Технология формирования слоговой структуры (Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С., Большакова С.Е.)
презентация по логопедии

Технология формирования слоговой структуры (Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С., Большакова С.Е.)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология формирования слоговой структуры ( Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С., Большакова С.Е.) . Учителя-логопеда Болотовой Н.В. МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №17» Сергиево-Посадского муниципального района

Слайд 2

1. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96. 2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2007г. – 56с.

Слайд 3

СОДЕРЖАНИЕ: Н.В. Курдвановская , Л.С. Ванюкова «Формирование слоговой структуры слова» Введение. Особенности формирования слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи: - Особенности несформированности слоговой структуры слова на разных уровнях общего недоразвития речи. - Методика работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Лексические задания.

Слайд 4

Особенности несформированности слоговой структуры слова на разных уровнях общего недоразвития речи : . на первом уровне - звуковое оформление речи очень нечётко и нестабильно. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них. Характерным для их речи является отсутствие слов, активная речь состоит из аморфных слов-корней; . на втором уровне - доступно воспроизведение односложных и лишь в некоторых случаях – двухсложных слов, состоящих из прямых слогов. Наибольшее затруднение вызывает произношение одно- и двухсложных слов со стечением согласных в слоге, а также трёхсложных; . на третьем уровне - смешение звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам, склонность детей к перестановке звуков и слогов. Развивается умение пользоваться словами со сложной слоговой структурой.

Слайд 5

Методика работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи : . пропедевтический этап , . особенности работы с неговорящими детьми , . развитие понимания речи у неговорящих детей , . активизация речевого подражания , . формирование первых форм слова , . особенности формирования слоговой структуры слов со стечением согласных , . особенности формирования слоговой структуры слова на материале фразовой речи.

Слайд 6

Лексические задания Звукоподражания: - предметные; - ситуативные. Двухсложные слова из открытых слогов. Трёхсложные слова из открытых слогов. Односложные слова из закрытых слогов. Двухсложные слова из закрытых слогов. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом. Двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом. Двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом. Трёхсложные слова с закрытым слогом. Трёхсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом. Трёхсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом. Односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова. Двухсложные слова с двумя стечениями. Трёхсложные слова с двумя стечениями. Четырёхсложные слова из открытых слогов. Пятисложные слова из открытых слогов. Четырёхсложные слова с закрытым слогом и (или) стечениями. Пятисложные слова с закрытым слогом и (или) стечениями. Слова со сложными (три и более согласными рядом). Предложения с использованием слов сложной слоговой структуры. Кроме того, слова подобраны по звукам (Ш, Ж, С, С ’ , З, З ’ , Л, Л ’ , Р, Р ’ ) и положению звука в слове (в начале слова, в конце слова, в середине слова).

Слайд 7

СОДЕРЖАНИЕ 2. С.Е. Большакова «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» От автора: - типы слоговой структуры слов. Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова. Работа над гласными. Работа над слогами . Работа над слогами со стечением согласных. Работа над словами.

Слайд 8

От автора: - типы слоговой структуры слов: Двухсложные слова, состоящие из открытых слогов. Трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов. Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова. Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова. Трёхсложные слова с закрытым слогом. Трёхсложные слова со стечением согласных. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова. Двухсложные слова с дв3умя стечениями согласных. Четырёхсложные слова, состоящие из открытых слогов. Четырёхсложные слова со стечением согласных.

Слайд 9

Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова: Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации. 2. Упражнения на развитие сомато -пространственной ориентации. 3. Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги). 4. Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации. 5. Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.

Слайд 10

Работа над гласными . Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, предупреждают замещение гласных и перестановку слогов. На этапе овладения артикуляционной гимнастикой следует приучать детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам. В методическом пособии представлены ручные позы для гласных звуков и упражнения.

Слайд 11

Работа над слогами. Всякий согласный звук изображают мануально кулаком, приближенным к плечу. При переходе к гласному звуку кулак продвигается вперёд и превращается в символ гласного. В случае обратных слогов выполняется движение извне (гласный звук) к плечу (согласный звук). Закрытые слоги – это движение от плеча вперёд (к позе гласного) и в исходное положение. Представлены упражнения по повторению слоговых рядов, дополнительные задания для закрепления работы над слогами.

Слайд 12

Работа над слогами со стечениями согласных. Представлены упражнения и дополнительные задания для закрепления работы. Упражнения проводятся в сопровождении ручных символов, затем без них, в конце без зрительной опоры. Предлагаются слоги: о ткрытые и закрытые; с оппозиционными согласными; ц епочки слогов; с логи со сменой позиции согласного.

Слайд 13

Работа над словами. 2 этапа: 1 этап: Упражнения на различение длинных и коротких слов. 2 этап: Упражнения на объяснение значений малознакомых слов; Упражнения на отражённое скандированное повторение слов изучаемого типа; Упражнения на повторение с выделением ударного слога; Упражнения с перестановкой слогов; Упражнение на оценку нормативности; Упражнения на переход к слитному произнесению; Упражнения на образование словосочетаний; Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами; Упражнения на дифференциацию слов изучаемого типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре; Упражнения на закрепление материала.

Слайд 14

Результаты использования технологии У детей пополнился лексический запас. Улучшилась слоговая структура слов. Речевая активность детей повысилась. Улучшилось состояние фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, мотивационной сферы, оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений. Улучшенное состояние слоговой структуры слов положительно повлияло на успешность овладения грамматическим строем речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»...

ОБЗОР ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ОНР

У детей с ОНР в той или иной степени выражены нарушения слоговой структуры слова,проявляющиеся в сокращении (пропуске слогов,нарушении последовательности слогов, уподоблении слогов, персеверации, анти...

Семинар – практикум ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеХанты-Мансийского района«Детский сад «Березка» п.Горноправдинск»      Семинар – ...

ОБЗОР ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В данной статье обзор логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недорозвитием речи....

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...

Формирование слоговой структуры слова. 1 тип слоговой структуры

Формирование слоговой структуры слова - одна из сложных и важных задач. Если ребенок пропускает буквы, меняет слоги местами, то ему будет сложно выражать свои мысли, общаться с другими детьми, а так ж...