Технология формирования слоговой структуры слова у дошкольников.
учебно-методический материал по логопедии
Технология
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология формирования слоговой структуры слова
у дошкольников.
Цель использования технологии.
Последовательное, систематическое формирование предпосылок и овладение слоговой структурой слова, навыков правильного произношения слов разной степени сложности.
Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности.
Работа проводится поэтапно:
- Изучение состояния предпосылок овладения слоговой структурой слова.
- Определение состояния развития слоговой структуры слова.
- Планирование коррекционной работы, отбор содержания и систематизация заданий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова.
- Формирование звуко-слогового состава слов.
- Автоматизация в речи слов различной слоговой структуры.
- Оценка результатов проделанной работы и планирование дальнейшей работы с детьми.
Результат использования технологии.
Работа по формированию слоговой структуры слова позволила:
- изучить особенности формирования данного направления речи у дошкольников;
- построить поэтапную, последовательную работу с учетом предпосылок развития слоговой структуры;
- подобрать и систематизировать задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей;
- оценить особенности усвоения детьми слов различной слоговой структуры;
- научить детей употреблять в речи слова разной степени сложности;
- определить задачи дальнейшей работы;
- сократить количество детей с низким уровнем развития слоговой структуры слова.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сущность слога и его роль в языке не имеет общего для всех исследователей определения. С одной стороны, понятие слог трактуется как фонетико-фонематическая единица, занимающая положение после звука (Касаткин Л.Л. [6]). С другой стороны слог – минимальный сегмент потока речи, который может быть произнесен в изолированной позиции (Леонтьев А.А. [7]).
Изучение и формирование слоговой структуры слова является одним из приоритетных и сложных направлений логопедической работы с дошкольниками. При осуществлении данной работы следует учитывать то, как происходит развитие слоговой структуры слова в онтогенезе, также стоит обратить внимание на разные виды нарушений слогового состава слова и причины, лежащие в их основе.
Цель использования технологии.
Последовательное, систематическое формирование предпосылок и овладение слоговой структурой слова, навыков правильного произношения слов разной степени сложности.
Задачи работы:
- изучение состояния предпосылок овладения слоговой структурой слова;
- определение состояния развития слоговой структуры слова;
- планирование работы по формированию данного направления;
- отбор содержание и систематизация заданий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- формирование предпосылок становления слоговой структуры слова;
- формирование звуко-слогового состава слов;
- оценка результатов проделанной работы;
- автоматизация в речи слов различной слоговой структуры;
- планирование дальнейшей работы.
По мнению многих авторов, базовым периодом для овладения слоговой структурой является период лепетной речи. В этом возрасте ребенок произносит звуки с разной интонацией, громкостью, длительностью. Именно это играет ведущую роль в освоении слогового состава. Затем ребенок учится воспроизводить ударные слоги в словах, добавляет рядом стоящие слоги. После этого пытается воспроизвести контур слова и постепенно появляется возможность произносить все слово, передавать всю структуру. Завершается формирование данного направления к 3 годам. Дети к этому возрасту способны произносить слова любой структурной сложности.
Существуют различные виды нарушений слоговой структуры:
1. Нарушения количества слогов:
а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов.
- пропуск в начале (“на” - луна), середине (“гуница” - гусеница), и конце слова (“капу” - капуста). Независимо от количества слогов.
- пропуск гласной («попгай - попугай»).
- пропуски согласных в стечениях (солдат - садат);
б) Итерации - увеличение числа слогов за счёт добавления гласной в стечение согласных (“тарава” - трава).
2. Нарушение последовательности слогов:
- перестановка слогов в слове (“деворе” - дерево);
- перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” - бегемот).
3. Антиципации - уподобления одного слога другому (“вевесипед” - велосипед).
5. Персеверации - застревание на одном слоге в слове (“пананама” - панама).
6. Контаминации – соединения частей двух слов (“холодильница” - холодильник и хлебница).
7. Искажение отдельного слога. Сокращение или добавление согласных (“капута” – капуста, “лимонт” – лимон, «ваптека» - аптека).
В качестве причин нарушения слоговой структуры слова Гвоздев А.Н. [5], Швачкин Н.Х. [13] выделяли следующие:
- сравнительная сила слогов (чаще всего ребенок произносит ударные и первые слоги в словах);
- состояние слухового восприятия;
- уровень артикуляционной моторики;
- уровень мотивационной стороны деятельности.
Данные причины следует учитывать в диагностике, а в дальнейшем опираться на них в коррекционной работе.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
В настоящее время существует достаточно полная методика изучения слоговой структуры слова (Бабина Г.В. [2], Большакова С.Е.[3]). Она включает четыре серии заданий.
- Выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (изолированно и во фразе).
Пример – спонтанное произнесение слов по картинкам, отраженное и сопряженное проговаривание сложных по структуре и малочастотных слов, воспроизведение слов в составе словосочетаний и предложений.
- Определение особенностей восприятия ритмических и структурных характеристик слова.
Пример – воспроизведение на слух цепочки слогов, определение длинны слов, определение наличия искажений в слове.
3. Выявление возможностей организации движений.
Пример – выполнить серию артикуляционных упражнений (маятник - качели), серию движений руками и ногами (руки вверх, топнуть ногой), воспроизвести заданный ритм (хх…х, х..Х).
- Исследование особенностей ориентировки в пространстве.
Пример – перемещение в знакомом пространстве и манипулирование предметами (инструкции разной сложности, выкладывание геометрических узоров, рисование), изучение пространственных представлений.
Результаты обследования фиксируются в речевой карте в соответствующих графах.
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ
Процесс формирования слоговой структуры это достаточно обширный вид работы. Как и любой другой вид деятельности имеет свою последовательность.
Формирование слоговой структуры мы совместили с работой по развитию фонематических процессов. Данные разделы использовались нами параллельно. Уровень сложности заданий соответствовал возрастным и индивидуальным возможностям детей.
На основе различных методик (Большакова С.Е. [3], Бабина Г.В. [2], Ткаченко Т.А. [10], Агранович З.Е. [1], Филичева Т.Б. [11], Невская В.П. [9]) мы выстроили систему работы по формированию слоговой структуры и разделили ее на 3 этапа.
- Подготовительный этап «Формирование предпосылок
к овладению слоговой структуры слова».
На этом этапе работа ведется по двум направлениям:
- формирование временно-пространственных представлений,
- формирование слухового восприятия и чувства ритма.
Эти направления работы служат основой и имеют существенное значение для восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры.
Задания для первого направления: копирование движений логопеда; чередование предметов по цвету, форме, величине; игры на инструментах в определенном ритме; пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Второе направление мы совместили с этапами работы над фонематическими процессами:
I этап – узнавание неречевых звуков. У детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки (звучание музыкальных инструментов, гул машин, шум ветра, дождя, шелест листьев, лай собак), определять направление звучания.
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса. Дошкольников учат различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова, определять одинаково звучащие звуки.
«Будь внимательным». По инструкции логопеда ребенок выполняет различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка поднимает руку, на звук барабана прыгает.
«Дождик». Во время дождя капли стучат медленно - кап - кап (когда дождь только начинается) и быстро кап-кап-кап (когда дождь сильный). Логопед произносит звуки, дети повторяют в том же темпе и определяют, сильный ли дождь или только начинается.
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу. Детей учат различать слова, близкие по слуховому составу.
«Найди похожее слово». Детям предлагаются картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Дети должны подобрать пару каждой картинке. Например: мак – рак, майка – гайка, ложка – кошка, лук – жук, клетка – ветка, печка – речка…
После успешного прохождения подготовительного этапа переходим к основному.
2. Основной этап «Формирование звуко - слогового состава слов»
1. Воспроизведение звуков и слогов.
Работа начинается с восприятия и воспроизведения рядов гласных звуков. Затем дети учатся:
- проговаривать сочетания однородных слогов с разным ударением, силой, интонацией (па-па-па);
- воспроизводить цепочки слогов с разными гласными и согласными звуками (па-по-пу, па-та-ка);
- воспроизводить слоги со стечением согласных (та - кта, по - пто);
- проговаривать слоговые сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (та - да);
- проговаривать слоговые сочетания с гласными звуками, оппозиционными по твердости-мягкости (та-тя);
- различать и проговаривать слова, близкие по слоговому составу (бок-бак-бык).
Приемы работы. Все слоги и слова проговариваются с разной силой, интонацией, ударением. В качестве материала можно использовать бусины, кубики, мозаику, карандаши, палочки.
Данный этап мы совместили с четвертым и пятым этапами развития фонематических процессов.
IV этап – дифференциация слогов. Воспроизведение различных ритмов (простых и сложных); произнесение серий одинаковых слогов со смещением ударения; произнесение серий слогов, отличающихся одним звуком; произнесение серий разных слогов.
Например, логопед произносит несколько слогов, например на - на - на - па, а дети определяют, что здесь лишнее. Потом звуковые ряды усложняются.
V этап – дифференциация фонем. Детей учат различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков.
Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у - у - у - у; девочка плачет а - а - а - а; птичка поёт и - и - и - и". Далее он произносит каждый звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки.
От проговаривания слогов и различения звуков переходим далее к работе над словами.
- Восприятие и воспроизведение слов различной слоговой структуры.
При осуществлении данного этапа целесообразно учитывать уровень сложности различных слов, т.е. опираться на классы слов с различными типами слогов (Маркова А.К. [8]). Работу следует начинать со слов с максимально простой слоговой структурой и с доступными для произнесения звуками.
1 класс – двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, папа, баба, Тата, муха, вата.
2 класс – трехсложные слова из открытых слогов: панама, канава, минута, копыто, полено.
3 класс – односложные слова: мак, пух, кот, мох, ком, лев, Ким.
4 класс – двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, ее ник, петух, венок, туман.
5 класс – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: тыква, кофта, кепка.
6 класс – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: компот, Павлик.
7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом: котенок, пуле мет, теленок, патефон.
8 класс – трехсложные слова со стечением согласных: конфеты, котлеты, комната, калитка.
9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник.
10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка.
11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова: кнут, танк.
12 класс – односложные слова со стечением согласных в конце слова: лифт, зонт.
13 класс – двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка.
14 класс – четырехсложные слова из открытых слогов: паутина черепаха, пианино.
Приемы работы. Все слова отрабатываются изолированно и в предложениях. Осуществляя работу на данном этапе можно использовать следующие игры:
«Закончи слово»: ру..(ка) – рука, му..(ха) – муха.
«Один-много»: кошка – кошки, утка – утки.
«Чего не стало?»: помидора, лимона.
«Назови ласково»: панама-панамка, малина-малинка.
«Узнай по описанию»: круглый, красный – (помидор).
«Что лишнее?»: майка, кофта, чашка.
«Раздели на слоги»: ко-ро-ва, па-на-ма.
«Что запомнил?»: назвать предметы с наглядной опорой и без нее.
«Закончи предложение»: После весны наступает (лето).
В качестве наглядного материала мы использовали пособие Большаковой С.Е. [4] и различные игрушки.
- Заключительный этап «Автоматизация в речи слов
различной слоговой структуры».
На этом этапе ведется работа над словами любой структурной сложности. Осуществляется автоматизация и дифференциация слов различной слоговой структуры. Все слова включаются в словосочетания и предложения.
Приемы работы. На данном этапе можно использовать следующие упражнения.
Заучивание чистоговорок: Са-са-са на носу оса.
«Скажи наоборот»: старая панама – новая панама.
«Составь предложение» (по картине).
«Исправь ошибку»: Катя ужалила осу.
«Профессии»: Доктор лечит людей.
«Что ты делаешь?»: Я поливаю цветы.
«Что забыл нарисовать художник?»
Вся работа по формированию слоговой структуры слова осуществляются последовательно, начиная с первого этапа со второй младшей возрастной группы. Задачи рассчитаны на учебный год. Задания включаются в индивидуальные и подгрупповые занятия.
В младшей группе осуществляется работа по формированию предпосылок овладения слоговой структурой слова, отрабатываются некоторые доступные для проговаривания слова без стечения согласных и закрепляются в речи. В средней и старшей группе вводятся в речь более трудные для проговаривания слова и последовательно автоматизируются.
Таким образом, на занятиях с дошкольниками нами осуществляется поэтапная система работы по формированию слоговой структуры слова. Такая система рассчитана на несколько лет обучения и позволяет осуществить последовательное обучение и сформировать базовые навыки овладения слоговой структурой слова, а также научить детей употреблять в речи слова разной степени сложности.
Список литературы
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 с.
- Бабина Г.В. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М.: Парадигма, 2010. - 96 с.
- Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2015. - 64 с.
Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова. Демонстрационный материал. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.–М.: Просвещение, 2964. – 87с.
Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. – М.: Высшая школа, 1995. – 380 с.
Леонтьев А.А. Слово о речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1965. – 245 с.
Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961. – с. 59-70
- Невской В.П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.
Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, 2008. – 48 с.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 192 с.
Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. - М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
У ДОШКОЛЬНИКОВ
Диагностическое обследование проводилось со всеми детьми в начале и в конце учебного года. Ниже представлены результаты диагностики слоговой структуры слова с 2020 по 2024 учебный год и сводная таблица данный.
учебный год | начало/конец учебного года | норма развития | средний уровень развития | низкий уровень развития |
2020-2021 уч. год | сентябрь | 92 | 8 | 0 |
май | 100 | |||
2021-2022 уч. год | сентябрь | 33 | 67 | |
май | 22 | 33 | 45 | |
2022-2023 уч. год | сентябрь | 27 | 27 | 46 |
май | 57 | 43 | ||
2023-2024 уч. год | сентябрь | 57 | 29 | 14 |
май | 64 | 29 | 7 |
Как видно на диаграмме, на протяжении всех лет в конце учебного года наблюдалась положительная динамика в развитии слоговой структуры. В конце каждого учебного года отмечалось преобладание нормального и среднего уровня развития слоговой структуры. У детей значительно улучшились пространственные представления, чувство ритма, произношение слов различной слоговой структуры как изолированно, так и в речи. Речь стала более четкой и понятной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Использование дидактических игр в работе воспитателя для формирования слоговой структуры слова дошкольников с ТНР».
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения ...
Коррекционная работа по формированию слоговой структуры слова дошкольников
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения ребенком грамматичес...

Мастер класс Формирования слоговой структуры слова дошкольников с ТНР
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения ...
Технология формирования слоговой структуры (Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С., Большакова С.Е.)
Технология формирования слоговой структуры (Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С., Большакова С.Е.)...

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.
Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...

Тренинг для воспитателей " Игры с дошкольниками для коррекции слоговой структуры слова" Буклет "Игры по формированию слоговой структуры слова у дошкольников"
Тема: «Игры с дошкольниками для коррекции слоговой структуры слова» ...

Формирование слоговой структуры у дошкольников
Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из самых важных задач в общей системе работы по обучению ребё...