Дефекты речи детей дошкольного возраста
консультация по логопедии

Статья познакомит с видами дефектов речи детей дошкольного возраста, поможет выбрать пути решения данной проблемы и временем обращения к специалисту, если не получается решить ее самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defekty_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дефекты речи  детей дошкольного возраста

Какие бывают дефекты речи? К причинам возникновения дефектов речи относят: негативное воздействие на плод во время беременности и родов (например, гипоксия — кислородное голодание); наследственность; родовые травмы головы или повреждения мозга у детей до 3 лет; особенности строения речевого аппарата (например, короткая подъязычная уздечка); недостаток общения; психические травмы, напряженная ситуация в семье; образец неверного произношения со стороны взрослых. Какие бывают дефекты речи? Существуют дефекты письменной и устной речи. Кроме происхождения и влияния на детское развитие, они различаются и по степени тяжести. Дислалия или косноязычие. Дислалия — это неверное произношение звуков, или замена их  другими звуками. Этот дефект довольно часто встречается в дошкольном возрасте. Ребенок может картавить или шепелявить. Подобное отклонение означает, что у малыша хороший слух, но слабо развитый артикуляционный аппарат. То есть при систематической тренировке мышц языка, щек и губ можно научиться правильному произношению. Дизартрия возникает из-за неполноценной работы нервной системы и органов речи. У детей с дизартрией нарушена подвижность губ, языка и неба. Таким ребятам сложно произносить слова и фразы. Чаще всего дизартрия влечет за собой общее недоразвитие речи. Ринолалия У малышей с этим речевым недостатком нарушена функция носоглотки. Из-за этого произношение становится гнусавым, как будто при сильнейшем насморке. Заикание или логоневроз При заикании малыш по нескольку раз повторяет одни и те же слоги и слова. Это происходит из-за чрезмерного напряжения мышц речевого аппарата и неверного дыхания. Зачастую проблема кроется в психологических причинах (например, в испуге, чрезмерной хронической усталости, быстрой наработке словарного запаса и т.д.). В этих случаях дефект связывают с логоневрозом. Обычно заикание возникает в период 2-5 лет, когда малыши (чаще мальчики) активно учатся разговаривать. Алалия — это сильное недоразвитие речи или полное ее отсутствие. Такая патология обычно возникает в связи с родовыми травмами. При нормальных слухе и умственном развитии у таких детей повреждены те части мозга, которые отвечают за развитие речи. При моторной алалии ребенок понимает то, что говорят, но не может это воспроизвести. При сенсорной алалии малыш не умеет понимать чужую речь. С некоторыми дефектами речи у детей можно работать самостоятельно Тахилалия Этот дефект проявляется ускоренным темпом речи. Дети с тахилалией говорят примерно в 2 раза быстрее, чем ребята с нормальным развитием речи. При этом малыши могут повторять слоги или, наоборот, пропускать их. Брадилалия Это нарушение отличается замедленным темпом речи из-за того, что ребенку сложно издавать некоторые членораздельные звуки. Дисграфия и дислексия Часто эти нарушения встречаются вместе. При дисграфии у детей есть сложности с письменной речью. Они не понимают звуковой состав слова и поэтому пишут с ошибками. Дислексия — неспособность (или сложность в обучении) к чтению. При этом виде нарушения интеллект у детей нормальный, но зоны мозга, отвечающие за функции чтения, недостаточно хорошо работают. Афония и дисфония Дисфония — это частичная потеря голоса, а афония — полная. При этом дефекте ребенок не может говорить вообще или говорит только шепотом. Подобные нарушения возникают как по физиологическим причинам (например, из-за нарушения работы гортанного нерва), так и по психологическим (из-за чрезмерного волнения и т.д.).

 Когда пора бить тревогу К 1 году малыш должен уметь произносить от 5 до 10 слов. Если он говорит меньше или не говорит вообще, это тревожный сигнал. В 2 года дети уже общаются простейшими фразами, употребляют глаголы, а словарный запас составляет около 200-300 слов. В 3 года ребенок активно использует распространенные фразы — например: «У Маши (есть) кукла Даша». Стоит проконсультироваться с логопедом, если кроха до сих пор говорит односложными предложениями. Также надо обратиться к специалисту, если малыш неверно произносит звуки. Еще один повод для беспокойства — отсутствие в речи глаголов, местоимения «Я» и неверный порядок и форм слов в предложениях. В 4 года дети хорошо выговаривают звуки З и С. Они уже умеют рассказывать о произошедших событиях, задавать вопросы и излагать свои мысли вслух. Также ребята используют в речи слова, обозначающие временные и пространственные понятия (близко, далеко, скоро и т.д.) Пятилетние дети умеют произносить шипящие Ш, Ж, Щ. Они используют все части речи в предложениях и употребляют обобщающие слова (машина, самолет — это транспорт и т.д.). Ребята способны произносить слова без пропусков и замен слогов и звуков. В 6 лет ребенок должен научиться произносить букву Р и говорить достаточно длинные фразы без ошибок. Дети 6-7 лет могут верно употребять поговорки, устойчивые выражения, а также объяснять значения слов. При малейших сомнениях в развитии речи стоит обращаться к логопеду. Чем раньше начать действовать, тем быстрее получится исправить дефект. Как исправить дефекты речи у детей Обычно в 1,5 года детям рекомендуется побывать на приеме у логопеда. Специалист определит, в норме ли речевое развитие. При необходимости он посоветует комплекс упражнений для коррекции нарушений. Выполнять рекомендации специалиста нужно ежедневно, но не «наседая» на кроху. Занятия должны приносить удовольствие. Для этого, например, можно делать логопедические упражнения вместе с игрушками. Дефектолог или логопед? Логопед исправляет легкие нарушения речи — например, косноязычие и логоневроз. Он также помогает правильно поставить звуки и наладить речевое дыхание. Дефектолог необходим ребенку в том случае, когда нарушения речи имеют ярко выраженный характер — например, алалия или дизартрия. При таких дефектах проблемы есть не только в речевом аппарате, но и в нервных импульсах, сенсорном восприятии и т.д. Дети со сложными дефектами, помимо нарушенной речи, страдают неустойчивым вниманием, слабой памятью и эмоциональными отклонениями. Дефектолог поможет решить проблему развития в комплексе. Как родители могут работать с дефектами речи ребенка Что могут сделать родители Необходимо своевременно (при первых признаках нарушения речи) обратиться за консультацией к логопеду. Важно четко выполнять требования специалиста и ежедневно заниматься упражнениями, которые он порекомендует. С самого раннего возраста нужно активно разговаривать с малышом — описывать ему свои действия, предметы вокруг и т.д. Важно побуждать ребенка говорить. Возможно, не стоит сразу «понимать», что хочет кроха — чтобы у него был стимул «достучаться» до «непонятливой» мамы, объяснив словом или фразой, чего он хочет. Большую пользу приносят совместное пение, чтение вслух, пальчиковые игры и логопедическая гимнастика. Полезно развивать артикуляционные мышцы перед зеркалом — например, показывать язык или качать им из стороны в сторону. Родителям стоит показывать правильный пример — говорить не спеша, отчетливо выговаривая все звуки. Не надо усердствовать с ранним развитием — это может перегрузить неокрепшую психику малыша. Необходимо избегать травм головы. Никогда не надо давить на малыша, склоняя его к занятиям. Не нужно ругать за неудачи. Важно хвалить ребенка за малейшие достижения во время занятий. Упражнения для устранения дефектов речи у детей Существуют несложные логопедические упражнения, которые можно выполнять с ребенком дома самостоятельно. Для решения отдельной речевой проблемы подходят определенные упражнения. Они могут быть направлены на: формирование правильного речевого дыхания (например, дыхательная гимнастика); развитие мышц артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика); отработку сложных в произнесении звуков (таких, как З, С, Р, Л, Ж, Ш, Щ). Систематически выполняя комплексы логопедических упражнений, от простого задания к сложному, можно достичь ощутимых результатов и устранить речевые нарушения у ребенка. Дефекты речи — довольно распространенная детская проблема. Причиной этому являются и родовые травмы, и наследственность, и дурной пример окружающих. Необходимо следить за развитием речи малыша и своевременно обращаться за помощью к специалистам — логопеду или дефектологу. Важно как можно раньше начать работу с недостатками речи. При ежедневной систематической работе можно достичь ощутимого эффекта. Ниже представлена таблица, по которой можно понять, соответствует ли речевое развитие малыша норме. Таблица нормы речевых навыков по возрастам Возраст Речевые навыки, словарный запас 1 год 5-10 простейших слов, обозначающих близкого человека, предмет или действие: мама, баба, би-би, дай, бах и т.д. 2 года 300-400 слов, короткие предложения, использование глаголов, прилагательных. 3 года Около 1500 слов, использование местоимения “Я”, употребление предложений из 3-4 слов с основными частями речи (глаголы, прилагательные, наречия и т.д.) 4 года 1500-2000 слов, употребление предлогов и союзов, временных и пространственных понятий. Исчезает смягченное произношение согласных звуков. Ребенок умеет произносить шипящие (Ш, Щ и т.д.) и свистящие (С) звуки. 5 лет 2500-3000 слов. Употребление слов верное, без перестановки слогов и звуков. Использование обобщающих слов (юбка и кофта — это одежда и т.п.) 6-7 лет 3500 слов. Используются образные слова и выражения (например, «ни свет ни заря»), устоявшиеся фразы и поговорки. Ребенок может объяснить значение несложного слова и рассуждать о его происхождении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

«КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СОЧЕТАННЫМ ( ОНР + ЗПР) ДЕФЕКТОМ В УСЛОВИЯХ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ»

Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определенного уровня развития.Общее недо...

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...