуквенный анализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"

                                               Советы логопеда  ...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....

Буклет "Речевая готовность ребенка к школе" (рекомендации для родителей)

Буклет "Речевая  готовность ребенка к школе"  (рекомендации для родителей)...

Рекомендации для формирования мотивационной готовности ребенка к школе

Рекомендации для формирования мотивационной готовности ребенка к школе...

Проект «Формирование речевой готовности ребенка к школе»

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учитьс...