ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ
статья по логопедии

Темник Анастасия Игоревна

Одной из важнейших проблем дошкольного детства является увеличение количества детей с речевой патологией. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopunkt_opyt_ovz_1.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Одной из важнейших проблем дошкольного детства является увеличение количества детей с речевой патологией. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.

В норме овладение звуковым строем языка заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. Случается, что ребёнок остаётся неподготовленным к школе.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно- логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

В нашем детском саду функционирует логопедический пункт, в котором созданы все необходимые условия для стимулирования активности, самостоятельности и творчества каждого ребенка. Продумана развивающая среда, каждый предмет которой несет в себе смысловую нагрузку и эстетическое удовольствие. Игровое оборудование применяется вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования.

Основная форма логопедической деятельности – индивидуальные и подгрупповые занятия, которые ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении.

Построение занятий совершенно разнообразное. В одном случае - это игра, в другом - театр, путешествие, сказка и т.д. Игровая форма занятий помогает успешно формировать все компоненты языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Новый материал связывается с уже известным с помощью различных соощущений, эмоциональных реакций (мотивируя контекстом игровой деятельности).

Система работы направлена на создание эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей, способствующих развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования. Специфика выбора конкретных задач зависит от индивидуальных особенностей детей.

На логопункт поступают дети, не только с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, но и дети с ограниченными возможностями здоровья (в т. ч. дети - инвалиды).

Коррекционная работа с детьми ОВЗ на логопункте ДОУ ведется в несколько этапов.

Этап

Деятельность специалиста

Диагностический этап.

На этом этапе специалист  проводит  комплексное обследование детей с ОВЗ, по результатам которого планируется весь процесс коррекционно-развивающей работы. Затем происходит сбор анамнестических данных в беседе с родителями детей, психологом, воспитателем группы.  По результатам диагностики в сентябре проходит заседание ПМПк ДОУ совместно с администрацией и воспитателями групп, где учитель-логопед знакомит всех с аналитической справкой по результатам обследования речи.

Организационный этап.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», принятым 21. 12. 2012 года, дети с ОВЗ должны обучаться по особой адаптированной образовательной программе. (Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, разрабатывается на базе ООП сада).

На этом этапе специалист составляет индивидуальную рабочую  программу сроком на один год, которая содержит перспективный план проведения занятий по всем направлениям коррекционно- развивающей работы с данным ребѐнком ОВЗ.

Затем составляется расписание коррекционных занятий, включение их в режимные моменты педагогического процесса ДОУ в соответствии с САНПин.

Коррекционно-развивающий этап.

В коррекционной работе с детьми используем следующие традиционные и нетрадиционные технологии здоровьесбережения:

* артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.

* пальчиковые игры развивают ловкость и точность пальцев рук, развивают взаимосвязь между полушариями головного мозга и синхронизируют их работу, помогают подготовить руку ребенка к письму, развивают координацию.

  • игры на развитие мелкой моторики развивают изолированные движения пальцев рук в работе с мелкими предметами (упражнения с бусинками, пуговицами, ракушками и т.д.) Обучение навыкам самообслуживания (шнуровки, застегивание пуговиц, завязывание узлов). Мозаика. лепка, штриховка, развитие элементарных графических навыков.

* кинезиологические упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизацию работы двух полушарий коры головного мозга. Уделяется особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук.

*            Су-Джок терапия – регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма, в частности, профилактики и коррекции речевых нарушений. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений: шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики и др. Также используется ручной самомассаж пальцев. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

  • релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для коррекции речи.
  • дыхательные упражнения способствуют развитию глубокого вдоха и длительного выдоха; вырабатывают у детей умение правильно дышать в процессе речи.

* пескотерапия развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, снимает мышечную напряжённость, стабилизирует эмоциональное состояние, развивает творческие (креативные) действия, совершенствует зрительно- пространственную ориентировку.

* Зрительные и слуховые ощущения дети развивают ударяя металлическими палочками по бутылкам с водой, наполненными до разного уровня, находят одинаковые «звучащие коробочки», наполненные разнообразными веществами. Слушают релаксирующую музыку (музыку живой природы, классические произведения, детские песенки).

Приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, тонизируют центральную нервную систему ребенка.

Успех коррекционной работы невозможен без взаимодействия учителя – логопеда не только  со специалистами ДОУ  (педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель), но и родителями воспитанников.  Специалисты  понимают  сложность образовательного и воспитательного процесса у  детей с особыми потребностями, а  родители не всегда  объективно видят состояния своего ребенка. Поэтому, важно сформировать правильные представления у семьи об особенностях развития, потребностях ребенка с ОВЗ, познакомить и научить родителей эффективным приѐмам взаимодействия с детьми  и, как результат – это:  развитие ребенка, адаптация в обществе, его успешность и формирование учебных навыков в школе.

Учитель-логопед Темник А.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема оказания логопедической помощи детям раннего возраста

Статистические данные свидетельствуют о серьёзных нарушениях в психоэмоциональном здоровье современных детей.Почему в России с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи?...

Консультация "Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями речи".

Материал для родителей, логопедов, воспитателей....

Логопедическая помощь детям с синдромом двигательной активности и дефицита внимания.

В последние годы многими специалистами отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в обучении и речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как гипервозбудимость...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Существуют следующие разновидности инновационных технологий в логопедии:• арт - терапевтические технологии;• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;• современные те...

Логопедическая помощь детям 5 – 7 лет в условиях логопункта

Отличие логопедической группы от логопункта....

Современные технологии, методы и формы логопедической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. Оказание помощи их семьям.

Дети — это наше будущее. И позаботиться о детях и нашем будущем можем только мы — взрослые люди. Мы способны и обязаны дать детям все, что от нас зависит....