Детский лепет. Дефекты речи в детском возрасте.
консультация (младшая группа) на тему

В последнее время сильно возросло число детей с проблемами в развитии речи. Многие родители с тревогой спрашивают: в чём дело, почему ребёнок плохо говорит? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №44 «Веснушки»

«Детский лепет. Дефекты речи в детском возрасте.»

Составила: воспитатель Пугачева Е. В.

В последнее время сильно возросло число детей с проблемами в развитии речи. Многие родители с тревогой спрашивают: в чём дело, почему ребёнок плохо говорит? В большинстве случаев врождённая патология у детей встречается не так часто. Запаздывание речи бывает в основном по трём причинам: заболевания ушей и носоглотки, а также другие тяжёлые длительные заболевания, которые приводят к физическому истощению ребёнка; во-вторых, задержку в развитии речи вызывают  и различные органические поражения центральной нервной системы, которые часто сопровождаются общей умственной отсталостью; и, наконец, недостатки воспитания, когда ребёнок растёт «запущенным», не получает должного внимания, когда с ним не занимаются. Если раньше бабушки и дедушки, мамы и папы пели детишкам колыбельные перед сном,  рассказывали сказки, читали книжки или показывали диафильмы, то сейчас всё за них делает телевидение и прочая аудио- и видеотехника. Ребёнок большую часть времени предоставлен самому себе, он испытывает недостаток в речевом общении, в то время как функции родителей сводятся к минимуму: накормить, погулять, искупать, уложить спать… Так что причина того, что малыш долго не говорит, до поры до времени носит социальный характер, но чуть позже уже рискует перерасти в диагноз. Сами посудите: если у ребёнка с детства не исправить дефекты речи, то с возрастом это будет ещё сложнее. Так, подросток, который картавит или шепелявит, к примеру, вряд ли сможет выбиться в лидеры в своём коллективе. Одноклассники подтрунивают над ним, он переживает, испытывает комплекс неполноценности, замыкается в себе. И вот вам уже проблема иного характера – психологическая. Если ребёнок на протяжении нескольких лет неправильно произносит какие-то буквы, у него нарушается восприятие звуков – зрительная и слуховая память, страдает правописание (дисграфия) и т.д. Со временем подобные задержки в развитии могут привести к умственному отставанию ребёнка.

Неспроста в старину говорили, что воспитание ребёнка начинается, когда он лежит поперёк лавки. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был гармонично развит, обратите внимание на его речь. Вот некоторые советы, которые пригодятся многим родителям.

  1. Когда вы кормите своего малыша, купаете его или одеваете, больше говорите с ним, стараясь прокомментировать ваши действия. Не бойтесь повторений одних и тех же слов, произнося их чётко, доброжелательно, не сюсюкая.
  2. В разговоре с ребёнком старайтесь использовать простые и короткие фразы: «Открой ротик», «Дай ручку» и т.д. Это поможет развить понимание речи.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами упрощённые варианты: поезд – ту-ту, машина – би-би ит.д.
  4. Обязательно пойте малышу, укладывая его спать.
  5. Читайте книжки, рассказывайте сказки, предлагая постепенно ребёнку досказывать слово. Например, курочка ря – ба. Для этого выбирайте тексты простые, с понятными словами и персонажами.
  6. Сведите к минимуму просмотр телевизионных программ. Маленький человек не в состоянии «переварить» большое количество ненужной информации.
  7. Не ругайте ребёнка, если он не может повторить за вами, то или иное слово.
  8. Рассматривая картинки в книжке, называйте то, что там нарисовано. Например, это кукла, кукла плачет. Попросите ребёнка показать, как кукла  плачет.

Эти простые упражнения  помогают активизировать речь малыша. Но если всё же он ещё не заговорил, это не означает, что он вас не понимает, Он понимает ровно столько, сколько вы ему объясняете и рассказываете. Поэтому, не дожидаясь долгожданного первого слова, продолжайте занятия: научите его различать предметы (большой – маленький), количество (один – много) и т.д. Для развития речевого аппарата хорошо помогает лёгкий массаж ладошек, пальчиков рук, игры, типа «Сорока – белобока».

И вот ваш малыш заговорил. Что может быть приятнее этого милого детского лепета? Но в один прекрасный момент мы понимаем, что пора бы уже услышать и слова из уст вашего любимца, а он всё лепечет и лепечет. Как тут быть?

Упражнения для развития мелкой моторики.

Полезно проводить занятия для тренировки мелкой моторики, чтобы стимулировать умственное и речевое развитие малыша.

Игры с крупами. Возьмите яркий цветной поднос. Тонким слоем рассыпьте по нему крупу (манку, пшеничку, рис и т.п.). Проведите пальчиком ребёнка по крупе – получится контрастная линия. Позвольте малышу самому «нарисовать» на крупе, всё что захочется. После этого приступайте к рисованию узоров (круг, квадрат, треугольник, дождик, волна, солнышко, домик, ёлочка, снежинка, т.д.). На первом этапе может понадобиться ваша помощь, которая заключается в манипулировании рукой ребёнка. Но уже через некоторое время стоит проверить – быть может малыш справится с заданием самостоятельно.

Игры с палочками. Заранее сделайте карточки с фигурками (треугольник, квадрат, домик, ёлочка, солнышко, флажок, кораблик и др.). Рассмотрите с малышом картинки. Обсудите, на что они похожи. После этого приступайте к выкладыванию рисунков по образцам. Если ребёнок хорошо справляется с заданием, попросите его выложить рисунки из палочек по памяти. Игру с палочками можно сопровождать стихами:

Четыре палочки сложил –

И вот квадратик получил.

У треугольника три стороны,

И они могут быть разной длины.

В руки я флажок возьму

И на праздник с ним пойду.

Ёлочка зелёная выросла в лесу.

Ёлочку на праздник я домой несу.

Игры с фасолью и горохом. На подготовленных карточках с рисунками, предложить ребёнку выложить из фасоли и гороха дорожки, узоры. Украсить рисунки горошинками и фасолью (солнышку – глазки, носик, ротик; на веточке – ягоды; к голове гусеницы – хвост и др.).

Предложите ребёнку поиграть с петушком, выкладывать на тарелочку по одной горошине. Сопровождайте игру словами потешки: «Петушок, петушок – золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошка».

Игры с верёвочкой. Вам понадобится средняя по толщине, достаточно мягкая верёвочка. Это может быть шнурок от обуви, отделочная тесьма. Главное, чтобы верёвочка могла принимать нужную форму. Также как и в предыдущих играх, сначала попросите ребёнка выложить узоры по предложенным образцам (круг, змея, улитка, шарик и др.), а затем – дайте волю его фантазии.

Рисуем фломастером. Маленькому ребёнку значительно легче рисовать фломастерами, чем карандашами. Их легко удерживать в руке, не требуется сильного нажима при рисовании. Попросите малыша обвести узоры по точкам. Если необходимо, то вы можете взять его ручку в свою и рисовать вместе с ним. Подобные задания вы  можете придумать сами: нарисуйте на листе бумаги точками различные зигзагообразные линии и простые узоры и попросите ребёнка обвести их.

Рисуем карандашами. Как уже говорилось, рисовать карандашами не так просто. Как может показаться на первый взгляд, поэтому помогайте малышу: контролируйте нажим карандаша на бумагу, при раскрашивании следите, чтобы он не выходил за контуры рисунка. Предложите задания, где требуется дорисовать картинки (к воздушным шарикам – ниточки, солнышку – лучики и др.).

Рисуем пальчиком. Прежде чем малыш научится рисовать красками с помощью кисточки, ему можно показать, как рисовать с помощью собственного пальчика. Приготовьте баночки с акварелью или гуашью, окуните в краску пальчик малыша и позвольте ему просто оставить свои «отпечатки» на чистом листе бумаге. После этого переходите к рисованию картинок (огоньки на ёлочке, бусы на ниточке, ягоды на веточке и др.).

В магазине можно приобрести игры, способствующие развитию мелкой моторики: различные пирамидки, игры – шнуровки, мозаику, конструктор – лего, мелкий строитель, игрушки – вкладыши и другие.

Миогимнастика.

Эти упражнения стимулируют развитие мышц, поднимающих язык, способствуя навыкам правильного глотания, и укрепляют круговую мышцу рта, предупреждая зубочелюстные деформации.

а) «Лошадки». Цоканье языком в течение 30 секунд.

б) «Заводим машину». Длительное произнесение звука «д-ддд» (30 секунд).

в) «Погладим зубки». Кончиком языка сначала упереться в нёбо, а затем водить им  по острому краю верхних и нижних зубов вправо-влево.

г) «Поцелуй». Вытянуть губы вперёд хоботком и чмокнуть.

д) «Шарик лопнул». Надуть щёки и медленно выдавить воздух через сжатые губы кулаками.

Артикуляционная гимнастика.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!

Занятия лучше всего проводить в игровой форме.

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга. Массаж указательного пальца улучшает работу желудка, среднего пальца – кишечника, позвоночника; массаж безымянного – помогает работе сердца.

Этот пальчик хочет спать,

(сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца)

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – «Ура»!

(разогнуть пальчики)

В детский сад идти пора!

Этот пальчик – дедушка.

(согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца)

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – наш малыш,

А зовут его _________ . (имя ребёнка)

Пальчик о пальчик тук да тук,

(ребёнок сидит на стуле перед взрослым и под песенку взрослого повторяет за ним движения)

Хлопай, хлопай, хлопай!

Ножками топай, топай!

Спрятались, спрятались!

Пальчик о пальчик тук да тук.

Наша Маша варила кашу.

(чертить пальцем круги по ладошке)

Кашу варила, малышей кормила:

(загибать пальцы, начиная с большого, с проговариванием)

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,

А этому не дала.

(мизинец не загибать с проговариванием)

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

Зайка серый скачет ловко,

В лапке у него морковка.

(пальцы в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы, шевелить ими в разные стороны

Землю курочка гребёт

(«прогрести» пальцами одной руки по ладони другой)

И цыплятки тут как тут.

Зёрна курочка найдёт,

(«поклевать» сложенными в щепотку пальцами одной руки по ладони другой)

А цыплята поклюют.

Свой платочек Енот стирает.

(ладони соединить мизинцами друг к другу – «платочек»)

Маме он помогает.

Сначала он его потрёт,

(кулаки потереть)

А потом полоскать начнёт.

(руки вниз, махи перед собой)

А теперь платок отожмём.

(кулак на кулак, вращать ими)

Стряхнём, и на верёвку вешать пойдём.

(изобразить, что стряхнули, повесили платочек на верёвку и прицепили его прищепкой)

Как сожму я кулачок (выполнять движения по тексту)

Да поставлю на бочок!

Разожму ладошку,

Положу на ножку!

Солнышко просыпается, (дети сжимают кулаки)

Лучики раздвигает. (раздвигают пальчики)

Лучики собирает, (сдвигают пальчики)

И засыпает. (сжимают пальцы в кулачок)

– Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст?

– Как же быть без хруста, если я капуста!

Мы капусту рубим, рубим,

вижения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы морковку трём, трём,

(потереть кулаки друг о друга)

Мы капусту солим, солим,

(пальцы сложить в щепотку, «посолить»)

Мы капусту жмём, жмём.

жимать и разжимать кулаки)

А потом мы капусту в рот кладём. Ам!

(поочерёдно подносить ко рту сложенные щепоткой пальцы правой и левой рук)

Массаж рук

«Поиграем с ручками»

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

  1. Подготовительный этап

– Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Дети растирают ладони до приятного тепла.

  1. Основная часть

а) – Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) – С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.

в) – Потом руки «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) – На в замочек их закрою

И тепло поберегу.

Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д) – Вытяну я, пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

  1. Заключительный этап

 – Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора.

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Если родители, бабушки и дедушки обратят внимание на то, как их ребёнок говорит, начнут выполнять с ним простые упражнения, то в каждой семье вырастет здоровый, гармонично развитый человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детский лепет, или учимся говорить вместе"

"Детский лепе,т или учимся говорить вместе" - это статья, которая была опубликована в городской газете....

"Детский лепет, или учимся говорить вместе"

"Детский лепе,т или учимся говорить вместе" - это статья, которая была опубликована в городской газете....

журнал для родителей "Детский лепет"

методическая разработка о развитии речи детей младшего возраста...

Дефекты речи детей дошкольного возраста

Статья познакомит с видами дефектов речи детей дошкольного возраста, поможет выбрать пути решения данной проблемы и временем обращения к специалисту, если не получается решить ее самостоятельно....

Перспективное планирование работы с детьми по развитию речи в детском саду в второй группе раннего возраста (2-3 года)

МесяцТемаПрограммное содержаниеИсточникСентябрь"Путешествие по территории участка"Приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно вы...

«Развитие мышления, речи, воображении, детского творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с кругами Луллия»

Добрый день уважаемые коллеги!  Сегодня  мы окунемся в мир Кругов Луллия. Тема моего выступления «Развитие мышления, речи, воображении, детского творчества у детей старшего дошкольного...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи "День детской книги" для детей старшего дошкольного возраста

Создание условий для формирования у детей любви к детским книгам и литературным произведениям....