«Использование цвета в процессе проведения настольных дидактических игр по автоматизации и дифференциации звуков»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Каленская Алина Владимировна

Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Очень часто речевой дефект является весьма стойким и сочетается с различными нарушениями психической деятельности. Так, наряду со звукопроизношением, у детей часто нарушены память, внимание, мышление, а так же цветовое различение.

Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. В свою очередь, цвет позволяет разнообразить занятия в процессе автоматизации и дифференциации звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование  цвета в процессе проведения настольных дидактических игр по автоматизации и дифференциации звуков»

Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Очень часто речевой дефект является весьма стойким и сочетается с различными нарушениями психической деятельности. Так, наряду со звукопроизношением, у детей часто нарушены память, внимание, мышление, а так же цветовое различение.

Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. В свою очередь, цвет позволяет разнообразить занятия в процессе автоматизации и дифференциации звуков.

Для примера возьмем желтый цвет. Само название цвета, «ЖеЛтый», содержит звуки, над которыми часто проводят коррекционную работу. Это звуки Ж и Л. Называя картинки, ребенок автоматизирует и дифференцирует определенные звуки. Например, при проговаривании словосочетаний «желтый жук», «желтая жаба»-идет автоматизация звука Ж; «желтая юла», «желтый колобок»-автоматизация звука Л; «желтый зонт», «желтая змея»дифференциация звуков Ж-З; «желтая корона», «желтый сыр»дифференциация звуков Л-Р.

На индивидуальных логопедических занятиях используем настольные дидактические игры с применением цвета.

Основные задачи этих игр:

  • Коррекция и развитие произвольного внимания
  • Автоматизация и дифференциация звуков
  • Совершенствование фонематического восприятия

-Формирование лексико-грамматических средств языка, а также развитие связной устной речи.

-Формирование цветовосприятия и цветоразличения.

Ниже приведены примеры используемых игр.

«Магазин»

          Цель: Введение в речь детей звуков [с],[ш],[л],[р]; дифференциация звуков [с]-[ш],[л]-[р]; развитие внимания, памяти, мышления.

              Игровой материал: картинки красного цвета- сапоги, сандалии, шарф, шапка, шляпа, штаны, рубашка, шорты, кувшин, матрешка, чашка, шарик, поварешка,  самолет, сарафан, кастрюля, автобус, миска, торшер,  игрушечная машинка, швейная машинка, стиральная машинка, пылесос, самокат, носки; (работа над звуками [с],[ш]); лампа, колпак, ложка, сковорода, пирамида. (работа над звуками [л]-[р])

Ход игры: Детям предлагают купить определенный товар (предметы красного цвета) за монеты красного цвета. Дети называют товар. Например: «Я покупаю красную шляпу». Если звуки с и ш произнесены ребенком правильно, то ведущий отдает ребенку карточку с товаром.

 

«Наведем порядок»

Цель: Введение в речь детей звуков [с],[ш],[л],[р]; дифференциация звуков [с]-[ш],[л]-[р]; развитие внимания, памяти, мышления.

 Игровой материал: Карточки из игры «Магазин». Большие карты с изображением полок (посуда, одежда, обувь, головные уборы, игрушки, бытовая техника) и гаража -транспорт.

Ход игры: Детям предлагается разложить по полочкам купленный в магазине товар. Ребенок берет карточку, называет предмет и определяет на какую полочку надо его положить. Например: «Красные сапоги я кладу на полку с обувью. Красную шапку я кладу на полку с головными уборами»

«Разноцветные предметы»

Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки л-р в словах; упражнять детей в согласовании прилагательных,  обозначающих цвет, с существительным (в роде, числе падеже); закреплять названия цветов, оттенков.

Игровой материал: цветные прямоугольники из картона, конверты с прорезанными силуэтами различных предметов.

Ход игры: Ребенок вставляет в конверты с прорезанными силуэтами различных предметов один из цветных прямоугольников. Затем озвучивает картинки: Например: «Оранжевое платье, оранжевая юла, оранжевая лампа». Игра может использоваться в разных вариантах при автоматизации и дифференциации разных звуков.

       

«Лото»

Цель: автоматизация и дифференциация разных групп звуков.

Игровой материал: большие карты определенного цвета с набором картинок, такие же маленькие карточки.

Ход игры: У детей большие карты определенного цвета с набором картинок. Такие же маленькие карточки ведущий перемешивает, берет одну и спрашивает: «Что это?» Отвечает игрок, у которого на большой карте изображение того же предмета, что и у ведущего. Если ребенок правильно называет цвет предмета и корригируемый звук, то он получает карточку и закрывает рисунок на своей большой карте. Выигрывает тот, кто раньше всех заполнил свою большую карту (оранжевая рубашка, красная пирамида)

   

«Лабиринт»

Цель: автоматизация и дифференциация разных групп звуков.

Игровой материал: Рабочее поле с указанием маршрута в виде стрелок, цветные картинки.

Ход игры: Дети проходят маршрут из цветных картинок, называя слова. В конце получают «приз»-картинка торт, конфета и т.д.

Использование игровых упражнений по автоматизации и дифференциации звуков с применением цвета, позволяет разнообразить занятия, дольше сохранять работоспособность детей, повысить интерес к занятиям, расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.

Литература:

1.Нищева Н.В. Разноцветные сказки. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВОПРЕСС», 2004.

2.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-н-Дону: «Феникс», 2003.

3.Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2005.

4.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи.-М.:АйрисПресс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для автоматизации и дифференциации звуков в слогах "Разноцветные дорожки"

Цели:Автоматизация звука в слогах;Дифференциация звука в слогах;Формирование у ребёнка навыков самоконтроля за собственной речью; Развитие психических процессов: внимания и памяти...

Дидактические игры на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Одним из направлений логопедической коррекционной работы в ДОУ, является формирование правильного звукопроизношения у детей. Порой не так трудно поставить  звук, как автоматизировать и ввести его...

Дидактическая игра на автоматизацию и дифференциацию звуков [с] – [с’] «Отнимем у мышки сосиски»

Цель: автоматизация (С),(сь)в словах.Материал: красочная сюжетная картинка с изображением мышки, и вырезанные из картона сосиски, на которых есть предметные картинки.Ход игрыРассматриваем картинку, на...

Авторское дидактическое пособие для автоматизации и дифференциации звуков [р] и [р\'] "Поставь машины в гараж"

Авторское пособие, позволяющее в игровой, занимательной форме проводить автоматизацию и дифференциацию звуков [р] и [р']....

Дидактическая игра на автоматизацию и дифференциацию Звуков речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Подбери пару"

Данная игра предназначена для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.  Игра поможет выработать устойчивое произно...

«Использование цвета в процессе проведения настольных дидактических игр по автоматизации и дифференциации звуков»

Использование игровых упражнений по автоматизации и дифференциации звуков с применением цвета, позволяет разнообразить занятия, дольше сохранять работоспособность детей, повысить интерес к занятиям, р...