Мастер-класс для родителей "Профилактика дисграфии и дислексии".
учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Апатенко Анастасия Александровна

Здесь представлены способы и приемы профилактики дисграфии и дислексии, доступные к проведению в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii.docx237.64 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №37 «Ягодка»

города Губкина Белгородской области

МАСТЕР-КЛАСС

для родителей

«Профилактика дисграфии и дислексии

у детей старшего дошкольного возраста как фактор успешного обучения в школе»

Подготовил: учитель-логопед

Апатенко А.А.

     С началом школьного обучения к речи детей предъявляются повышенные требования.

     Дети с отставанием в речевом развитии допускают при чтении и письме специфические ошибки, которые не связаны с орфографическими правилами, с интеллектуальным развитием ребенка.

     Причиной их возникновения является несформированность фонематического слуха и восприятия, лексико-грамматического строя речи, пространственной ориентации.

     Некоторые дети с трудом соотносят зрительный образ буквы с ее названием.

     Частичное расстройство процессов чтения и письма называется соответственно дислексией и дисграфией.

Что можем сделать родители для профилактики таких нарушений? Прежде всего знать причины возникновения, а также меры предупреждения дисграфии и дислексии.

Специфические ошибки детей и способы их предотвращения.

Ошибки при записи отдельных букв.

  1. Ребенок не дописывает элемент буквы.
  2. Добавляет лишний элемент.
  3. Пишет букву зеркально.

Эти ошибки не связаны с нарушениями звукопроизношения, их причина в несформированности у ребенка пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

   Вот некоторые приемы работы по профилактике данных нарушений, которые можно применять с детьми дошкольного возраста.

  1. Прописывание букв в воздухе.
  2. Конструирование букв (из палочек, ниток, проволоки, кедровых орехов, крупы, выдавливание в пластилине точками и т. д.).
  3. Дописывание элементов букв.
  4. Сравнение смешиваемых букв (В-Р), (Т-Г), (В-З), (Х-К) и др.
  5. Реконструирование букв: одну превратить в другую (Ы-ЬЪ-Б-В-З…)
  6. Нахождение спрятавшихся букв (зашумленные рисунки).
  7. Формирование зрительной памяти (игры «Запоминайка», «Чего не стало?», «Что изменилось?»).
  8. Закрепление умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (игры «Кто где находится?», «Нарисуй, где скажу», «Лабиринты»), графические диктанты.

          http://900igr.net/datai/doshkolnoe-obrazovanie/Profilaktika-disgrafii/0016-026-Zashumlennye-bukvy-nalozhennye-drug-na-druga.png

http://smart-kiddy.ru/images/my_images/razvivraskraski/chto_spraytano/najdi-bukvu-d.jpg

Ошибки при записи предложений.

  1. Ребенок не соблюдает правил записи предложения (нет заглавной буквы, нет точки в конце предложения).
  2. Слитно пишет слова с предлогами.
  3. Аграмматизмы при письме. (Нарушение связи слов: изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени).

Причина ошибок-несформированность лексико-грамматического анализа предложений.

Для профилактики ошибок такого рода используют следующие приемы:

-составление предложений по картинке;

-составление схем предложений с предлогами и без них;

-определение количества слов в предложении (начинать с предложений из двух слов);

-составление предложений из заданного количества слов (двух, трех…);

-словесные упражнения типа «Исправь ошибку», «Доскажи словечко», «Помоги Незнайке».

  Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/07/03