Использование коррекционно-развивающего потенциала
консультация по логопедии

Черкасова Ольга Сергеевна

Консультация учителя-логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка"

Консультация:

«Использование коррекционно-развивающего потенциала»

Учитель-логопед :

Черкасова Ольга Сергеевна

2022г.

Коррекционно – развивающая работа воспитателя

в логопункте

1. Принципы и задачи построения коррекционно-образовательного процесса.

Успех коррекционно-развивающей работы в логопункте определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Педагогический процесс в логопункте организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.

Конечная цель коррекционной работы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.

Строится  работа в логопункте с учетом возраста и индивидуальных проявлений речевого дефекта.

Воспитатель

- проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой с учетом лексических тем;

- пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игра);

- систематически контролирует грамматически правильность речи детей в течение всего времени общения с ним.

                    Работа воспитателя при коррекции звукопроизношения

Воспитатель

Цель: вос-ль под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: активизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах.

                                             Подготовительный этап

Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата.

                                             Этап появления звука

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.

Этап усвоения звука (правильное произношение звука)

Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.

2. Задачи взаимодействия.

Задачи воспитателей:

  1. Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
  2. Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка:

- закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда (коррекционный  час)

- проведение групповых занятий по развитию речи. Эти занятия проводятся воспитателем по схеме, отличной от аналогичных занятий в массовых группах.

- систематический контроль над поставленными звуками и грамматически правильной речью.

- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики.

- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, упражнениях на бездефектном речевом материале.

3. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции речи. Обеспечение эффективности общей и речевой подготовки к школе.

4. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье.

3. Знание индивидуальных и психических особенностей детей – залог эффективного планирования коррекционной работы воспитателем.

Воспитатель, как и логопед, должен знать не только особенности речевой патологии детей, но и особенности психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

- нарушение внимания и памяти,

- нарушения пальцевой и артикуляционной моторики,

- недостаточная сформированность словесно-логического мышления.

Нарушения внимания и памяти проявляются  у детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже из 4-х предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда отбирают предметы или слова по заданному признаку. Еще труднее сосредотачиваться и удерживать их внимание на чисто словесном материале, вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные  объяснения педагога, длинные конструкции (занятие без наглядности не эффективно для  логопедической группы)

Характерно, что запоминание на непроизвольном уровне, у детей происходит значительно лучше, чем на произвольном.  Так, например, ребенок легко воспроизводит названия шести-восьми подарков на день рождения и затрудняется воспроизвести названия 4-5 игрушек, спрятанных на занятии.

Нарушения артикуляционной моторики проявляются в ограниченности, неточности, или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти.

У значительного большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дети держат ложку в кулаке, либо с трудом берут кисточку и карандаш, иногда не  могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.п.

Поскольку речь и мышление связано между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Дети затрудняются в классификации предметов, обобщений явлений и признаков. Нередко их суждения бедны, отрывочны и логически не связанны друг с другом.  

Личностные особенности детей логопедической группы заметны любому воспитателю, отработавшему в специализированной группе хотя бы смену. Так, на занятиях одни из них очень быстро утомляются, начинают вертеться, отвлекаться, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают, или отвечают невпопад, не могут повторить ответ товарища.

Все эти особенности нужно учитывать, планируя коррекционную работу.

4. Основные направления в работе воспитателя.

В работе воспитателя можно выделить два основных направления:

- коррекционно-воспитательное,

-общеобразовательное.

Воспитатель,  совместно с логопедом участвует в исправлении речевого нарушения, а также процессов, связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада (умственное, нравственное, эстетическое, патриотическое  и др.) Однако, необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим. А второе – общеобразовательное – подчиненным.

Коррекционная работа, как мы уже отмечали, осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические особенности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.

В течение первых 2-х недель учебного года логопед обследует каждого ребенка индивидуально. Устанавливает характер речевого и сопутствующего им нарушений, определяет степень выраженности всех нарушений, выбирает пути коррекции.

По окончании обследования логопед подробно сообщает воспитателю группы о результатах своей диагностики (мини-педсовет или индивидуальная беседа), в параметры которой включаются:

-произношение звуков речи

- их восприятие

-  воспроизведение слоговой структуры слова

- состояние словарного запаса и грамматического строя

- сформированность связной речи

- уровень внимания, памяти, воображения (психолог)

- состояние пальцевой и артикуляционной моторики.

Опираясь на полученные от логопеда сведения, воспитатель сможет решить ряд практических задач:

а\ представит, кого из детей посадить вперед из-за ослабленного внимания, неусидчивости плохого зрения;

б\ запланировать с кем из детей потребуются дополнительные занятия по развитию пальчиковой и артикуляционной моторики;

в\ учесть чье произношение придется тщательно контролировать и т.п.

Важность контакта, преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений таких как ОНР с дизартрическим компонентом,  возможно только при комплексном подходе.

Причем работа должна быть не формальной, а  вдумчивой, серьезной, кропотливой, систематической.  И первым, очень ответственным этапом коррекционной работы является обследование, которое проводится в первые две недели сентября. Воспитатель выявляет уровень знаний, умений по всем видам учебной деятельности. Заполняется специальный протокол обследования.

Некоторые качества дошкольника воспитатель может оценить в ходе наблюдения за детьми в режимные моменты, в совместной игре, в трудовой и бытовой деятельности.

При чем, как и у логопеда, у воспитателей, должен отдельно хранится материал по обследованию.

На  основании обследования воспитатель может вывести уровни развития детей (только не для формальности), скомплектовать подгруппы для индивидуально-коррекционной работы с детьми. Результаты обследования используются при:

1\ планировании учебно-воспитательной и коррекционной работы (математика плохо, на один год назад);

2\  отборе программных и коррекционных задач;

3\ создании предметно-развивающей среды;

4\ организации подгрупповой и индивидуальной работы.

Основные направления коррекционной работы воспитателя

  1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течении дня 3-5 раз.
  2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
  3. Корригирующая мини гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
  4. Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.
  5. Фронтальные занятия по программе ДОУ.
  6. Коррекционная работа вне занятий:

      - во время режимных моментов,

      - коррекционная работа по восполнению пробелов, выявленных в результате обследования, обязательно планируется и учитывается.

5.Проведение фронтальных занятий по развитию речи.

Занятия по развитию речи планируются согласно перспективно-тематическому планированию. В течение месяца на занятиях по развитию речи все виды работ в рамках 3-4- лексических тем.

Воспитатель осуществляет ознакомление детей с окружающим, уточняет и активизирует словарь, а также совершенствует связную речь; углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий.

Изучение выбранной темы осуществляется воспитателем через все виды занятий (ИЗО, развитие речи; сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, целевые прогулки и т.п.)

Коррекционное обучение предусматривает при определении целей занятия, указать какую именно речевую работу предполагается провести на данном занятии. Это может быть уточнение, обогащение или активизация словаря, формирование грамматического строя (особенно работа над предложением), развитие связной речи.

Работа воспитателя над любой темой будет включать обязательно:

1\ Подбор слов по одинаковым вопросам: Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Что делает?

2\ Образование уменьшительно-ласкательных названий;

3\ Употребление форм существительных во множественном числе;

4\  Образование притяжательных и относительных  прилагательных;

5\ Автоматизация поставленных звуков;

6\ Составление словосочетаний с предлогами, прилагательными, числительными;

7\ Работа над предложением.

Одним из обязательных условий формирование правильной, четкой и внятной речи, является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий приучать детей вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные, достигнутые для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в своей и чужой речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коррекционно-развивающих занятий в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста социальных умений и навыков

       В дошкольном возрасте закладываются основы социальности – умения гармонично взаимодействовать с собой, с людьми, с окружающим миром.      ...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала.

Консультация знакомит воспитателей с  вариантами использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте....

Развитие произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с использованием коррекционно-развивающих игр и упражнений.

Развитие произвольного внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития  с использованием коррекционно-развивающих игр и упражнений.Внимание – очень важный психический процесс, к...

Методическая разработка: «Использование коррекционно-развивающих технологий при изучении лексической темы «Транспорт» с детьми младшего дошкольного возраста»

Предлагаю вам систему мероприятий по коррекции и развитию психоречевой сферы детей младшего дошкольного возраста, имеющих проблемы познавательного и речевого развития в рамках одной темы. Речевое недо...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала

Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, ...

«Использование коррекционно-развивающего потенциала»

laquo;Использование коррекционно-развивающего потенциала»...