Многофункциональность игровых заданий при автоматизации звуков – польза или вред?
статья по логопедии (средняя, старшая группа)

Наталья Александровна Сысоева

Представлен теоретический материал, который обосновывает возможность и  необходимость использования при автоматизации звуков нескольких задач в каждом игровом упражнении. Приведены примеры эффективного использования такой технологии и указаны моменты, когда многозадачность вредна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogofunktsionalnost_pri_avtomatizatsii_zvukov.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональность игровых заданий при автоматизации звуков.

     В работе логопеда главная цель - логопедическая: развитие слоговой структуры слова, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, постановка и автоматизация звуков.
     Однако, чтобы этих целей достигать, логопед должен понимать механизм нарушения. Сложность в том, что речь - это интегративная функция, которая требует определённого уровня сформированности всех сфер развития. Также речевая функция может страдать при различных неврологических и психических нарушениях, что делает необходимым логопеду разбираться в множестве смежных наук. В связи с этим логопеду необходимо решать разнообразные задачи нелогопедической направленности.

     И, конечно, нам хочется, чтобы задания, которые мы даём ребёнку были максимально эффективными и вели к результату кратчайшей дорогой.
     Подбирая игры и задания для конкретного ребёнка, мы тщательно взвешиваем: какую задачу решаем первостепенно, что уже отработано и требует закрепления, к чему готовим почву.

     Например, при автоматизации звука в слове, закрепить надо использование предлогов В, НА, а ещё это уже середина занятия, и ребёнок уже немного утомился от статичной позы. Мы отправляемся прыгать по ортопедическим коврикам (массажное воздействие на стопы и движения стимулируют нейродинамический компонент). Около каждого коврика ребёнок увидит коробочку и расскажет, какие игрушки лежат "В коробке", а какие "НА коробке". Называя слова, ребёнок отрабатывает нужный звук. Такое упражнение приближенно к задачам, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни (ходит, бегает, прыгает, что-то открывает, что-то достаёт, рассказывает про это). Когда мы придумываем такое многозадачное упражнение, мы помним, что по полной должна нагружаться лишь одна зона, на главную задачу должен быть направлен фокус нашего внимания, остальные задачи не должны мешать, не должны дополнительно нагружать те же зоны и не должны сильно оттягивать внимание на себя.
     Если основная задача требует предельного внимания, тогда всю нашу многозадачность оставляем на потом и сосредотачиваем внимание на главном.
 Ребёнок удерживает в верхнем положении язык (формируем верхний подъём языка) и одновременно выполняет упражнение на пальцевый праксис (переключение поз). Основная задача – тренировка мышц языка с нарушением иннервации. Какую роль здесь играет пальцевый праксис? Никакую. Ребёнку в данный момент необходимо  чувствовать положение языка, ощущать свои органы артикуляции, сосредоточиться над ощущениями. Важно понимать, когда дополнительная задача помогает ребёнку, а когда мешает.

     Ещё пример:  мы видим, что ребёнок неплохо справляется с основной задачей: проговаривает слова, шагает и стучит камушками. Однако, задач в этой активности достаточно много: кроме основной, мы видим работу с пространственными функциями, а так же с регуляторным компонентом (удержание многоступенчатой инструкции). Но, если добавить ещё дополнительную нагрузку (удержание равновесия), то мы увидим, что основная деятельность начинает страдать, ребёнок  больше ошибается, не удерживает программу действий. Значит, задача на удержание равновесия оттянула на себя значительную часть ресурса, эффективность упражнения резко упала.  Вопрос: нужна ли это дополнительная задача?

     Или:  одновременно с проговариванием слов выполняется упражнение на кистевой праксис. Подобраны различные ёмкости, чтобы потренировать различный захват и моторную ловкость. Однако такое дополнение не требует особого контроля, и основное внимание ребёнок может сосредоточить на проговаривании слов.
    Что будет, если добавить дополнительный элемент? (Хлопки по коленям?) Во-первых, мы усложним всю программу, дополнительным элементом, и часть энергии которая только что направлялась на контроль проговаривания слов, пойдёт на то, чтобы контролировать выполнение нашей программы. К тому же активнее включаются зоны отвечающие за соматогнозис.
    Видим, что со всеми задачами одновременно ребёнок справляется не очень успешно и к третьему разу истощается и теряет коленки…
  Вопрос: стоит ли усложнять это задание, с учетом, что вначале он справляется и только к 3-4 разу испытывает сложности и если да, в какой части занятия?

     Переходить к автоматизации звука в движении можно только тогда, когда без дополнительной нагрузки ребёнок может произнести звук легко. Исключение составляет та ситуация, когда движение мы вставляем между произнесением звуков для активации мотивационного компонента и первого функционального блока мозга. Например, детям, которые быстро утомляются, можно давать такое задание: «сначала мы три раза хлопаем по коленям, а потом произносим звук». В этой ситуации звук может ещё даваться сложно, но он и не будет произноситься одновременно с движением, а между ними. А вот если на каждый хлопок произносить звук, то этот звук должен уже хорошо и легко произноситься в статической позе.

     На наглядных примерах хорошо видно, как НЕПРАВИЛЬНАЯ нагрузка приводит к распаду ОСНОВНОЙ задачи.

     Термин многозадачность мы можем употреблять в двух пониманиях. Одномоментная многозадачность хороша в исключительных случаях. И это точно не про тот случай, когда мы формируем новый навык, ведь он требует полного самоконтроля. И это точно не про закрепление навыка. В этот момент ребёнку также необходимо сосредоточиться на процессе. Но в работе логопеда есть важный этап автоматизации.

     Именно на этом этапе УМЕНИЕ превращается в автоматизированный навык, который осуществляется БЕЗ ПРОИЗВОЛЬНОГО контроля. Итоговая цель логопеда состоит в том, чтобы ребёнок мог пользоваться речью свободно, без подключения сознания. Для этого на этапе, когда необходимый навык достаточно хорошо автоматизирован без дополнительной нагрузки, специалист может подключать новую задачу, которая будет перетягивать на себя фокус внимания, а речь будет идти как бы фоном, непроизвольно. После такого вида работы речевой навык действительно можно назвать автоматизированным.
 Также о многозадачности мы можем говорить в рамках одного задания, когда специалист на одном материале реализует несколько задач, но не одномоментно, а последовательно. Иногда это могут быть несколько логопедических задач, а иногда подключается задача из смежных дисциплин, когда специалист видит, что несформированный навык влияет на речевой дефицит.

     Например, для формирования семантического компонента речи необходим сформированный зрительный гнозис. Видя пробел в этой сфере развития, специалист может предложить задание, в котором ребёнок сначала проходит лабиринт или запутавшиеся дорожки, а потом называет предмет, который стоял в конце дорожки, и который содержит автоматизируемый звук или слово определенной слоговой структуры. В этом задании несколько задач, но решаются они последовательно, друг за другом, то есть ребёнок фокусирует внимание сначала на одной задаче, а потом на другой. И это ребёнку будет не мешать, а, наоборот, активировать его ресурс, в отличие от монотонного повторения слов.
    Также не стоит забывать о мотивационном компоненте, который позволяет ребёнку работать эффективнее и затрачивать меньше энергетического ресурса, что важно для всех детей, а особенно для детей с дефицитом первого функционального блока мозга. Если специалист будет развивать эту мотивацию только развлечением, то это можно назвать аниматорством. А вот если это задание будет не только интересным, но и коррекционным, выполняющим задачу необходимую именно этому ребёнку, то это вполне оправдано.

     Подчеркнём, что многозадачность бывает разная. Ребёнку в любой момент времени приходится выполнять несколько задач. Чтобы, сидя за столом, повторить слово, ему необходимо удерживать постуральный контроль, слушать и говорить. Но, подключая дополнительные задачи, специалист чётко должен понимать, зачем, кому именно и на каком этапе это следует делать.
 Можно подумать, что на логопедических занятиях с детьми подключать двигательную активность нужно для того, чтобы их развлекать? Возникает мысль, что логопед занимается нелогопедической работой и отнимает драгоценное время от развития речи?

    1. Развлекать детей не нужно, а вот учитывать, что учебная деятельность становится ведущей только к 7 годам, обязательно. И если пяти или шестилетку посадить за стол ещё допустимо, то в три года это может быть только в рамках какого-то задания, но не занятия.

    2.  Каждое задание на развитие праксиса или какого-то когнитивного процесса лишь сопровождает развитие одного из компонентов речи, а не является отдельным пунктом в структуре занятия.
    3.  Основная цель не научить ребёнка говорить здесь и сейчас, а научить пользоваться речью во время прогулки, в общественном месте и так далее.

Потому что:
- одна из функций ЦНС - распределение переработки информации и контроль. Она нужна для того, чтобы центральная нервная система могла справляться одновременно с решением нескольких задач. Даже когда ребёнок просто сидит и повторяет, его мозг в это время удерживает позу, переваривает все съеденное ранее, воспринимает звуки вокруг, при этом ещё и определяет, что шум за окном несущественный звук и перенаправляет внимание на специалиста. И ещё много-много операций, связанных с речепорождением и речевосприятием.
- только при правильно распределённой переработки информации появляется возможность оптимально и эффективно ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ВНЕШНИМ МИРОМ. А это и есть наша главная цель.
- когда ребенок получает какую-то новую информацию, например, артикуляция звука, которая ему непривычна, в ЦНС формируется новая нейронная связь, которая очень неустойчива и быстро распадается. А каждое новое повторение укрепляет эту связь. В какой-то момент эта связь настолько прочная, что ребёнок перестаёт ошибаться. Но в условия выполнения большего количества задач, распределение переработки информации ухудшается, а контроль теряется. Результат - кабинетная речь.
Не нужно впадать в крайности. Заниматься за столом – не плохо. Но мы всегда должны стремиться к лучшему. Особенно важно включать моторные задачи на занятии у ребёнка с диспраксией (а найти сейчас детей без неё очень непросто). Каждое произвольное движение для такого ребёнка – целое испытание, заставляющее мозг напрягаться. При этом другие умения в этот момент получают меньший контроль. Результат? Звуки не автоматизируются, слоговая структура сохраняется только в заученных словах, и нет никакого переноса. А вот при правильно выстроенной работе артикуляционные возможности ребёнка именно развиваются, а не происходит лишь усвоения того, что мы ему дали.

     Понимание того, что делать и для чего - ПЕРВИЧНО в успешной коррекционной работе.

- Работа логопеда - не анимация. И это неоспоримый факт. Но что такое анимация? Это развлечение детей без конкретной цели. Анимация может быть развивающей, но не становится коррекционной.
И это не отменяет использования игры как ведущего вида деятельности.
- Работа логопеда - развитие речевой функции, которая не равна только лишь навыку говорения. Читая Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева мы в этом убеждаемся.
- Нарушение речи может происходить на разных этапах и в разных звеньях ее формирования. Именно понимание структуры дефекта даёт направление коррекционной работе.
- Мало понять, что у ребенка нарушено формирование связной речи.  Важно понять, почему оно нарушено. И если ребенок не может понять и построить высказывание, потому что у него нарушена слухоречевая память, то задание "положи красный квадрат в синюю коробку, а жёлтый круг в зеленую" даст намного лучшие и быстрые результаты, чем пересказ по картинкам.
-  Работа логопеда не должна быть нацелена только на постановку звука и автоматизацию. Мы помогаем ребенку АДАПТИРОВАТЬСЯ к жизни и пользоваться речью в различных условиях, а не только в кабинете специалиста.
- Многие говорят о том, что логопед не должен лезть в смежные дефектологические сферы, например, нейропсихлогию, но речь - сложная ИНТЕГРАТИВНАЯ функция. Только знание локализации двигательных, чувствительных и речевых центров в мозге может дать понять, почему движения НЕ МЕШАЮТ автоматизации звуков, а помогают выработать навык, как вырабатывает его малыш в онтогенезе развития.

     На мой взгляд, лучше на логопедическом занятии – это уметь в одном задании реализовать несколько важных и значимых задач для конкретного ребёнка с конкретной структурой нарушения. Надо изучать смежные профессии, не забывая о своих основных задачах.

     Работая более 20 лет, вижу, что дети сейчас другие. Сейчас нужно оказывать реальную помощь, а не просто учить нефункциональному говорению.



Варианты используемого материала:

  1. Ритмические предметные ряды (различаем: по цвету, величине, форме и т.п.)
  2. Ортопедические коврики
  3. Классики на полу
  4. Твистер
  5. Лабиринты
  6. Водилочки (пальцем, карандашом)
  7. Пальчиковые игры, биоэнергопластика
  8. Игры с мячом
  9. Боулинг
  10. Лесенки
  11. Нейролестница
  12. Мешочки для метания
  13. Лого-дорожки
  14. Природный материал (шишки, камушки, жёлуди и др.)
  15. Кинетический песок.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с ребёнком по коррекции звукопроизношения. Занимательная автоматизация. Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).

Конспект совместной деятельности с ребёнкомпо коррекции звукопроизношения.Занимательная автоматизация.Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р). "Игрушечная стройка"...

Презентация "Игровые задания для автоматизации поставленных звуков"

Презентация "Игровые задания для автоматизации поставленных звуков"...

Игровые задания по автоматизации звука Ш для детей с нарушением зрения.

Учитель-логопед работающий с детьми с нарушением зрения решает  вопросы развитияразличных параметров  зрительных функций....

Игровые упражнения по автоматизации звуков для детей с нарушениями звуков

                         Звуки  – основной строительный материал человеческой речи, и только при их  чёткой, точ...

"Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков С,З, Ц, Ш, Ж, Ч,Щ, Л, Ль, Р, Рь"

Османова Г. А., Перегудова Т. С.Изд. Каро, 2010 г."Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков С,З, Ц, Ш, Ж, Ч,Щ, Л, Ль, Р, Рь"Пособие представляет собой систему карточек...

Игровые задания для автоматизации звука [л].

Предлагаются словесные игры для автоматизации звука [л] в начале, середине  слова....

Игровые задания для автоматизации звука [л].

Автоматиизация звуков - одн из самых интересных этапов коррекционной работы с детьми. Необходииимо только немного пофантазировать педагогу и предоставить ребенку такую же возможность. Результат не зас...