Мастер - класс "Обучение грамоте"
материал по развитию речи

Елена Николаевна Руденко

В мастер - классе представлены последовательность и  приемы работы с дошкольниками по обучению грамоте с 3 до 6 (7) лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_obuchenie_gramote.docx51.14 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Обучение грамоте»

Цель:  повышение теоретического и практического уровня компетенции    

           педагогов по обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. познакомить с приемами развития фонематического слуха дошкольников;
  2. упражнять в звуковом анализе слов,  в составлении звуко - буквенной модели слова;
  3. сформировать у участников мастер-класса практические навыки приемов работы с детьми через использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке детей к обучению грамоте.

Огромную роль в становлении речи играет фонематический слух. Фонематический слух это, своего рода, смысловая сторона речи. В норме фонематический слух полностью формируется к 2,5 годам. Недостаточность развития фонематического слуха ведет к нарушению развития речи в целом:

- нарушение звукопроизношения;

- нарушение лексико – грамматического строя речи;

- связной речи.

Представлю основные методы и приемы, которые использую при проведении занятий по бучению грамоте с дошкольниками.

Вспомним, какие задачи по обучению грамоте ставит  педагог? (различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; находить и давать характеристику звукам в словах, делить слова на слоги, находить слова с заданным звуком, определять место звука в слове, ставить ударение,  называть в последовательности  слова в предложении)

Я вас познакомлю с методикой обучения грамоте, которая строится на материалах методики Д.Б. Эльконина и Л.Е. Журовой.

В младшей группе (3- 4 года) начинается работа по введению в звуковую действительность.

Главная задача в этом возрасте – научить ребенка слышать и выделять звуки.

Работа ведется по двум направлениям:

1. Введение ребенка в звуковую действительность.

- знакомство со звуками окружающего мира, их узнавание.

 Р/и « Угадай по звуку», «Что звучит»

- подражание звукам различных зверей, персонажам; правильное   произношение гласных звуков.

2. Развитие произвольных движений рук.

Как вы думаете, почему это направление включено в раздел развитие речи?

- развитие способности управлять своими руками:

 Игры: «Поймай мяч» (большой, средний, маленький),

 - копирование движений:

 «Падают листья»  (плавные движения);

 «Дождик» (отрывистые движения сверху вниз)

- развитие мелкой моторики:

  Игры: «Сожми и разожми пальчики», «Олень», «Семья собирается»,

  «Два друга».

Необходимым условием работы является наличие в группе зеркала, где дети видят себя и учатся контролировать свои действия.

Задача в средней группе (4 – 5 лет) - развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук.

Работа ведется в двух направлениях:

  1. Различение звуков в словах.

- сравнение слова по звучанию:  

д/и « Придумай рифму»  (мишка-шишка, галка-палка, ком-бом, тук-лук, каша-Маша..);

- знакомство с речевой единицей «слог»:

   дети делят слова на слоги, прохлопывая, прошагивая, отстукивая одно, двух и трехсложные слова.  Для слов, используем  мелкие фишки для выкладывания слов (мак, лук, дом, сани, роза, машина…)

- звуковой анализ слова, определение первого звука в слове:

Для звукового анализа использую полоски – схемы (трех, четырех, пяти звуковые).

- знакомство детей с твердыми «старшим братцем» и мягкими звуками «младшим братцем»

 Дети подбирают слова на заданный звук:

  д/и «Магазин продуктов» («покупаем» продукты со звуком с-сь )  

  д/и «Построй дом» (со звуком р-рь) и др.

  1. Подготовка руки к письму: развитие моторики.

 Упражнения под словесное сопровождение:  «Яблонька», «Веер», «Волна»,

    «Улей».

В старшей группе (5 – 6 лет) работа  продолжается в двух направлениях:

1. Освоение звукового анализа слов.

- определение протяженности слов,  вводится термин «слог» и графическая запись слова:  сок  __, сани __  __,   молоко __  __  __,  дом __.

- интонационное выделение  звуков  в слове, называние слова на  заданный звук, определение  первого  звука  в слове: сок, коса, роса, колос

Упражнение « Придумай слово со звуком «к» в начале слова: корова,  конь, коньки, кран…

- знакомство  с гласными ( ударные и безударные)  и   согласными  (твердые и мягкие)  звуками.

  • Гласные звуки «волшебные», их можно петь, громко крикнуть, долго тянуть. Гласных звуков -  шесть: А; О; И; Ы; У; Э - обозначаем их красной фишкой.
  •  Согласные делим на твердые и мягкие. Вводится термин «согласные звуки». Твердые согласные обозначаем синей фишкой, мягкие согласные – зеленой фишкой. Выделяем ударение и обозначаем черной фишкой.

Д/у «Назови твердый и мягкий звук»: к-кь, р-рь,и т.д.

 - звуковой анализ слов, от 3-х до 6-ти звуков: аист, мышка, кони, осень

2.Подготовка руки к письму.

- Выработка графических умений. Дается представление о контуре  предметов,  Знакомимся с рабочей строкой.

Развиваем умение обводить, штриховать не выходя за контур.

При этом ребенок осваивает элементарные гигиенические правила письма:

правильная посадка, положение тетради, положение кисти руки, положение пишущего инструмента.

В подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) работа ведется в трех направлениях:

1. Развитие способности ориентироваться в звуковой действительности

    нашего языка.

1.1.Знакомство с гласными буквами.

- знакомство со всеми гласными буквами попарно:  А-Я; О-Е, У-Ю; Ы-И; Э-Е (до этого работали только со звуками). Использую прием «замена звука буквой»;

- знакомство с йотированной функцией гласных букв Я; Е; Е; Ю, которые

  несут в себе два звука: йа-я; йу-ю..

практическое упражнение: звуковой анализ слова «яма»;

- работа  со смешанными (звукобуквенными) моделями;

- знакомство с правилами жи – ши, ча - ща, чу – щу.

- придумывание  словв по заданной модели: твердый согласный;  гласный; мягкий согласный; гласный – сани, кони и др.)

1.2. Знакомство со всеми согласными.

Звук ( м-мь) – буква ЭМ; звук  (н-нь) буква ЭН…..

- овладение  навыками слогового чтения.

Использую пособие  «окошечки»,  затем детям предлагаются тексты для чтения.

К концу учебного года дети подходят к главному – послоговому смешанному чтению.

  1. Подготовка руки к письму.

Дети осваивают конфигурацию печатных букв, овладевают пишущим     инструментом. Развивается правильный глазомер и четкая координация рук.

Таким образом,  к 6 годам дошкольники умеют проводить звуковой анализ слов, давать характеристику звукам, делить  слова на слоги. Выделять ударный слог и звук, овладевают механизмом чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развивающее обучение. Игровые технологии на занятиях по обучению грамоте и знакомству с окружающим миром".

Хочу поделиться, на мой взгляд, эффективными методами работы, применяемыми мною на занятиях, игровыми технологиями, которые помогают развивать детские способности и делать занятия более интересными и ...

Мастер класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе

Показать значимость обучения детей грамоте и научить родителей проводить звуковой анализ слова, правильно характеризуя звуки....

Мастер-класс ( конспект занятия) для подготовительной к школе группы по обучению грамоте У нас в гостях клоуны Бим и Бом.

Цели:1.     Познакомить с новыми звуками  [ б] и [б`] и буквами Б, б.2.     Продолжать учить читать слоги, слова с новыми буквами.3....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте и декоративному рисованию в старшей группе «В гостях у мастера карандаша».

В процессе образовательной деятельности дети закрепляют свои знания о звуках и народном искусстве Хохлома, раскрыта интеграция таких образовательных областей как: социально-коммуникативное развитие, р...

Мастер-класс по обучению грамоте.

Ознакомление с методами  обучения грамоте старших дошкольников....

Мастер класс "Сказка по кругу" - коллективное сочинение сказок. развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области «Сказка по кругу»(коллективное сочинение сказок)  Речевое развитие в подгото...