Дидактический синквейн в логопедической практике
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Сегидина Ольга Юрьевна

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_sinkveyn.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сегидина Ольга Юрьевна учитель-логопед

МБДОУ д/с № 16 г. Белгорода

Дидактический синквейн в логопедической практике.

В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным является общее недоразвитие речи различных уровней. Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системный комплексный подход – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные/инновационные формы работы. Они приобретают особую актуальность и значимость. Это связано, прежде всего, с тем, что традиционные технологии не могут в полной мере обеспечить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В то время как инновационные технологии вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.

Рассмотрим одну из таких технологий – технологию «синквейн».

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Синквейн пишется не из любых пяти строк, а по определенным и довольно сложным правилам. Синквейн – это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение о каком-то предмете, событии или явлении, который и является темой синквейна. Это может быть краткая, но разносторонняя и емкая характеристика какого-либо предмета или явления.

Различают синквейн традиционный и дидактический. Мы остановимся на дидактическом синквейне, т.к. именно он используется в логопедической практике. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у детей.

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

Правила составления синквейна:

• первая строка – одно слово, существительное, отражающее предмет речи;

• вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основные качества предмета речи;

• третья строка – три слова, глаголы, включающие действия в рамках темы;

• четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

• пятая строка – слово, связанные с первым, отражающее сущность темы.

Например:

1. Кто? – Медведь;

2. Какой? – Мохнатый, большой;

3. Что делает? – Рычит, Лакомится, Спит;

4. Предложение – Медведь зимой спит в берлоге;

5.Ассоциация – Зверь.

Для того чтобы правильно составить синквейн, необходимо:

• иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

• владеть обобщением;

• пользоваться понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак;

• научиться правильно понимать и задавать вопросы;

• согласовывать слова в предложении;

• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Для успешного применения данной технологии, необходимо провести предварительную работу, которая включает в себя:

  • Уточнение, расширение, совершенствование пассивного и активного словаря по различным лексическим темам;
  • Знакомство с понятиями «Слово, обозначающее предмет», «Слово, обозначающее действие», «Слово, обозначающее признак предмета». Это способствует накоплению материала для распространения предложения.
  • Овладение понятиями «живой», «неживой» предмет для постановки вопросов к словам, обозначающих предмет, действия и признаки предмета;
  • Знакомство с графическими схемами.

Во время подготовительного этапа ребенок учится составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры, простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения устраняется за счет распространения грамматической основы, вводятся предлоги. Завершается подготовительная работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур с опорой на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д.

Основной этап освоения техники синквейна представляет собой непосредственное обучение составлению пятистишей.

Синквейн может использоваться индивидуально и в подгруппах. Целесообразно использовать синквейн для закрепления изученной лексической темы. Также интересно использовать синквейн для развития связной речи, используя слова из синквейна, придумать рассказ. Могут быть использованы такие варианты работы: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна дляопределения отсутствующей части, например, дан синквейнбез указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

При творческомиспользовании в совместнойдеятельности  синквейн воспринимается детьми какувлекательная игра,как возможность выразить свое мнение.

Каких результатов можно достичь, используя  современную технологию «дидактический синквейн» в логопедии?

  • Значительно улучшить показатели в лексико-грамматическом оформлении высказывания с адекватным использованием лексических средств.  
  • Преодолеть стереотипность грамматического оформления и нарушения порядка слов в предложении.
  • Употребление грамматических конструкций детьми в виде сложных, распространенных предложений, логическая завершенность грамматических конструкций.

Таким образом,технология «Дидактический синквейн»может успешно применяться в логопедической практике.

Список использованной литературы:

1. Акименко, В.М. Новые педагогические технологии: учеб-метод. пособие / В.М. Акименко. – Ростов н/Д., 2008.

2. Душка, Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

В статье описываетя опыт применения  инновационного  метода  развития речи ребенка – дидактический  синквейн. ...

Консультация " Использование дидактического синквейна в логопедической работе с дошкольниками " Уразбаева Г.З. учитель-логопед МДОБУ ЦРР - детский сад " Аленушка"

Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка.Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.Родной язык - это средство общения,выражения и формирования мыслей "активн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

В современном образовательном процессе используются разнообразные виды педагогических технологий. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадиционные....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БУКВ -КУКОЛ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Обучение чтению – важный этап развития ребенка. Многим детям этот навык дается не просто. Для детей с ОНР информация воспринимается лучше, если ее можно не только услышать и увидеть, но еще потр...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СИНКВЕЙН В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Модель использования технологии Синквейн в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие связной речи дошкольников, не владеющих чтением и письмом....