«Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР средствами речедвигательных игр» (обобщение опыта)
статья по логопедии (средняя группа)

Четверикова Светлана Александровна

Учителю-логопеду необходимо научить детей чисто произносить звуки, связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Все эти виды деятельности малоподвижны, то есть дети в этот момент обычно сидят за столом с картинками. Для того, чтобы сделать коррекционно-образовательный процесс более интересным детям необходимо двигаться. Здесь значимое место занимают речедвигательные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта учителя-логопеда28.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР средствами речедвигательных игр»

(обобщение опыта)

Международные общественные организации (ЮНЕСКО, ВОЗ) ведут систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития. Такая проблема, как задержка речевого развития у детей, стала весьма распространенной в последние годы. И родители, и педагоги дошкольных учреждений жалуются на то, что детки поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь примитивна. Поэтому уже сегодня во многих группах детского сада проводят дополнительные занятия с логопедами.

Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.

Учителю-логопеду необходимо научить детей чисто произносить звуки, связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Все эти виды деятельности малоподвижны, то есть дети в этот момент обычно сидят за столом с картинками. Для того, чтобы сделать коррекционно-образовательный процесс более интересным детям необходимо двигаться. Здесь значимое место занимают речедвигательные игры.

Речедвигательные игры – это двигательные упражнения, связанные с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Основная цель речедвигательных игр – преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.

В условиях таких игр появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале. Проводя такие игры, мы поможем детям быстрее автоматизировать звук. Научим играть, а играя, ребёнок не ставит целью научиться правильно произносить, ему важно выиграть, для этого он приложит всё своё старание. Процесс автоматизации станет интересным, занимательным.

К методическим  приёмам  речедвигательной ритмики относятся: показ упражнений, сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения.

Работа строится в три этапа:

Первый этап «Диагностический».

Цель: исследование и анализ особенностей речевых и моторных нарушений.

Второй этап «Коррекционно-развивающий».

Цель: создание условий для эффективной коррекции недостатков устной речи и моторики у детей.

Третий этап «Аналитический»

Цель:  Оценка результативности проведенной работы.

Для обследования произносительной стороны речи мы опирались на традиционные методики, принятые в логопедической практике.  

Модифицированная методика обследования моторных функций детей была разработана автором технологии речедвигательной ритмики — Мухиной Аллой Яковлевной - доцент дефектологического факультета Московского Государственного Гуманитарного Университета им. Шолохова. Автор книги "Речедвигательная ритмика" на основе существующих методик, предложенных такими авторами как Г.В. Чиркина, Г.А. Волкова. Методика предполагала выявление состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики детей, мимической мускулатуры.

Исследование двигательных функций проводилось индивидуально с каждым ребёнком.  Задания выполнялись по словесной инструкции, в случае непонимания – по предварительному показу.  

По итогам диагностики детей средней группы, выяснилось, что у детей данной возрастной категории обучающихся в группе компенсирующего вида первый год страдает не только речь, но и мелкая и общая моторика, Это проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений и операций, как по показу, так и по словесной инструкции. Отсутствие или плохая сформированность навыков самообслуживания.

В ходе второго этапа идет работа с детьми (индивидуальная и групповая). Ребёнку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Используются звукоподражания и оречевление движений - выполняя то или иное игровое движение, ребёнок издаёт определённые звуки, имитирующие изображаемый им образ: гудит, как паровоз; шумит, как ветер; шипит как гусь; свистит, как чайник и т.д.

Детям предлагается небольшое количество материала для запоминания. Педагог чётко формулирует задание и требует его чёткого последовательного выполнения. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не разучивается. Во время занятия дети стоят в кругу вместе с педагогом или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Используется несколько видов  речедвигательных игр и упражнений:

- игровой массаж и самомассаж

Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения, может выполняться с предметами.

- дыхательные упражнения со звукоподражанием;

- пальчиковая гимнастика

Является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью.

- «Рассказывание» стихов с помощью движений

способствует развитию слухового восприятия, согласованности движений и речевых высказываний и интонационной выразительности речи.

- Считалки, чистоговорки.

- Кинезиологические упражнения с речевым материалом

Улучшают дикцию, вырабатывают чувство ритма, чёткое произнесение фраз

Динамические речевые паузы.

- Подвижные игры в сочетании с речевым материалом

Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует развитию умения сочетать действия с речью.

Методические рекомендации:

  • речедвигательные игры может быть частью любого занятия и включаются в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы;
  • игра не должна быть длительной по времени;
  • в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей при двигательной активности;
  • учитель-логопед должен принимать непосредственное участие в игре, вносить коррективы и поправки в речь детей;

На третьем этапе проводится сравнительная характеристика эффективности преодоления общего недоразвития речи при использовании речедвигательных игр на начало и конец экспериментального исследования.

Аналитический этап показал положительную динамику уровня развития  речи и моторики дошкольников.

Результатом работы по данной теме стало повышение речевой активности детей. Прослеживается положительная динамика уровня развития речи дошкольников. Использование различных игр превратили ежедневные занятия в увлекательную игру. У детей появился интерес общаться как на занятиях, так в повседневной жизни. Проявляется речевая активность.

Полученные результаты исследования доказали, что использование речедвигательных игр могут находить широкое применение для специалистов детских дошкольных учреждений.

Речедвигательные игры значительно обогащают коррекционно-педагогический арсенал логопедов и дефектологов; хорошо вписывается в учебную работу современной программы по воспитанию дошкольников; удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.

 Регулярное проведение речевых занятий с использованием речедвигательной ритмики показало, что у детей активно развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений; уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков; повышается речевая активность. У детей нормализуется психическая и двигательная активность, улучшается настроение. Даже малообщительные и замкнутые дети проявляют интерес и желание поучаствовать в игре, начинают подражать и включаются в совместную работу.

На основании опыта использования речедвигатеьных игр можно сделать вывод о том, что дети, особенно с ОВЗ, лучше запоминают то, что заинтересовало их, вызвало яркие эмоциональные переживания. Знания наиболее эффективно усваиваются дошкольниками в том случае, когда дети овладевают ими путем выполнения активных познавательных действий.

Использование различных средств и форм движения в игре раскрывает большие возможности для развития всех компонентов речи. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Таким образом, включение речедвигательных игр в практическую деятельность специалистов с детьми с нарушением речи является важным компонентом в коррекции речевых и двигательных недостатков.

Список литературы:

  1. Барабаш Т.Л. и др. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов, 2018
  2. Коваленко И.А.Вместе весело играть (сборник игр и упражнений по развитию речедвигательной  координации детей дошкольного возраста с нарушением речи), 2018
  3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. М.: ТЦ «Дрофа», 2007.
  4. Мухина А.Я., Михайлова Н.Ю. Речедвигательная ритмика. М.: Редакционно-издательский центр, 2008
  5. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  6. http://psyjournals.ru/psytel2011/issue/44591_full.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение логопедических игр в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами ИКТ»

в данном материале  описана  методика применения логопедических  игр средствами  ИКТ в коррекции  звукопроизношения детей  дошкольного возрастаСодержание1....

"Игра, как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи". Из опыта работы

"Игра, как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи".Из опыта работы...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

Консультация "Речедвигательная гимнастика, как средство коррекции звукопроизношения у детей среднего возраста"

Речедвигательная ритмика - это специфический метод формирования и коррекции произносительной стороны речи, которая включает двигательные упражнения, где учавствует тонкая и общая моторика, органы арти...

Выступление из опыта работы на тему "Формирование и коррекция звукопроизношения у детей с ТНР"

Консультация для учителей-логопедов, воспитателей, а также родителей детей , имеющих проблемы в речевом развитии. В работе представлены игры по автоматизации и дифференциации звуков....

Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР средствами речедвигательных игр

Введение новых форм оздоровления, воспитания и образования детей с отклонениями в речевом развитии дает возможность скоординировать их познавательную, речевую и двигательную активность. Использование ...

Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)

Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...