Методическая разработка на тему: « Оптическая дисграфия и дислексия»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Елена Владимировна Гладинова

Методическая разработка может быть использована в работе учителя-логопеда ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razrabotka_leny.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:



Методическая разработка на тему:

« Оптическая дисграфия и дислексия»

Учитель-логопед : ГДБОУ №96 Красногвардейского района

Гладинова Елена Владимировна

Оптическая дисграфия проявляется в заменах графически сходных букв:

- состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве.

- включающих одинаковые элементы, но отличающихся дополнительными элементами

- в зеркальном написании букв

- в пропусках элементов, особенно при соединении букв, имеющих какой-нибудь одинаковый элемент

- в написании лишних элементов

- в написании неправильно расположенных элементов

Оптическая дислексия  характеризуется трудностями усвоения и смешением графически сходных букв и их взаимными заменами. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л-Д; З-В), так и состоящие из одинаковых элементов , но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Ь-Р; Н-П-И).

Данные оптические нарушения связаны с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений. А также зрительного анализа и синтеза.

Кроме того, у детей с оптическими дисграфиями и дислексиями часто выявляется задержка в дифференциации  правой и левой частей тела – поздняя латерализация ( функциональная ассиметрия в деятельности парных сенсо-моторных органов) или ее варианты (левшество, смешанная доминанта).

Нередко обнаруживаются и различные нарушения зрительного гнозиса (узнавания). Предметный гнозис, т.е. узнавание предметов и их изображений, в обычных условиях. Усложняющих восприятие и узнавание ( по типу фигур Попельрейтера), дети выполняют с трудом из-за не узнавания  изображений и неумения выделить отдельные изображения из фона и т.д. В одних случаях они не узнают оба изображения, в др случаях узнают лишь одно изображение. Второе же либо вовсе не узнают, либо воспринимают неправильно.

Поэтому, в своей работе с детьми с Общим недоразвитием речи я включаю различные игры, задания на узнавание  изображений в усложнении, ввожу оптические трудности, оптический анализ, выделение из фона и т.д.

У данной категории детей наблюдается также недочеты в оптическом восприятии и вне речи. Дети плохо различают знакомые лица и сходные предметы, допускают ошибки при срисовывании. Коструировании и реконструкции фигур (упрощают фигуры, уменьшают количество элементов. Неправильно располагают элементы в пространстве по сравнению с образцом.)

Следовательно. Одним из направлений профилактической и коррекционной работы при устранении оптической дисграфии и дислексии является развитие зрительного восприятия. Узнавания цвета. Формы и величины (зрительного гнозиса). Включаю в игру с детьми задания такие как:

- назвать реально изображенные предметы на картинках

- назвать контурные изображения предметов (обвести)

- назвать и дорисовать недорисованные изображения предметов

- назвать перечеркнутые контурные изображения предметов

- выделить предметные изображения, наложенные друг на друга

- определить, что неправильно нарисовал художник

- узнавание различных предметов в условиях шума

- поиск «спрятанных» художником на сюжетной картине изображений, объединенных одной лексической темой

- узнай геометрическую фигуру ,на что похожа?

- подбери цвет к предметам

 Распредели животных по их настоящей величине. Начиная с самого маленького

- что забыл нарисовать художник?

- какие предметы хотел нарисовать художник?

 -узнай предметы по их теневому силуэту (какой лишний)

- на что похожи кляксы?

- узнай и назови предметы по его частям

Аналогичные задания проводятся и на буквенном материале. В ходе логопедической работы одновременно уточняются представления детей о величине. Форме. Цвете предметов .

Выполняя определенные игровые задания ребенку нужно проявить большую наблюдательность. Без умения сравнивать объекты, находить в них различия. Анализировать детали изображения, бес достаточного уровня развития зрительного восприятия и гнозиса достичь успеха будет очень трудно. НО сколько радости доставляют ребенку такие открытия! В подобных играх помимо развития навыков настойчивости и наблюдательности осуществляется профилактика оптических нарушений чтения и письма. Актуализируется словарь. Формируется обобщающие понятия и т.д.

Я считаю, что формирование функционального базиса навыков чтения и письма , является одной изз важнейших задач, состоящих пред педагогом и родителями.

Достаточный уровень сформированности зрительного , предметного и цветогвого гнозиса, концентрации и устойчивости произвольного зрительного внимания во многом будут способствовать успешному овладению ребенком чтением и письмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптическая дисграфия и дислексия

В данном материале данна краткая информация  родителям о оптической дисграфии и дислексии...

«Коррекционно – развивающая работа по устранению предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников»

Оптическая дисграфия и дислексия связана с недоразвитием зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений....

Методическая разработка по теме: "Система работы по развитию графических навыков и предупреждению оптической дисграфии".

Методическая разработка содержит практический материал, направленный на профилактику дисграфии....

Методическая разработка по теме:" Пропедевтика дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза"

      Обучение грамоте на русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом сос...

Методическая разработка на тему: "Реализация принципа индивидуально-дифференцированного подхода педагогической деятельности воспитателей и специалистов по подготовке к грамоте (профилактика нарушений оптической дисграфии)".

В данном материале раскрывается понятие индивидуально-дифференцированного подхода, направления работы по профилактике оптической дисграфии и представлены игры для детей старшего дошкольного возра...

Профилактика оптической дисграфии и дислексии в старшем дошкольном возрасте.

Практический материал для профилактики оптической дисграфии и дислексии....

Приемы и методы устранения оптической дисграфии и дислексии

Приемы и методы устранения оптической дисграфии и дислексии...