Оптическая дисграфия и дислексия
материал по теме

В данном материале данна краткая информация  родителям о оптической дисграфии и дислексии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 16.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

     Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающимися являются оптические дислексия и дисграфия. Данные нарушения могут явиться результатом действия различных вредоносных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что может привести к задержке в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма.


    Одной из наиболее распространенных причин оптической патологии письменной речи является наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок, по мнению Л.С. Цветковой, наследует качественную незрелость клеток теменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного мозга. Трудности становления процесса латерализации также могут стать причиной возникновения оптических дислексии и дисграфий. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга, следовательно, четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства. В результате дети не овладевают системой абстрактных пространственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т.д.), путаются в симметричных сторонах пространства, окончательно не усваивают пространственные понятия. В итоге недостаточно сформированными являются пространственное восприятие, ориентировки и представления. А.Н. Корнев (1997), Р.И. Лалаева (1999), И.Н. Садовником (1995), М.Е. Хватцев (1996), и другие среди механизмов оптических нарушений письменной речи выделяют недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного восприятия и представлений, зрительно-моторной координации, недостаточную сформированность зрительной памяти.

   У детей с общим недоразвитием речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов как восприятие, внимание, память. Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.

   Основные направления коррекционно-профилактической работы можно объединить в два периода. В подготовительный период осуществляется формирование основных предпосылок, лежащих в основе оптически грамотного чтения и письма. В основной период на логопедических занятиях по обучению грамоте ведется работа по автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта. Коррекционно-профилактическая работа проводится логопедом и воспитателем логопедической группы с привлечением в педагогический процесс родителей тетей с нарушениями речи.

Рассмотрим содержание основных направлений логопедической работы по профилактике оптических дислексии и дисграфий у дошкольников с ОНР.

Подготовительный период

1.Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов и геометрических фигур. Можно использовать следующие виды заданий:

•  назвать контурные, недорисованные, перечеркнутые, наложенные изображения предметов;

•  найти ошибку в изображении предмета;

•  распределить предметы по величине, учитывая их реальные размеры;

•  геометрическое и цветовое лото;

•  подбор предметов, по форме напоминающих определенную геометрическую фигуру;

•  найти пару картинке, выбрав сходную из ряда предложенных (на картинке комбинации из геометрических фигур разных по цвету);

•  матрицы Равена;

•  сложить простые и сложные фигуры (корабль, дом, машина, ракета) по образцу из деталей различной геометрической формы и величины;

•  найти среди множества контуров геометрических фигур различной величины все изображения заданной фигуры (все треугольники, овалы, квадраты и т.д.), обвести или заштриховать их.

2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания. Можно предложить такие задания:

•  проследить взглядом прямую, кривую, ломаную линию от ее начала до конца, особенно когда линия пересекается с другими;

•  найти определенное число различий в изображении предметов;

•  медленно перелистывать правой рукой в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а левой рукой чертить геометрические фигуры;

•  игра «Счет с помехой»: называть цифры от 1 до 5 (или до 10 в зависимости от возможностей ребенка), одновременно записывать их на листе бумаги в обратном порядке (произносит 1, пишет 5 и т.д.).

•  «корректурные   задания»:   ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте с крупным шрифтом или выделять заданные цифры, геометрические фигуры из ряда цифр, фигур.

3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.

Основной вид деятельности - работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запомнить образец. Подобную работу с образцом целесообразно проводить на таких видах деятельности, как рисование, лепка, срисовывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам и т.д. кроме того, можно предложить следующие упражнения:

•  на столе перед ребенком из палочек или спичек выкладывается простая фигура (домик, елочка и т.д.), ребенка просят внимательно посмотреть на фигуру в течение 2 секунд, затем фигура закрывается, а ребенку предлагается повторить ее изображение, сложить также;

•  ребенку предлагают запомнить цифровой ряд (ряд геометрических фигур), написанный на карточке, и повторить его в той же последовательности; постепенно количество элементов ряда увеличивается начиная с 3-4 и к концу обучения достигает 7-9 (что соответствует объему кратковременной памяти);

•  ребенку в течение 30 секунд показывают рисунок с изображением разных предметов (фигур, букв, цифр), просят внимательно рассмотреть и запомнить их, далее предъявляют другой рисунок, на котором есть изображения из первого рисунка и еще шесть других, и просят показать все изображения с первого рисунка.

•  ребенку на определенное время предъявляется сюжетная картинка и предлагается внимательно рассмотреть ее, составить рассказ-описание, а потом запомнить все, что изображено. Затем показывают схожую картинку, на которой недостает каких-то деталей или наоборот, появляются лишние. Эти отличия и должен уловить ребенок. Данную игру лучше проводить с группой детей, так как появление элемента соревнования (кто больше найдет отличий) стимулирует запоминание;

•  запомнить изображения 4-5 предметов на картинках (геометрических фигур разных цветов, букв, цифр) и найти их среди 8-10;

•  запомнить парные предметы и восстановить пары через 5 сек.;

•  разложить картинки, фигуры, буквы в той последовательности, в которой они предъявлялись;

•  что изменилось или чего не стало (на материале картинок, фигур, букв).

4. Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе:

1.Формирование ориентировок ребенка в собственном теле.

2.Формирование ориентировок в окружающем пространстве в следующей последовательности: определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребенку; определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребенка; определение пространственных отношений между 2-3 предметами. Когда ребенок начинает безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами.

3.Формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов, описывающих пространственные ситуации.

4.Формирование ориентировок в пространственном расположении частей предметов и изображений.

5.Формирование ориентировок в пространственном расположении букв, цифр.

Можно рекомендовать следующие виды заданий для развития пространственных ориентировок и представлений:

•  назвать предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева на права, сверху вниз, снизу вверх;

•  выкладывание определенной последовательности;

•  определение последовательности предметов (что справа, слева) или цифрового ряда (1 2 _ 4 5 6 _ 8 9);

•  расположить предметы в пространстве по предложенной схеме;

•  начертить графическое изображение направления с помощью стрелок;

•  найти предмет (цифру, букву) по описанию его расположения в пространстве;

•  найти одинаковые фигуры или сочетания фигур в ряду предложенных (фигуры могут быть с «правым» и «левым» поворотом);

•  сложить по образцу геометрические фигуры из деталей, постепенно увеличивая их количество;

•  самостоятельно описать пространственное положение предмета (цифры, буквы) по отношению к другим.




5. Формирование временных ориентировок и представлений.

1.Формирование знаний о частях суток и их последовательности.

2.Формирование знаний о последовательности времен года.

3.Формирование знаний о днях недели и их последовательности.

4.Формирование знаний о последовательности месяцев года.

5.Развитие понимания наречий временного значения и их использования в речи.

6.Развитие зрительно-моторной координации.

•  копировать фигуры и их сочетания (фигуры могут быть с «правым» и «левым» поворотом);

•  дорисовать недостающие детали фигур с опорой на образец;

•  дорисовать вторую половину картинки так, чтобы она была похожа на первую;

•  найти в ряду фигур такую же как на образце и как можно аккуратнее обвести контур рисунка не отрывая карандаша от бумаги;

•  обвести контур рисунка по точкам;

•  заштриховать рисунок по заданным направлениям;

•  провести линии карандашом от одного предмета к другому, точно попадая в цель (попади мячом и сбей палочку; пройди по узкому лабиринту, не задевая стен; попади стрелой в центр мишени, найди выход из пещеры и т.д.);

•  точно воспроизвести графический ряд (последовательность  нескольких  фигур, букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.);

•  рисовать внутри большой фигуры постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой - постепенно увеличивающиеся. При рисовании нельзя касаться стенок предыдущей фигуры. Чем больше получится фигур, тем лучше;

•  игра «Самолеты за облаками» обучает ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Ребенку предлагается рисунок, на котором несколько самолетов, а вокруг них - облака: «Смотри, какие разные облака - одно совсем черное, и самолета за ним почти не видно, а другое светлое, и самолет хорошо виден». Темные и светлые облака ребенок вокруг других самолетов рисует сам;

•  ребенку предлагается таблица с контурами геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг) и образец - три фигуры, каждая из которых заштрихована по-разному: треугольник очень сильно, с большим нажимом карандаша, круг - штриховка средней силы и квадрат заштрихован слегка. Ребенок должен заштриховать рисунок согласно образцу.

Оценивая работу ребенка, следует обратить внимание на ошибки: несоответствие размера, неправильное соотношение штрихов, элементов, неверное пространственное расположение, нечеткость линий, и т.д. Затем нужно объяснить, как правильно сделать, при необходимости повторить задание.

7. Развитие тонко координированных движений рук.

При развитии мелкой моторики важна точность выполнения движений. Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей. Специалисты могут использовать любой комплекс упражнений на развитие движений пальцев и кистей рук. Направленность упражнений может быть различной. С помощью одних развивают статическую координацию -удержание кисти руки в определенной позе («Заяц», «Коза», «Гусь»). Другие упражнения формируют динамическую координацию - способность к переключению с позы на позу, дифференцированные движения пальцев рук, координированную работу (одновременную и последовательную) кистей обеих рук («Ладонь-кулак». «Птичка пьет водичку», «Кошка выпускает когти»). Для леворуких детей сначала упражнение отрабатывается на левой руке до достаточного автоматизма, потом на правой, затем проводится руками одновременно и попеременно.

Основной период

1. Развитие буквенного гнозиса.

•  выделение первого звука из ряда слов, называние буквы, отличие звука от буквы;

•  подбор зрительного образа к букве (найти предметы, зрительно напоминающие букву);

•  стихотворное описание графического образа буквы;

•  анализ размеров и расположения элементов буквы;

•  конструирование и реконструирование букв из элементов (по образцу, по словесной инструкции, по памяти);

•  знакомство с объемным вариантом буквы, закрепление образа буквы (вырезание, лепка, складывание буквы из геометрических фигур);

•  развитие тактильного восприятия букв (обводка букв из пенопласта, дерева, пластилина и другого материала);

•  подбор пары для буквы (вторая буква написана другим шрифтом);

•  узнавание недописанных, наложенных друг на друга, непривычно расположенных в пространстве букв.

•  нахождение букв, цифр, написанных неправильно.

•  нахождение букв (цифр) и сочетаний букв (цифр) в ряду сходных по заданному образцу.

2. Автоматизация смешиваемых букв.

•  знакомство с траекторией движения руки при написании буквы;

•  самостоятельное написание буквы (по образцу, словесной инструкции);

•  изображение буквы (Ф - встать, руки на пояс, Т - встать, руки в стороны, голову наклонить вперед);

•  слуховые и зрительные диктанты ,

•  соотнесение буквы с графическим изображением (Щ - 3, Ц - 2) и нахождение буквы с ориентировкой на графическое изображение;

•  автоматизация изучаемой буквы в слогах;

•  автоматизация изучаемой буквы в словах (шарады, где изучаемая буква заменена символом);

•  запись букв и составление из них слова с его последующей записью;

3. Дифференциация смешиваемых букв проводится в следующей последовательности:

1) Дифференциация графически сходных букв изолированно:

•  разобрать, что общего (чем похожи) и чем отличаются изображения букв, уточнить артикуляторный образ каждого звука;

•  записать смешиваемые буквы поэлементно и целостно;

•  реконструировать одну из смешиваемых букв в другую;

•  зашифровать смешиваемые буквы при помощи графических опор или символов (а - треугольник, о - овал, и - 2, ш - 3), а потом расшифровать и назвать их;

•  найти и обвести различными цветами смешиваемые буквы, записанные в ряд слитно;

2) Дифференциация графически сходных букв в слогах:

•  составить слоги из букв: в первой строчке записаны сравниваемые буквы, во второй - гласные;

•  выделить различным цветом слоги с дифференцируемыми буквами.

3) Дифференциация графически сходных букв в словах:

•  «Не перепутай ведра»: два колодца со словами, в которых пропущены смешиваемые буквы, надо ведро с написанной буквой поместить в нужный колодец;

•  составить словосочетания из слов с дифференцируемыми буквами (в первом слове должна быть одна изучаемая буква, а во втором - другая).

4) Дифференциация графически сходных букв в предложениях:

•  найти в предложениях и подчеркнуть разным цветом графически смешиваемые буквы,

•  вставить в предложения смешиваемые буквы;

Реализация предложенных направлений коррекционно-профилактической работы в ходе обучения дошкольников с ОНР позволит успешно подготовить детей к обучению в школе, предотвратит возникновение стойких нарушений письменной речи, улучшит социальную адаптацию детей к школьным условиям.

Е.А.Михайлова,
старший преподаватель кафедры логопедии ИКП СГПУ, г. Самара

 











































                                             





                                                         МДОУ «МАШЕНЬКА»




                                   




                                              СООБЩЕНИЕ:



 

«Основные направления коррекционно- профилактической работы по предупреждению оптических нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР»

                            

                                        Воспитатель логопедической подготовительной

                                        группы № 12   «Голубок»:          Бердияну Л.В.

                                                       Сургут, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционно – развивающая работа по устранению предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников»

Оптическая дисграфия и дислексия связана с недоразвитием зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений....

Методическая разработка на тему: « Оптическая дисграфия и дислексия»

Методическая разработка может быть использована в работе учителя-логопеда ДОУ....

Профилактика оптической дисграфии и дислексии в старшем дошкольном возрасте.

Практический материал для профилактики оптической дисграфии и дислексии....

Приемы и методы устранения оптической дисграфии и дислексии

Приемы и методы устранения оптической дисграфии и дислексии...

Профилактика оптической дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного о...

Роль игры в профилактике оптической дисграфии и дислексии у дошкольников

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон устной речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития в устной ре...

Профилактики оптической дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста с ОНР

Использование игр и упражнений с пальчиковой азбукой  тренируют движение пальцев рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями. Такое построение закрепляет зрительно-пространстве...