Формирование у детей пространственных представлений
консультация по логопедии

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с дизартрией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_u_detey_prostranstvennyh_predstavleniy_.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов


Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов.

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с дизартрией. Мы знаем, что знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании и конструировании. К концу дошкольного возраста у детей с дизартрией должны сформироваться такие знания о пространстве, как: форма (прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник, продолговатый, закругленный, выгнутый, заостренный, изогнутый), величина (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые, равные, крупно, мелко, половина, пополам), протяженность (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, слева, справа, горизонтально, прямо, наклонно), положение в пространстве и пространственная связь (посередине, выше середины, ниже середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед). Овладение указанным знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и включать адекватные словесные обозначения в экспрессивную речь, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями. Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности. Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей. Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями. Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления. Большую роль в развитии пространственного восприятия играет конструирование и лепка, включение адекватных действиям детей словесных обозначений в экспрессивную речь.

Проведя исследования пространственного представления у дошкольников с дизартрией можно сделать следующие выводы. Наиболее часто встречается нарушение зрительно-пространственного анализа и синтеза. Это выражается: 1. В затрудненности понимания сторон (левая-правая) у себя и напротив сидящего; 2. В плохом представлении пространственных и объемных фигур. Эта особенность сказывается на понимании значения пространственных предлогов. Отмечается неустойчивость оптико-пространственного образа буквы. Наиболее характерны для детей с дизартрией следующие пространственные ошибки: а) зеркальное написание букв; Е 3; 3 Е; В -; Я R; б) смешение верхних и нижних элементов букв; ш т; б д. Нередко наблюдаются нарушения пространственной организации движений, их последовательности. Детям трудно дается усвоение как игровых, так и трудовых процессов. Трудности в развитии пространственных представлений у детей данной категории объясняются нарушенной деятельностью двигательно-кинестетического анализатора, недостаточностью пространственного анализа и синтеза, а особенности последних рассматриваются какследствие нарушения высших корковых функций. В связи с этим развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми.

Игры и упражнения на развитие пространственных представлений

Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:

1) ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;

2) ориентировку в окружающем пространстве.

Ребенок обучается различать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие пространственных представлений опирается на дифференциацию правых и левых частей тела, в первую очередь на выделение ведущей руки.

Ориентировка детей в окружающем пространстве формируется в определенной последовательности. Первоначально положение предметов (справа или слева) ребенок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т.е. ближе к правой или левой руке. При этом дифференциация направлений сопровождается двигательными реакциями рук и глаз вправо или влево. В дальнейшем, когда закрепляются соответствующие речевые обозначения, эти движения затормаживаются.

Различение правой и левой сторон предмета, находящегося непосредственно перед ребенком, появляется позже. Особенно трудно для ребенка определение правых и левых частей тела у человека, сидящего напротив, так как в этом случае ему нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении.

При устранении оптических дислексии и дисграфий необходимо учитывать указанные закономерности формирования пространственных функций в онтогенезе и в связи с этим проводить коррекционную работу по следующему плану:

1) дифференциация правых и левых частей тела;

2) ориентировка в окружающем пространстве;

3)   уточнение  понимания  и  употребления  предложных  конструкций,  обозначающих пространственные отношения.

Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки.

Рекомендуются следующие виды заданий:

1.  Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Затем предлагается сказать, как называется эта рука. В случае затруднений логопед сам дает ответ, а дети повторяют несколько раз. Далее дается задание поднять правую руку и назвать ее.

2.  Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, то логопед называет ее сам, а дети повторяют.

3. Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой. После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правового и левого глаза, уха.

В заключение детям предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив. Постепенно задания усложняются и детям предлагаются следующие задания.

Упражнения "Ориентировка в схеме тела"

1. Назови части тела девочки, обозначенные цифрами.

2.Дорисуй портрет. Назови, какие части лица ты дорисовал.

3.  Рассмотри изображение щенка и назови девять частей его тела. Расставь на картинке у каждой части тела щенка соответствующие цифры.

4.  Определи, какой рукав у пиджака правый, а какой левый? Какая штанина у джинсов правая, а какая левая? Какая брючина у брюк правая, а какая левая? Какой рукав у платья левый, а какой — правый?

5.   Рассмотри, какие предметы находятся слева, а какие справа от девочки (обрати внимание на то, как стоит девочка).

Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой или левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:

1.Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе.

Вначале педагог дает задание определить пространственное положение предметов, находящихся сбоку от ребенка: "Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева" и т.д.; предлагает выполнить действие. Например, положить книгу справа или слева от себя.

Если при выполнении этих заданий у ребенка возникают затруднения, то необходимо уточнить, что справа — это значит ближе к правой руке, а слева — ближе к левой руке. Далее пространственные отношения закрепляются в речи. Педагог предлагает ответить на такой, например, вопрос: "Где находится шкаф (окно, дверь)?" При этом ребенок должен стоять так, чтобы эти предметы были справа или слева.

2.    Определение   пространственных   соотношений   между   2—3    предметами   и   их изображениями.

Сначала педагог уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой тетрадь и положить ее около правой руки, взять левой рукой книгу и положить ее около левой руки. Далее задает вопрос: "Где находится книга, справа или слева от тетради?"

В дальнейшем детям предлагаются следующие задания: положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради — справа или слева. Затем аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трех предметов. Педагог предлагает детям выполнить, например, следующие задания: "Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа — ручку" и т.д.

На данном этапе можно предложить следующие задания: Упражнения «Ориентировка в пространстве»

1.  Рассмотри изображения овощей и фруктов. Скажи, что где находится и ответь по образцу. Образец. Груша находится на первом месте слева. Помидор — за абрикосом и перед луком.

2.  Хозяйка разложила купленные овощи и фрукты на полке в определенном порядке. Послушай, как они расположены, и соедини линиями каждый овощ и фрукт с его местом на полке.

На полке первая слева лежит груша. Посередине полки лежит помидор. Перед виноградом лежит абрикос. Между свеклой и помидором — лук. После груши — свекла. Последний — виноград. А где лежит яблоко?

3.   Определи, в какой клетке должно находиться каждое животное в зоопарке, если известно, что:

Суслик занимает вторую клетку. Клетка льва — третья слева.

Перед клеткой тигра находится клетка носорога.

За клеткой тигра находится клетка верблюда.

Проведи дорожку от каждого животного к его клетке. Где находится пустая клетка. Чья она?

4. Нарисуй на строке узор из геометрических фигур по инструкции.

Первая фигура слева — квадрат красного цвета.      За красным квадратом — синий треугольник.

Последний на полке — зеленый квадрат.    Перед зеленым квадратом — желтый круг. Слева от желтого круга синий круг.

5. Кто наверху (над девочкой), а кто внизу (под девочкой)? Запиши.

6. Девочек попросили построиться. Они встали так: первая слева встала Аня, потом заняла свое место Катя, последняя слева - Света, между Аней и Катей встала Наташа. Догадайся, где встала Люба?

Назови имена девочек по порядку.

7. Рассмотри рыбок в аквариуме. Рыбок, которые плывут направо, обведи в синий кружок. Рыбок, которые плывут налево — в красный кружок. Сколько рыбок плывет направо? А налево?     8. Рассмотри картинки с изображениями животных. Под каждым     животным

нарисуй, куда оно смотрит направо ■=> или налевоурица вывела на прогулку своих малышей. Обведи зеленым кружком цыплят, которые смотрят направо, а коричневым кружком цыплят, которые смотрят налево.

10. Дорисуй картину по инструкции: Солнце над домиком. Справа от домика забор Перед забором зеленая трава. Слева от домика речка. Над речкой облака.

11.  Рассмотри картинки. Определи их местоположение несколькими способами. Образец. Козленок  находится  справа  от  синицы.  Козленок  находится  под  рыбой.  Козленок находится слева от ягненка.

12. Рассмотри предметы. Определи их местоположение несколькими способами.

При устранении оптической дислексии и дисграфии проводится работа и по уточнению пространственного расположения различных фигур и букв. Детям предлагаются карточки, на которых нарисованы круг, прямоугольник, крестик, кружок, точка.

Примерные задания:

1. Написать определенные буквы справа или слева от вертикальной линии.

2. Положить кружок, справа от него — крестик, слева от крестика поставить точку.

3.  Нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от точки — круг. Аналогичные задания: нарисовать кружок, справа от него — крестик, сверху крестика поставить точку; нарисовать треугольник, слева от треугольника— кружок, выше треугольника поставить точку и т.д.

4.  Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.

Одновременно проводится работа по развитию зрительного расчленения графических изображений и букв на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между графическими изображениями и буквами.

Рекомендуемые задания

A)  Срисовать фигуру или букву по предложенному образцу и после кратковременной экспозиции.

Б) Сложить палочек фигуры (сначала по образцу, затем по памяти):

B) Сконструировать буквы из предъявленных элементов.

Г) Реконструировать букву, добавляя, убавляя, заменяя элементы. Например, предлагается сделать из буквы В букву Р, из П— Н, из Ь — В и т.д.

Д) Определить различие сходных фигур.

Е) Показать правильную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально. Например:

Ж) Определить различие сходных букв, различающихся лишь одним элементом: Р — В. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

1. "38 попугаев". Ребенку предлагается вспомнить мультфильм про слоненка, мартышку и удава. Затем предлагается измерить несколько предметов или расстояний при помощи различных частей своего тела. Вслед за этим ребенку даютмелкие предметы (буквы, цифры) и просят разложить их так, чтобы между ними было расстояние в его ладонь, а от каждого из них до края стола - его указательный палец. Рекомендуется предложить как можно большее количество вариантов расположения предметов (на расстоянии стопы, от колена до пятки, от локтя до кисти и т. д.).

2.   "Маркеры". Маркируется левая рука ребенка при помощи браслета, колокольчика, яркой тряпочки и т. п.

3.  Каждое из направлений закрепляется определенным движением. Например: "вверх" -прыжок, "вниз" - присесть, "вправо" - прыжок с разворотом направо, "влево" - прыжок с разворотом налево.

4.  "Зеркало". Упражнение выполняется либо в паре с ведущим, либо двумя детьми. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела.

5.  "Телевизор". Это упражнение аналогично предыдущему, только движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок тоже берется правой рукой за левое ухо).

6.  "Найди клад". В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: "сделай два шага вперед, один направо..." и т. п.). Найденная ребенком вещь дарится ему.

7. Графические диктанты на листочках в клеточку.

8. Копирование нарисованных фигур разной степени сложности.

9. Составление ребенком планов (комнаты, квартиры и т. д.)

10.  Взрослый рисует план, по которому ребенок должен найти предмет в комнате или здании.

Биоэнергопластика

То, что речевой аппарат связан с мелкой моторикой рук вы, конечно же, слышали. Области коры головного мозга, отвечающие за работу этих систем, находятся в непосредственной близости. И взаимовлияют друг на друга.

Кто-то умный решил: а чего тренировать артикуляционный аппарат и мелкую моторику кистей рук по отдельности? Если эти тренировки объединить, то может будет больше толку? И объединили. В результате появилось такое понятие, как биоэнергопластика.

Так вот, исследователи заметили, что при совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно, если эти движения пластичны и свободны, в организме происходит распределение энергии. Якобы было замечено, что биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию и мелкую моторику. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребенка, также память и внимание.

Упражнение № 1.

Цель упражнения. Упражнение направлено на тренировку нижней челюсти. Мы будем учиться правильно открывать рот, что является одним из обязательных условий хорошей речи. А этим действием заведует нижняя челюсть.

Исходное положение. Артикуляционные упражнения лучше всего выполнять сидя. В этом положении ребенок наиболее расслаблен. Голова должна находится в прямом положении. Рот закрыт. Основная рука (в зависимости правша ребенок, или левша) согнута в локте.

Выполнение упражнения. Для правильного выполнения этого упражнения маме (или папе) следует считать. Упражнение выполняется на четыре счета. На счет «раз» ребенок должен опустить челюсть на ширину своих двух пальцев. На счет «два» он должен зафиксировать такое положение челюсти. На счет «три» рот закрывается. На счет «четыре» ребенок отдыхает.

Давайте разберем упражнение подробнее. Когда ребенок открыл рот, язык должен находиться внутри в расслабленном положении. Кончик языка находится у нижних резцов. Обратите внимание на то, чтобы губы у ребенка имели округлую форму, а зубы не должны обнажаться. Следите за головой: она не должна наклоняться, ни в какую сторону.

Работа кистью руки. Руку мы начнем подключать тогда, когда ребенок освоит артикуляционное упражнение и будет выполнять его без ошибок.

Кисть ребенка должна быть параллельной полу. Пальцы прямые, прижаты друг к другу. Когда на счет «раз» нижняя челюсть пошла вниз, в этот момент и большой палец руки опускается вниз. А четыре оставшихся пальца поднимаются вверх. То есть пальцами ребенок показывает тот же открывающийся рот, только у...допустим, птенца. На счет «два» фиксируем открытый рот птенца. На счет «три» закрываем клюв. На счет «четыре» отдыхаем. Повторяем упражнение 4-5 раз.

Упражнение № 2.

Цель упражнения. Упражнения направлено на тренировку губных мышц.

Исходное положение. То же, что и в предыдущем упражнении. Губы находятся в привычном спокойном сомкнутом положении. Зубы тоже сомкнуты, но без напряжения.

Выполнение упражнения. Опять-таки, как и в предыдущем упражнении, сначала работает артикуляционный аппарат, а потом подключается рука.

Упражнение выполняется на два счета. На счет «раз» ребенок должен вытянуть губы вперед, сложив их в трубочку. Или в хоботок у слоненка. На счет «два» ребенок растягивает губы в сторону, как бы в улыбке. Только при этом нельзя показывать зубы. Разве слоненок, когда улыбается, показывает зубы? Растягивать сильно губы в стороны не надо. Главное в этом упражнении заключается в «хоботке».

Работа кистью руки. На счет «раз» ребенок собирает все пальцы правой (или левой) руки в щепоть. А на счет «два» пальцы должны «разбежаться» врозь, в открытую ладонь с растопыренными пальцами.

Упражнение повторяется четыре-пять раз без перерыва.

Упражнение № 3.

Цель упражнения. Массирование верхней и нижней губы зубами. Исходное положение. В первой части упражнения нижние зубы ребенка касаются его верхней губы. Во второй части упражнения верхние зубы ребенка касаются его нижней губы.

Выполнение упражнения. В первой части движением нижней челюсти вперед и назад почесываем верхнюю губу. Во второй части упражнения, опять-таки поступательными движениями нижней челюсти нижнюю губу о верхние зубы.

Работа кистью руки. При выполнении упражнения кисть должна быть неподвижна. Двигаются только пальцы. Располагаем ладонь вверх. Сомкнутыми четырьмя пальцами выполняем движения, как бы почесывая животик у щенка. Вторая часть упражнения выполняется так же, только ладонь повернута вниз.

Повторить упражнение пять раз.

Упражнение № 4.

Цель упражнения. Тренировка мышц языка.

Исходное положение. Рот должен находиться в открытом положении. Язык находится в спокойном, плоском положении у нижних резцов.

Выполнение упражнения. На счет «раз» ребенок должен поднять язык к верхним зубам, за них. На счет «два» ребенок опускает язык в исходное положение.

Работа кистью руки. В данном случае работают обе кисти. Руки должны быть согнуты в локтях, а кисти свободно свисать вниз. Как лапки у зайчика. На счет «раз» кисти поднимаются вверх, на счет «два» опускаются.    Повторить упражнение пять раз.

Упражнение № 5.

Цель упражнения. Тренировка мышц языка.

Исходное положение. Рот должен находиться в открытом положении. Язык находится в спокойном, плоском положении у нижних резцов.

Выполнение упражнения. Упражнение выполняется на два счета. На счет «раз» ребенок должен кончиком языка коснуться левой щеки. На счет «два» - правой щеки. Челюстью двигать нельзя.

Работа кистью руки. Все пальчики ребенка собраны в кулак, кроме указательного. Именно им он и выполняет упражнение, направляя его в ту сторону, в которую движется язык. Кисть должна находиться на месте.

Повторить упражнение четыре-пять раз без перерыва.

Упражнение № 6.

Цель упражнения. Тренировка мышц языка.

Исходное положение. Рот должен находиться в открытом положении. Язык находится в спокойном, плоском положении у нижних резцов.

Выполнение упражнения. Упражнение выполняется на два счета. На счет «раз» ребенок должен высунуть язык изо рта как можно дальше. До напряжения в в подъязычной связке. На счет «два» вернуть его в исходное положение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ И УТОЧНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ВЫРАЖЕНИЕ ИХ ПРИ ПОМОЩИ ПРЕДЛОГОВ

Система работы по преодолению нарушений в области пространственных и пространственно-временных представлений....

Формирование временных и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемы материал содержит практические советы и рекомендации по формированию временных и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Данная информация будет полезна воспи...

Формирование у дошкольников пространственных представлений.

Актуальность темы. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, вн...

СХЕМА ТЕЛА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

С каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая это, современная система образования приходит к инклюзивной модели, в которой образовательные учреждения ...

НОД формированию у детей пространственных представлений «Домашние птицы» (средняя группа) Тема: «Домашние птицы»

Цель: продолжать учить детей ориентироваться в пространстве.Задачи: Образовательные задачи:Продолжать учить ориентироваться в пространстве, по словесной инструкции и используя в речи пространстве...