Комплексы артикуляционной гимнастики
картотека по логопедии (старшая группа)

Трашенкова Людмила Владимировна

комплексы артикуляционных упражнений для различных групп звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksy_art_gimnastiki.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

  1. «Заборчик» - удерживание губ в улыбке, передние  верхние и нижние зубы обнажены, зубы сомкнуты.

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы

Методические указания.

- следить, чтобы при  улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.

- следить, чтобы зубы были сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

  1. «Трубочка» - вытянуть сомкнутые  губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти.

Цель: выработать движение губ вперед.

Методические указания:

- следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

  1. «Заборчик – трубочка» - чередование положений губ в улыбке и трубочкой.

  1. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбке.

  1. «Блинчик» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном                      положении.

  1. «Иголочка» - узкий, напряженный язык высунут вперед. Удерживать язык в      таком положении под счет от одного до пяти.

  1. «Блинчик – иголочка» - чередование движений широкого и узкого языка.

  1. Чередование движений языка вверх и вниз.

  1. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать его в глубь рта и приближать к передним нижним резцам.

                                 КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ,

ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ (С, С', З,  З',  Ц)

  1. «Загнать мяч в ворота» - вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Методические указания:

- следить, чтобы не надувались щеки, можно придержать их пальцами

- загонять шарик на одном выдохе.

  1. «Наказать непослушный язычок» - немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении.

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Методические указания:

- нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы

- язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

- похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

  1. «Сделать язык широким», «Блинчик» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Методические указания:

- губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

- следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа

- боковые края языка должны касаться углов рта

  1. «Почистим зубы» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Методические указания:

- губы неподвижны, находятся в положении улыбки

- двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

  1. «Кто дальше загонит мяч?» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук /ф/, сдуть ватку на противоположный край стола.

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Методические указания:

- нельзя надувать щеки

- следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

- нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы

КОМПЛЕКС   УПРАЖНЕНИЙ,

ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ (Ш, Ж, Ч, Щ)

  1. «Наказать непослушный язычок»
  2. «Сделать язык широким»
  3. «Приклей конфетку» - положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый кончик языка положить тоненький кусочек ириски (ватки), приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Методические указания:

- следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть неподвижна.

- рот открывать не шире чем на 1,5-2 см.

- выполнять упражнение в медленном темпе.

4.  «Грибок» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.

     Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.

     Методические указания:

     - боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно.

     - следить, чтобы губы были в положении улыбки.

     5.  «Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка    

   облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из  стороны в сторону.

  Цель: вырабатывать  движение широкой передней части языка вверх

Методические указания:

- следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть неподвижна

- язык должен быть широким

6.   «Гармошка» - выполнить упражнение «грибок», не отпуская языка, закрывать   и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается уздечка)

     Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку

     Методические указания:

     - следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот

     - следить, чтобы язык не отрывался  от неба при открывании рта

7.  «Фокус» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх

     Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю вверх.

     Методические указания:

     - следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

     - боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя

     - нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКОВ (Л, Л')

  1. «Наказать непослушный язычок» - см. предыдущий комплекс.

  1. «Пароход гудит» - приоткрыть рот положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится /бл-бл/ (как индюк болмочет).

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Методические указания:

- следить, чтобы язык был широким и не сужался

- чтобы движения были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

- язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед

3.  «Качели» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

    Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при присоединении звука /л, л'/ с гласными /а, ы, о, у/

     Методические указания: следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы были неподвижными.

  1. «Лошадка» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами)

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Методические указания:

- упражнения сначала выполнять в медленном темпе, потом быстрее

- нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

   - следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок   щелкал языком, а не чмокал.

  1. «Беззвучно пощелкать кончиком языка» - ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно

Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука / л /

Методические указания:

- Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

- кончик языка не должен загибаться внутрь

- кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКОВ / Р, Р' /

  1. «Чьи зубы чище?» - приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх

Методические указания:

- губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

- следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.

  1. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность

Методические указания:

- губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

- следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперед, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта

  1. «Загнать мяч в ворота» см. предыдущий комплекс

  1. «Лошадка» - см. предыдущий комплекс

  1. «Вкусное варенье» - см. предыдущий комплекс

  1. «Индюк» - см. предыдущий комплекс

  1. «Барабанщики» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук /д /: д-д-д. Сначала звук \Д \ произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Методические указания:

- рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык

- следить, чтобы звук /д / носил характер четкого удара – не был хлюпающим

- кончик языка не должен подворачиваться

- звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

  • УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ:

  1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.
  2. жевательные движения с сомкнутыми губами.
  3. легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
  4. «Заборчик» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

  • УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ:

  1. «Улыбка» - растягивание губ в улыбке  (зубы сжаты)
  2. «Трубочка» - вытягивание губ вперед
  3. «Улыбка – трубочка» - чередование движений
  4. Втягивание губ  внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам
  5. Вытягивание нижней губы под верхнюю

  • УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА:

(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна)

  1. «Болтушка» - движения языком вперед-назад
  2. «Часики» -  движения языком вправо-влево
  3. «Качели» - движения языком вверх- вниз
  4. «Лошадка» - цоканье (щелканье) языком.
  5. «Лопатка» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе
  6. «Иголочка» - узкий, напряженный язык высунут вперед
  7. «Желобок» - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
  8. «Грибок» - широкий распластанный язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам
  9. «Чашечка» - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе.
  10. «Киска сердится» - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам
  11. «Накажем непослушный язычок»

а) покусывание кончика широкого языка («лопатка»), губы при этом в улыбке;

б) пошлепывание широкого расслабленного языка («лопатка»0 расслабленными губами.

КОНСУЛЬТАЦИИ

 ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЛОГОПЕДА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"

Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...

"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.

Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...

Комплекс артикуляционной гимнастики

Комплекс содержит краткое описание и картинку для более правильного восприятия упражнения....

СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)

При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...

начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии

Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...

Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...