Мастер - класс "Обучение детей грамоте в ДОО."
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Шафоростова Елена Ивановна

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

ü систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;

ü активизировать знания педагогов о звуках и буквах;

ü уточнить представления о гласных и согласных звуках;

ü учить дифференциации согласных по твердости — мягкости,

 глухости — звонкости;

ü научить правильно делать звуко-буквенный анализ слова;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_v_doo_.master_-_klass.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

              МКДОУ Митрофановский детский сад

                        Мастер – класс

      «Обучению грамоте в ДОУ»

                                     

                 учитель-логопед: Шафоростова Елена Ивановна

                                                       2020 г.

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

  • систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;
  • активизировать знания педагогов о звуках и буквах;
  • уточнить представления о гласных и согласных звуках;
  • учить дифференциации согласных по твердости — мягкости,

 глухости — звонкости;

  • научить правильно делать звуко-буквенный анализ слова;

Минутка отдыха.

Небольшая разминка для педагогов. Педагоги образуют круг, выполняя задание «Повернись вокруг себя»

у кого в имени есть звук А.

у кого фамилия состоит из 5 слогов.

Выйти в круг тем, у кого во втором слоге фамилии есть звук О.

Выйти в круг тем, у кого ударение в фамилии падает на 2 слог.

Выйти тем, у кого в имени нет звука Н. Спасибо Вам, присаживайтесь, пожалуйста.

Одной из задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.

В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте (Д. Б. Эльконин, В. Н. Зайцев, Г. А. Глинка, Л. Е. Журова, Н. С, Жукова, Н. С. Нищева). Педагоги вправе выбирать ту или иную методику, учитывая особенности развития каждого ребенка, его возможности и способности.

(2 слайд) Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.

Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  • Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять гласные и согласные звуки из состава слова;
  •  Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.

Подготовительный этап. (3 слайд)

Предлагаю начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем звукоразличение. На этом этапе даётся понятие "звук".

  • сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
  • затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
  • узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги и фольги; стук карандашей, ручек, ложек)

Можно использовать игры:

"Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Громко - тихо", "Кто сказал? "

Давайте поиграем с вами в игру, «Узнай, что звучит?» коллеги, закройте, пожалуйста, глаза. Слушайте внимательно, что звучит и постарайтесь отгадать (хлопаю, топаю, шуршу бумагой, разрезаю её, перелистываю книгу, звоню в колокольчик, включаю журчание ручья и шелест листьев) Молодцы!

На данном этапе говорю детям, всё, что вы слышали – это звуки.

(4 слайд). На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов)интонационно, через хлопки, шаги, приседание.

В соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:

  • паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
  • гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
  • домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.
  • Предлагаю игру «Сколько слогов?» Я буду называть слова, а вы быстро мне показывать количество пальцев-слогов. На занятиях я использую цифры, а мы сейчас с вами будем развивать мелкую моторику: (дом, кукла, рефрижератор, листья, картофелечистка, машина, йод, чебурашка, жук, буратино, паук, соковыжималка, лязг) Молодцы! Запоминаем с детьми правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

I этапЗнакомство с гласными звуками. (5 слайд)

Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

(6 слайд) Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? Обращаем внимание на  артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке. Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный. Мы с детьми поём звук и тянем ниточку, ииии. Говорю им: « вот какая длинная песенка у нас получилась».

Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков. (кружок красного цвета)

 Предлагаемые игры (7 слайд)

  • "Немые звуки": логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
  • "Фотография звука": логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
  • "Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл):
  • "Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].

Предлагаю следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:

  • Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а,и, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
  • Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ип, ум, им, аманас);
  • Выделение данного звука среди слов (обруч, икра, астрааистАня, ирис);
  • Выделение слов из текста на заданный звук. (Ира с Аликом гуляли в саду астры собирали).

Ну вот, например, при знакомстве со звуком И, я произносила детям звуки, слоги и слова, а они хлопали в ладоши, когда слышали это звук, ловили его, т.е играли в игру «Поймай звук». После каждого звука, спрашиваю, почему дети хлопают или, наоборот не хлопают. Позднее выделяем звук в предложениях.

После знакомства со звуками ведется работа над позицией звука в слове:

  • Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом);
  • Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
  • В середине слова.

Предлагаются следующие игры (8 слайд)

«Где звук?». Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.

Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Когда выучим буквы подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.

На этом этапе даю понятие детям, чем звук отличается от буквы. (9 слайд)

II этап. Знакомство с согласными звуками. (10 слайд)

Рекомендую начинать со звуков артикуляция которых очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие. Именно такие  звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика. Дети должны усвоить, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать ее.

Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].

 Детям можно рассказать: теленок, еще не умеет мычать по - настоящему. У него получается М-М-М. Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняем, что воздух встречает препятствие – губы и произносится отрывисто. Это согласный звук и подкрепляем это понятие символом синего цвета. Также здесь, как и при знакомстве с гласными предлагаю попробовать спеть эту песенку, поётся звук или нет, показываю, что ниточка обрывается, т.е звук согласный.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Используем символ мягкого согласного-кружок зелёного цвета. Для характеристики согласных звуков используются символы: Орех, кулак – твердый звук, облачко, подушка - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой. Всегда твёрдые звуки ш, ж, ц. Всегда мягкие ч, щ, й.

Знакомство с буквами. (11слайд)

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе м букву произношу как звук. Говорю, что буква читается. Прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (ц-цветок, ё-ёлка, к-кактус, м-макароны)

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы. (12 слайд)

Например, при знакомстве с буквой А, мы заучиваем стишок:

Буква А  большой Арбуз,
Очень слАдкая на вкус.
САмой первой в Алфавит
БуквА встАла и стоит.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. (13,14 слайды)

  • Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  • Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,
  • фасоли и другие мелкие предметы;
  • Вырывать из бумаги образ буквы;
  • Получить в подарок букву;
  • Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
  • (15 слайд)
  • (16 слайд) Подробно рассмотрим звуковой анализ слова зима. (появляется картинка зима) Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова:
  • назвать количество звуков в слове;
  • назвать звуки по порядку;
  • сколько гласных звуков в слове? Назовите их по порядку;
  • сколько согласных;
  • назвать первый звук, последний, третий:

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв.

С этим словом можно составить предложение.

Развивающие игры (17, 18,19 слайды)

(20 слайд) А теперь давайте сделаем с вами звуковой анализ слов 

санки, чашка. (На доске воспитатели)

(21слайд) «Придумайте слова к схемам» (вслух говорят)

(22,23слайд) «Отгадай новое слово». (устно)

(24 слайд) «Отгадай слово по первому слогу». (устно)

(25 слайд) «Отгадай слово по второму слогу». (устно)

(26 слайд) «Отгадайте слово по последним слогам» (устно)

(27 слайд) «Кому в какой дом» (устно отвечают)

(28 слайд) «Соотнеси картинку со схемой слова (устные ответы)

(29 слайд) «Составь предложения»,

(30 слайд) Помните – всё, чему мы научим ребенка, а главное, всё, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.

  А сейчас игра «В игру играем, фонематические процессы развиваем» 

(со всеми педагогами)

Д/и «Живые звуки» (на слух)

Вызываю воспитателей и говорю, кто в какой звук превратится.

Е.И - становишься первым звуком слова «Мышь».

Л.В -  превращаешься в последний звук, слова «колесО».

Е.В -  ты третий звук слова «коСа».

Н.В - второй звук слова «сТол» (слово: МОСТ)

О.И - становишься последним звуком слова «меЛь».

Е.С- второй звук слова «пИрамида»

Н.И - превращаешься в третий звук, слова «миСка».

М.Н - ты первый звук слова «Ток» (слово: ЛИСТ)

Воспитатели - звуки называют каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось.

I.ТЕСТ «Проверь себя». (Возьмите все цифры от 1 до 6)

1.Сколько гласных звуков в русском языке?

2.Сколько слогов в слове ДЛИННОШЕЕЕ (животное)?

3.Сколько звуков в слове ИЮЛЬ?

4.Сколько мягких согласных в слове ЮЛИЯ?

5.Сколько глухих согласных в слове ЛОДКА?

6.Сколько звонких согласных в слове КРАБ?

Правильные ответы – 6, 5, 4, 3, 2, 1

Сейчас я раздам вам памятки, прочитав которые вы поймёте, кто сделал ошибки.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса по грамоте в подготовительной к школе группе

Форма проведения мастер-класса с группой воспитанников.Цель для педагогов: Ретрансляция педагогического опыта, полученного в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводившег...

МАСТЕР КЛАСС ПО ГРАМОТЕ

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ« По подготовке дошкольников к обучению грамоте»...

Мастер-класс "Обучение грамоте"

Исследования лингвистов, психологов, педагогов  показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности» особой восприимчивости к звуковой сторо...

Мастер - класс "Обучение грамоте"

В мастер - классе представлены последовательность и  приемы работы с дошкольниками по обучению грамоте с 3 до 6 (7) лет....

Мастер-класс "Обучение грамоте"

Как самим следать пособия по обучению детей дошкольного возраста грамоте...