Двуязычие в детском возрасте
статья по логопедии (подготовительная группа)

Лашкова Галина Николаевна

Двуязычие часто становится причиной возникновения специфического рода речевых ошибок при использовании русского языка, обусловленных как особенностями взаимодействия языковых систем, так и нарушением речевого и психоречевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoyazychie_v_detskom_vozraste.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Многоязычие в детском возрасте

Двуязычие часто становится причиной возникновения специфического рода речевых ошибок при использовании русского языка, обусловленных как особенностями взаимодействия языковых систем, так и нарушением речевого и психоречевого развития. Исходя из данных научных исследований, можно сделать вывод о том, что для 15-20% детей, учащихся в начальной школе, русский язык не является родным. Острой проблемой для этих детей является овладение языковыми нормами и речевыми правилами в процессе обучения. Материал, преподаваемый на непонятном языке, усваивается с затруднением, а пропуски в знаниях накапливаются, что приводит к невозможности достижения учеником высоких результатов при обучении. Еще больше сложившуюся ситуацию усугубляет общение ребенка дома, в быту, с родственниками на родном языке, с целью сохранения культурных ценностей своего народа. Все это обуславливает актуальность воспитания у детей-билингвов умения активно использовать два языка. Для решения данной проблемы требуются значительные усилия учителя, психолога, логопеда и других специалистов. Анализ литературы показывает, что фактор билингвизма для детей с речевой патологией является отягощающим, что не может не сказаться на развитии речевой, познавательной, а, следовательно, и учебной деятельности. Изучению билингвизма, посвящены работы А.Е. Бабаева, С.С. Бакшиханова, Л.И. Белякова, Е.О. Голикова, С.В. Жукова, О.Б. Иншакова, Г.Н. Соломатина, С. Б. Файед, Н.А. Шовгун и другие. Изучение особенностей речевой деятельности двуязычных учащихся обнаруживает недостаточный уровень формирования устной речи, который проявляется в затруднении при самостоятельном построении связного текста, адекватно выражающего их мысли и чувства. В научных работах становление навыка письма у ребенка-билингва описывается, как длительный и сложный процесс. Овладение русскоязычным письмом, предъявляет особые требования к устной речи и навыкам фонемного анализа. Ребенок должен уметь правильно произносить и различать звуки, владеть слоговой структурой слов, быть способным осуществить осознанный звуковой анализ и синтез слов, а также он должен различать сходные изображения, пространственное расположение рисунков и букв, совершать точные графические действия, ограничивая и уподобляя линии при их начертании [2]. У детей-билингвов, начинающих свое обучение письму, эти базовые компоненты нередко оказываются недостаточно сформированными и отражаются в появлении особых ошибок, что препятствует возможности их успешного обучения в школе.

Диагностика показала, что частыми являются замены, пропуски и смещения букв, обозначающие звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также, опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме, что проявляется в заменах и пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. В экспериментальной группе у детей чаще заменялись буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, реже – аффрикаты и сонорные. Наблюдались трудности в обозначении мягкости согласных гласными второго ряда и мягким знаком. Также наблюдалась тенденция к микро-макрографии, зеркальность при выполнении заданий. Таким образом, полученные в ходе экспериментального исследования данные, подтверждают необходимость создания специальных технологий, направленных на формирование навыка письма у учащихся-билингвов: развитие и коррекция общих движений и ручной моторики, развитие графических навыков и межполушарного взаимодействия, а также в формирование зрительно-двигательной координации. В данной работе предлагается один из возможных способов формирования навыка письма, который состоит из трех этапов. Задача первого (подготовительного) этапа, заключается в развитии и коррекции общих движений и ручной моторики, а также снятии излишнего напряжения. Задания (упражнения) данного этапа предлагаются к выполнению в начале урока, так как они направлены на разминку всего тела. Задача основного этапа заключается в развитии графических навыков и межполушарного взаимодействия, а также в формировании зрительно-двигательной координации. На этом этапе целесообразно использовать операции, предлогающие выполнение таких заданий как: закончи рисунок, повтори узоры, найди ошибку и обведи еѐ цветным карандашом, заполни пропуск в узоре, нарисуй такую же фигуру, закончи рисунки и раскрась их, проведи линии по точкам, не отрывая карандаша от бумаги, проведи линии самостоятельно, соедини точки и др. [1]. Также игры и упражнения, направленные на исправление «зеркального» письма, такие как выкладывание: букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены элементы и в каком количестве. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами (игра «Чудесный сундучок»). Необходимо достать букву из сундучка с закрытыми глазами, определить на ощупь, какая буква, назвать еѐ, придумать слова, содержащие эту букву, положить еѐ на стол так, чтобы она отражала верное написание.

Определение букв, написанных на спине, руке, на ладони (пальцем медленно проводить контур буквы), в воздухе (с закрытыми и с открытыми глазами) [3]. Данный вид работы используется на протяжении всех уроков. Нарушение или недоразвитие графических навыков ведут к тому, что техническая сторона письма оказывается в центре внимания ребѐнка и в связи с этим снижается контроль над его смыслом, что приводит к различным видам ошибок на письме. В данной работе также отмечен тот факт, что единство мозга определяется сочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием. Эти свойства обеспечивают целостность работы мозга, стабильность переноса информации из одного полушария в другое. Процессы межполушарного взаимодействия являются основой интеллектуальных функций. Достаточный уровень сформированности этих процессов является основным условием успеха при овладении навыком письма. Пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением вызывают интерес у учащихся. После разучивания некоторых стихотворений, дети принимают активное участие в проведении этих упражнений. Заключительный этап - закрепление полученных навыков (работа в тетради, работа у доски). Только после подготовительной работы учащиеся приступают к заданиям в тетради. Первые упражнения в тетради – это орнаментальное рисование. По трудности они располагаются в следующей последовательности: рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий, вычерчивание кривых линий, зарисовка предметов, напоминающих по форме буквы: т, ш, н, и, рисование знакомых предметов, рисование бордюров из прямых, кривых и ломаных линий, рисование узоров из геометрических фигур, рисование бордюров из волнистых линий. После, вводятся упражнения, которые направлены на обучение письму элементов букв: прямой палочки, прямой палочки с закруглением внизу, прямой палочки с закруглением вверху, прямой палочки с закруглением вверху и внизу, петельки, полуовалов, овала, элементов заглавных букв [4]. При изучении процесса написания элементов букв, используются следующие приѐмы: предъявление образца на таблице, ознакомление с ним, анализ, обведение указкой, объяснение процесса написания элемента и последующие написание его на доске учителем, написание элемента учащимися в воздухе, написание образца на доске мокрой губкой, графическое написание элемента учащимися на доске по готовому образцу и самостоятельно рассмотрение образца, подготовленного учителем в тетрадях, письмо элемента в тетради по конуру, самостоятельное письмо. Большая часть детей справляются с поставленными задачами и правильно выполняют задания в тетрадях. Однако встречаются учащиеся, которые испытывают трудности при выполнении задания. В работе с такими детьми применяются дополнительные приѐмы: очерчивание рабочей строки красным цветом, указывание другим цветом, чертой или точкой начало строки, использование ориентиров (обведение, соединение по контуру, точкам, написание по одной точке), определение букв, написанных на карточках, ощупывание картонных букв с закрытыми глазами и т.д. На этапе формирования навыка письма используются различные приемы работы: подробный анализ буквы, выделение элементов буквы; складывание буквы на парте; написание буквы в воздухе; написание буквы мокрой губкой на доске; написание буквы мелом на доске с объяснением; письмо буквы в тетради по конуру; самостоятельное письмо. Стоит отметить, что на уроках письма в букварный период необходимо использовать различные дидактические игры для лучшего усвоения пройденного материала. Выполнение представленных заданий создает оптимальные условия для развития, образования и воспитания детей с нарушениями устной речи. Учащиеся не только овладевают графическим навыком, как технической основой изучения орфографии, но и усваивают мыслительные операции, которые они будут применять в своей учебной деятельности. Полученные данные могут быть использованы образовательными учреждениями для создания лингвокоррекционных программ, направленных на развитие языковых процессов у детей-билингвов. Дальнейшие теоретические и эмпирические исследования могут способствовать повышению эффективности коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у детей-билингвов.

 Список литературы:

1. Аксенова А.К . Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 32с.

2. Аминов Н. А., Глаголева Е. А. Типологический подход к изучению лингвистических способностей в навыках грамотного письма у младших школьников // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. – № 4. – 2014. – 348 с.

3. Алиев Р., Каже Н. Билингвальное образование: Теория и практика. – М.: МПСИ, 2005. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету "Развитие памяти в детском возрасте"

Память имеет огромное значение в жизни  и деятельности человека. Память – основа всякого научения, необходимая предпосылка любой творческой деятельности.  Память как особый психический проце...

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте

Предложенные программы, средства и методы развития ребенка могут быть использованы как трамплин для приобретения нашего индивидуального профессионального почерка; как образцы создания психо...

Консультация для родителей на тему: "Агрессивность в детском возрасте"

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Что такое агрессия, каковы ее причины, какие существуют способы разрядки агресс...

Детский лепет. Дефекты речи в детском возрасте.

В последнее время сильно возросло число детей с проблемами в развитии речи. Многие родители с тревогой спрашивают: в чём дело, почему ребёнок плохо говорит?...

Основы формирования двуязычия в детском саду

Оглавление Введение ..................................................................................................3I Основная часть Глава 1. Теоретические основы формирования двуязычия в дошкольны...