Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР средствами речедвигательных игр
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Четверикова Светлана Александровна

Введение новых форм оздоровления, воспитания и образования детей с отклонениями в речевом развитии дает возможность скоординировать их познавательную, речевую и двигательную активность. Использование речедвигательных игр в комплексе с другими мероприятиями, по мнению многих специалистов, дает очень хороший результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Оглавление

I.

Вступление

3

1.1

Наименование опыта

3

1.2

Условия возникновения опыта.

3

1.3

Актуальность

3

1.4

Теоретическая база опыта

4

1.5

Новизна

5

1.6

Ведущая педагогическая идея

5

II.

Технология опыта

6

2.1

 Цель

6

2.2

Задачи

6

2.3

Принципы работы

6

2.4

Методы и приемы

6

2.5

Этапы работы

7

2.6

Методические рекомендации по использованию речедвигательных игр на логопедических занятиях

7

2.7

Диагностика речевого и моторного развития детей

8

2.8

Практическая значимость для специалистов

10

2.9

Практическая значимость для детей

11

III.

Заключение

11

Список литературы

13

Приложение 1

Количественная характеристика речевого и моторного развития детей средней группы с ОНР

14

Приложение 2

Перспективный план «Ножки – ладошки» по развитию моторики и речи в средней группе

16

Приложение 3

Картотека речедвигательных игр

18

Приложение 4

Фотоотчет

23


  1. Вступление
  1. Наименование опыта

Обобщение опыта работы по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР средствами речедвигательных игр».

Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по коррекции звукопроизношения может быть достигнуто с помощью речедвигательных игр. Они не только поднимают настроение детям, но и приносят огромную пользу для развития речи, моторики и координации движений, т.к. стимулируют интенсивное формирование моторной сферы (общей и мелкой моторики) и фонетической стороны речи (звукопроизношения).  

  1. Условия возникновения опыта.

Опыт работы по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР средствами речедвигательных игр» формировался на базе МБДОУ «Детский сад № 83» города Бийска, в течение одного года и продолжается по настоящее время.  Были задействованы дети с ОНР средней группы.

  1. Актуальность.

            Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет.

У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и моторном развитии, они часто ослаблены, физически не выносливы, быстро утомляются, многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с нарушением речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них вначале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа. 

Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности, поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать игру. Наиболее эффективным средством развития моторной сферы этих детей являются речедвигательные игры, которые базируются на использовании связи слова и движения. Учитывая научные и научно-практические тенденции в изучении вопроса о развитии движений и речи, в логопедической практике необходимо использовать приемы, определяющие развитие не только речи, но и общей моторики, в частности, логопедические и речедвигательные игры. В связи с этим, моя методическая тема – «Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР средствами речедвигательных игр».

  1. Теоретическая база опыта

Учеными доказано, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности. Но у детей, имеющих речевые нарушения, этот потенциал ниже нормы, так как у них наблюдается общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация движений, недостаточное развитие чувства ритма, нарушения ориентировки в пространстве, замедленность процесса освоения новых движений, недостаточность резерва дыхательной системы. Поэтому введение новых форм оздоровления, воспитания и образования детей с отклонениями в речевом развитии дает возможность скоординировать их познавательную, речевую и двигательную активность. Использование речедвигательных игр в комплексе с другими мероприятиями, по мнению многих специалистов, дает очень хороший результат.

  1. Новизна

Несмотря на многочисленные эффективные методы коррекции, проблема преодоления общего недоразвития речи далека от разрешения. Для каждого дошкольника необходим собственный маршрут, своя успешная индивидуальная траектория развития. Повышению эффективности коррекционных мероприятий в логопедических группах ДОУ способствует интеграция различных видов деятельности, комплексно влияющих на развитие ребенка. Одним из таких комплексных видов деятельности является речедвигательная  игра – это система двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Проводя такие игры, мы поможем детям быстрее автоматизировать звук. Научим играть, а ведь играя, ребёнок не ставит целью научиться правильно произносить, ему важно выиграть, для этого он приложит всё своё старание. Процесс автоматизации станет интересным, занимательным.

  1. Ведущая педагогическая идея. 

           Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для повышения эффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста через речедвигательные игры.

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

- Занятия физической культурой не решают коррекционных задач по развитию моторики детей с нарушением речи. Основная цель речедвигательных игр – преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.

- Теоретические основы психологического развития дошкольников. Общеизвестно, что речь и движение тесно связаны, дополняют друг друга, поэтому включение двигательных упражнений в практическую деятельность учителя-логопеда является важным компонентом в коррекции речевых и двигательных недостатков у детей.

- Изучение методической литературы и опыта коллег.

  1. Технология опыта

2.1. Цель:

Создание условий способствующих коррекции звукопроизношения дошкольников с ОНР   через речедвигательные игры.

2.2. Задачи:

- Выявить особенности формирования и развития речи дошкольников средствами речедвигательных игр;

- Подобрать игры, наиболее эффективно влияющие на развитие речи и моторики детей и внедрить их в коррекционно-образовательный процесс.

- Создать картотеку речедвигательных игр в соответствии с возрастом и потребностями детей средней группы.

- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении детей со сверстниками и взрослыми. 

- Провести сравнительную характеристику эффективности преодоления общего недоразвития речи при использовании технологии речедвигательной ритмики на начало и конец экспериментального исследования.

2.3. Принципы работы

Организация  речедвигательных игр  строилась с учетом принципов:  

-  принцип  от  простого  к  сложному;

- принцип  развития  ребенка  в  деятельности,  в  результате  чего обогащается его практический опыт;

- принцип  личностно-ориентированного  подхода  в  развитии моторики и речи,  позволяющий  учитывать  уровни  развития каждого ребенка;

- принцип  систематичности  и  последовательности,  позволяющий определить и продумать содержание каждой темы, выделить взаимосвязь.

2.4.  Методы и приемы

Эффективность развития речи ребенка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.

К методическим  приёмам  речедвигательных игр относятся: показ упражнений, сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения.

2.5. Этапы работы

Первый этап «Диагностический».

Цель: исследование и анализ особенностей речевых и моторных нарушений.

Методы исследования:

1. Аналитическая работа с литературой

2. Мониторинг речевых и моторных функций у детей с общим недоразвитием речи.

3. Подбор материала для работы с детьми.

Второй этап «Коррекционно-развивающий».

Цель: создание условий для эффективной коррекции недостатков устной речи и моторики у детей.

Методы исследования:

  1. Работа с детьми (индивидуальная и групповая).
  2. Взаимодействие логопеда с воспитателями и родителями по вопросам развития моторики, речи и укрепления общего психического развития и здоровья.

Третий этап «Аналитический»

Цель:  Оценка результативности проведенной работы.

Методы исследования:

1. Сравнительная характеристика эффективности преодоления общего недоразвития речи при использовании подвижных игр с речевым сопровождением на начало и конец экспериментального исследования.

2.6. Методические рекомендации по использованию речедвигательных игр на логопедических занятиях

- Речедвигательная игра может быть частью любого занятия и включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы;

- в начале занятия не рекомендуется использовать игры высокой подвижности, так как они очень эмоциональны, дети с трудом могут переключиться на другой вид деятельности; лучше использовать игры малой и средней подвижности, направленные на концентрацию внимания;

- в конце занятия концентрация внимания детей ослабевает, поэтому не подходят игры с выполнением точных движений;

- игра не должна быть длительной по времени;

- игра проводится в таком темпе, чтобы дети имели возможность контролировать звукопроизношение, исправлять ошибки;

- следует развивать у детей навыки контроля  чужой и своей собственной речи;

 - игра должна быть живой, интересной (элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление);

- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей при двигательной активности;

- учитель-логопед должен принимать непосредственное участие в игре, вносить коррективы и поправки в речь детей;

- в ходе игры должны учитываться психологические особенности детей, что способствует воспитанию у них положительного отношения к логопедическим занятиям.

  1. Диагностика речевого и моторного развития детей

Для обследования произносительной стороны речи опирались на традиционные методики, принятые в логопедической практике.  Результаты обследования заносились в таблицы.

Модифицированная методика обследования моторных функций детей была разработана на основе существующих методик, предложенных такими авторами как Г.В. Чиркина, Г.А. Волкова, М.Ф. Фомичёва. Методика предполагала выявление состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики детей, мимической мускулатуры.

Исследование двигательных функций проводилось индивидуально с каждым ребёнком.  Задания выполнялись по словесной инструкции, в случае непонимания – по предварительному показу исследователя.  Полученные диагностические данные заносились в таблицы.

Таблица 1.1

Анализ результатов первичной диагностики

Общая

моторика

Мелкая моторика

Речевая моторика

Итого

мимическая  мускулатура

артик. моторика

Высокий

0%

0%

0%

0%

0%

Средний

40%

43%

24%

33%

35%

Низкий

59%

48%

86%

67%

65%

По итогам диагностики детей средней группы № 8 МБДОУ «Детский сад №83» г. Бийска выяснилось, что у детей данной возрастной категории обучающихся в группе компенсирующего вида первый год страдает не только речь, но и мелкая и общая моторика, движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, координации и т.д.

Таблица 1.2

               Анализ результатов контрольный   диагностики

Общая

моторика

Мелкая моторика

Речевая моторика

Итого

мимическая  мускулатура

артик. моторика

Высокий

29%

18%

31%

22%

25%

Средний

61%

54%

63%

42%

55%

Низкий

10%

28%

6%

36%

30%

Контрольный   этап показал положительную динамику уровня развития  речи и моторики дошкольников.

Результатом целенаправленной работы по данной теме стало повышение речевой активности детей. Прослеживается положительная динамика уровня развития речи дошкольников. Использование различных игр превратили ежедневные занятия в увлекательную игру. У детей появился интерес общаться как на занятиях, так в повседневной жизни. Проявляется речевая активность.

Показатели уровня развития речи и моторики на первичном и  контрольном этапе работы.

Данные, позволили сделать заключение о том, что приемы, организованные по развитию произносительной стороны речи и координационных способностей в процессе игровых упражнений оказались динамичными и эффективными. Полученные результаты исследования доказали, что использование речедвигательных игр могут находить широкое применение для специалистов детских дошкольных учреждений.

  1. Практическая значимость для специалистов:

- технология речедвигательной ритмики значительно обогащает коррекционно-педагогический арсенал логопедов и дефектологов;

- речедвигательная ритмика хорошо вписывается в учебную работу современной программы по воспитанию дошкольников;

- речедвигательные игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.

  1. Практическая значимость для детей

- Регулярное проведение речевых занятий с использованием речедвигательной ритмики показало, что у детей активно развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений; уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков; повышается речевая активность.

- У детей нормализуется психическая и двигательная активность, улучшается настроение. Даже малообщительные и замкнутые дети проявляют интерес и желание поучаствовать в игре, начинают подражать и включаются в совместную работу.

  1. Заключение

На основании опыта использования речедвигательных игр как средства развития речи детей, следует вывод о том, что дети, особенно с ОВЗ, лучше запоминают то, что заинтересовало их, вызвало яркие эмоциональные переживания. Знания наиболее эффективно усваиваются дошкольниками в том случае, когда дети овладевают ими путем выполнения активных познавательных действий, так как дети с ОНР не воспринимают в полном объеме пространственные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции.

Использование различных средств и форм движения в игре раскрывает большие возможности для развития всех компонентов речи. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Таким образом, включение речедвигательных игр в практическую деятельность специалистов с детьми с нарушением речи является важным компонентом в коррекции речевых и двигательных недостатков.

Список литературы:

  1. Барабаш Т.Л. и др. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов, 2018
  2. Коваленко И.А.Вместе весело играть (сборник игр и упражнений по развитию речедвигательной  координации детей дошкольного возраста с нарушением речи), 2018
  3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. М.: ТЦ «Дрофа», 2007.
  4. Мухина А.Я., Михайлова Н.Ю. Речедвигательная ритмика. М.: Редакционно-издательский центр, 2008
  5. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  6. http://psyjournals.ru/psytel2011/issue/44591_full.shtml



Приложение 1

Количественная характеристика речевого и моторного развития детей средней группы с ОНР

 п/п      

Фамилия имя ребёнка

Общая

моторика

Мелкая моторика

Речевая моторика

Уровень

мимическая  мускулатура

артик. моторика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Диагностика речевого и моторного развития детей

Обследование уровня моторного развития  детей 

(инструкция к проведению) 

Состояние общей моторики. 

- Прыжки на двух ногах.

-Прыжки на одной ноге (правой, затем левой).

- Пролезть через обруч, прыгнуть в обруч и выпрыгнуть из него.

Состояние мелкой моторики.  

- «Здороваются» пальцы правой и левой рук.

- «Здороваются пальцы» только правой, только левой руки.

- Складывание мозаики.

- Застегивание пуговиц.

Состояние речевой моторики. 

Состояние артикуляционной моторики. 

  • ГУБЫ: улыбка – трубочка (под счет до трех).
  •  ЯЗЫК: широкий – узкий (под счет до трех), кончик языка поднять – опустить, «маятник», цоканье.

Сочетание движения и речи.

- Отхлопать слово по слогам.

- Шагать и одновременно произносить слоги и слова.

- Произносить слоги и слова одновременно хлопать и шагать.

Приложение 2

Перспективный план «Ножки – ладошки» по развитию моторики и речи в средней группе

Дата

Название игры

Задачи

Сентябрь

1

1.

«С кочки на кочку»

Развитие общей моторики. Совершенствовать навыки прыжков на одной или двух ногах.

22.

«Чудак»

Развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.

3.

«Пол это лава»

Развитие общей моторики. Совершенствовать навыки прыжков на одной или двух ногах.

44.

«Мыльные пузыри»

Развитие динамического диапазона, зрительного внимания.

Октябрь

1.

«Слоник»

Развитие общей моторики. Сочетание движений правой стороны тела (рука, нога), затем левой с произнесением слогов.

2.

«Лес»

Развитие слуходвигательной и тактильной памяти, артикуляционной моторики.

3.

«Яйца динозавров»

Развитие моторики рук. Учить перекладывать мячики из одной руки в другую, сочетая с речевым сопровождением.

4.

«Будь внимателен»

Упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу.

Ноябрь

1.

«Пианино»

Совершенствование навыка одновременно нажимать рукой на клавишу и произносить звук, слог или слово.

2.

«Ветер, ветер...»

Развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.

3.

«Ступеньки»

Совершенствование навыка одновременно шагать и произносить звук или слог.

4.

«Веселые зверята»

Развитие координации движения.  Сочетание действий и стихотворного текста.

Декабрь

1.

«Говорящие руки»

Автоматизация звука. Учить слитно и плавно произносить слог из двух звуков, сочетая с движением рук.

2.

«Гудок»

Развитие слухового и зрительного внимания, силы и длительности речевого выдоха.

3.

Раз – шажок, два – шажок.

Автоматизация звука.  Совершенствование навыка одновременно

 шагать и произносить слог.

4.

«Говорливый ручеек»

Развитие артикуляционной моторики.

Январь

1.

«Поехали»

Совершенствование дыхательной функции, развитие чувства ритма, автоматизация звука.

2.

"Ежик"

Автоматизация звука. Сочетание самомассажа и произнесения текста.

3.

«Зайчики»

Упражнять в определении количества слогов в словах. Сочетание прыжков и произнесение слогов.

4.

«Мошка»

Рассказывание стихотворения, сочетая его с самомассажем кистей и пальчиков

Февраль

1.

«Поиск клада»

Автоматизация звука. Сочетание шагов и произнесение слов.

2.

«По извилистой дорожке»

Развитие координации движения.  Сочетание действий и стихотворного текста.

3.

"Живая стрелка"

Закрепить умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику, упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу.

4.

«Так-так»

Ходьба с произнесением слов

Март

1.

"Кто кем был?"

Закрепить умение употреблять падежные окончания.

2.

«Мушка Жужа»

Автоматизация звука. Сочетание действий и стихотворного текста.

3.

"Змея"

Автоматизация звука. Развитие координации движений.

4.

«Веснянка»

Автоматизация звука. Сочетание действий и стихотворного текста.

Апрель

1

"Жуки"

Автоматизация звука. Сочетание движений рук и ног.

2

«Шла собака через мост»

Автоматизация звука. Сочетание действий и стихотворного текста.

3

"Птички и кот»

Автоматизация звука. Развитие ловкости и координации движений.

4

«Мишка и шарик»

Автоматизация звука. Сочетание действий и стихотворного текста.

Май

1

«Передай другому»

Расширение и активизация словаря по лексической теме. Совершенствование общей моторики.

2

«Солнечные зайчики»

Развитие слухового внимания, координации движения

3

«Запоминалка»

Автоматизация звука. Сочетание действий и стихотворного текста.

4

«Ножки – ладошки»

Развитие координации движения. Закрепление понятий «правый» - «левый».

 Приложение 3

Картотека подвижных игр

  1. «С кочки на кочку»

На поверхности ковра-болота на расстоянии 20-30 см друг от друга кочки-кружки. Дети становятся на одном берегу болота. Их задача, перепрыгивая с кочки на кочку, перебраться на другой берег болота. Прыгать можно на одной или на двух ногах.

  1. «Чудак»

Педагог читает стихотворение:

Там, на холмах, сидит чудак,

Сидит и дует так и сяк.

Он дует вверх,

Он дует вбок,

Он дует вдоль и поперек.

Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.

  1. «Пол это лава»

На поверхности ковра – лавы в хаотичном порядке расположены островки. Нужно перебраться через ковер-лаву по островкам и не наступить на лаву, прыгая на одной или двух ногах.

  1. «Мыльные пузыри»

Педагог выдувает мыльные пузыри. Детям предлагается выбрать взглядом какой-нибудь пузырь и сопровождать его звуком определенной высоты. Как только пузырь исчезает, звук прекращается.

  1.  «Мошка»

Рассказывание стихотворения, сочетая его с самомассажем кистей и пальчиков:

Вот кулак, а вот ладошка,

(Сжимаем, разжимаем кулачок 3-4 раза, чередуя правую и левую руку.)

На ладошку села мошка.

(Растираем круговыми движениями середину ладошки.)

И пошла, пошла, пошла,

(Растираем фаланги пальчиков, начиная с большого пальца.)

До мизинчика дошла.

  1. «Слоник».

Дети изображают слоника. Встать на четвереньки. Делая одновременные шаги правой стороной, затем левой одновременно произнося слог «Ту».

  1. «Лес»

Педагог сообщает детям: «Мы пришли в лес. Прислушайтесь, лес с нами разговаривает:

«У-у-у» — встревожился лес,

«О-о-о» — удивился лес,

«А-а-а» — обрадовался лес (гости пришли).

  1.  «Яйца динозавров»

Дети стоят в кругу, близко друг к другу. Передают яйцо (массажный мячик) по кругу. Как только у детей будет получаться передавать мячик, не роняя его – добавляем еще один мячик и т.д. В конце игры мячиков должно быть столько же сколько детей.

  1. «Будь внимателен»

Дети идут по кругу под музыку. Внезапно музыка обрывается, и дети должны произнести звук и.

  1. «Пианино»

Нажимать рукой на клавишу и произносить звук, слог или слово.

  1. «Ветер, ветер...»

Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.

У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф.

У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х.

У Осени — прохладный — с-с-с.

У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в.

Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.

  1. Ступеньки.

Перед ребёнком «ступеньки» (прямоугольники из линолеума), ребёнок, наступая на ступеньки, называет заданный звук или слог. Если ребенок допустил ошибку – начинаем сначала.

  1. «Веселые зверята»

Зайка скачет по кусточкам,

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ежик.

(Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней. Прыгают, согнув руки перед грудью. Идут вперевалку. Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки).

  1. Говорящие руки.

Предположим, что речь идёт об автоматизации звука Ш. Логопед даёт инструкцию «Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить «Ш», а правую «А». Давай попробуем!» Педагог берёт своей рукой левую руку ребёнка и показывает, как совместить произношение «Ш» с лёгким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить «А». Поочерёдно, слегка ударяя руками по столу, ребёнок в медленном темпе произносит: Ш – А, Ш – А. Постепенно пауза между звуками сокращается и ребёнок переходит к слитному проговариванию.

  1. «Гудок»

Педагог сообщает детям: «Сегодня мы отправимся в путешествие. На чем же мы поедем?»

Звучит театральный шум «поезда». Дети определяют, на чем они поедут, считают, сколько паровозиков их повезут и подражают гудку паровоза. Сила звука регулируется дирижерским жестом: «у — у!»

  1. Раз – шажок, два – шажок.

Ребёнок стоит, руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов.

  1. «Говорливый ручеек»

Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «по камешкам — динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке — ш-ш-ш-ш».

  1. Добавляй слог.

Дети стоят перед педагогом, логопед бросая мяч, называет начало слова, а дети заканчивают нужным слогом: ли – СА, колба – СА, ко – СЫ, но – СЫ.

  1. «Поехали»

У детей рули (мячики или колечки). Дети медленно вращают руль, приговаривая:

За-ве-ли ма-ши-ну,

Ш-ш-ш-ш-ш-ш!

На-ка-ча-ли ши-ну,

Ш-ш-ш-ш-ш-ш!

Дети начинают движение по кругу, постепенно увеличивая темп, издавая звук ш. Темп движения задается музыкой.

  1. "Ежик"

Жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа. (слегка касаясь пальцами, провести по лбу)
Жу-жу-жу – подошли мы к ежу. 
(слегка касаясь пальцами, провести по щекам)
Ужа-ужа-ужа – впереди большая лужа. 
(приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырёк и растереть лоб движениями в стороны - вместе)
Жок-жок-жок – надень, ёжик, сапожок. 
(кулачками массировать крылья носа)

  1. «Зайчики»

Логопед встает лицом к детям и показывает картинку. Дети прыгают по кочкам проговаривая это слово по слогам. Нужно пропрыгать столько кочек, сколько слогов в слове. За правильный ответ зайка получает приз- морковку. Побеждает тот у кого больше морковок.

  1. «Поиск клада»

Выложена дорожка из кругов или прямоугольников рядом с которыми лежит картинка с «трудным» звуком. Ребенок наступает на фигуру и называет картинку. На следующую фигуру можно наступить только когда правильно произнесешь слово – правильно проговорив все звуки. В конце пути ждет клад (конфета, фишка или наклейка).

  1. «По извилистой дорожке»

По извилистой дорожке

К речке синей мы пошли.

Постарайтесь так пройти,

Чтоб с дорожки не сойти.

Как лисички мы пойдем,

Аккуратненько пройдем.

(Идут друг за другом, ступая по следам,  на дорожке. Ходят на носках, имитируя лису).

  1. "Живая стрелка"

В центре круга находится дошкольник, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Наша стрелка оживилась,
Быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись,
А теперь остановись!
"Стрелка" останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет первый звук и дает ему характеристику. Если ребенок выполнил все правильно – становится новой стрелкой, если нет – стрелка остается прежней.

  1. «Так-так»

Так-так, так-так,                          шаг на месте на каждое слово

Ходят ноженьки вот так.

Шаг налево,                                     приставной шаг влево

Шаг направо,                                   приставной шаг вправо

Шаг вперед,                                     приставной шаг вперед

И шаг назад.                                    приставной шаг назад

  1. "Кто кем был?"
    Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.
     Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное. Ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект (цыпленок — яйцом, лошадь — жеребенком, дуб — желудем, рыба — икринкой.
  2. «Мушка Жужа»

Зелёная мушка. Мохнатое брюшко.

Летает.Ж-ж-ж-ж-ж. (Дети изображают летающих мушек.)

Села на листок. Подняла хоботок.

Отдыхает. (Садимся на коврик, голова поднята вверх, глаза закрыты, фиксируем позу 30 секунд.)

Кушать захотела. Опять полетела. (Дети изображают летающих мушек.)

Увидела сырок. Села, поела.(Садимся на коврик, голова опущена вниз, фиксируем позу 30 секунд.)

И опять полетела. Ж-ж-ж-ж-ж.(Дети изображают летающих мушек.)

  1. "Змея"

Дети под тихую музыку ходят по кабинету, обходя кочки. Водящий (в первый раз – логопед) – "змея" ходит и произносит:
- Я, змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу. Маша, будь моим хвостом.
 Ребенок встает за спиной водящего, берет его за его талию.
Затем идут уже вдвоем, хором повторяя слова игрового текста. Игра продолжается, пока не будут охвачены действием все дети.

  1. «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко,

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей.

А сугробы тают, тают, а цветочки подрастают.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки. Бегут по кругу друг за другом на носочках. Взмахивают руками, как крыльями. Медленно приседают. Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки).

  1. "Жуки"
    Дети – "жуки" "летают" по залу и жужжат: "Ж-Ж-ЖЖЖ".
    Останавливаются, приседают:
    - Жу - жу, жу – жу – я на ветке сижу.
    Я на ветке сижу, букву "Ж" все твержу. И поползли по ветке. Ногами наступаем на следы, руками на ладошки.
  2.  «Шла собака через мост»

Педагог вместе с детьми рассказывает стихотворение, выполняя определённые движения:

Шла собака по тропинке,

И несла она в корзинке:

(Шагаем пальчиками по коленям.)

Раз – сосиску,

Два – редиску,

Три – лягушку,

А четвёртую – подушку.

(Показываем четыре пальца, большой прижимаем к ладони.)

Пять куда – то подевалось.

(Четыре пальца собраны в кулак, большой палец поднят вверх.)

Видно где – то затерялось.

(Руки подняты на уровне груди, ладони направлены вверх. Делаем переворот, ладони направлены вниз.)

  1. "Птички и кот"

Выбирается "кот", который отходит в уголок. Дети встают в домики – круги или обручи. В углу хитрый кот сидит, притворился будто спит. Дети "выбегают" из домиков и бегают по свободному пространству.
Пока кот спит, птички летают и поют звук (по состоянию речи детей на данный момент – ш, ж, с, з и т.д.).
По сигналу: "Кот проснулся!" - летят в свой домик, кот ловит детей, которые не успели найти "свой домик". Кот просыпается и, например, рычит или шипит.

  1.  «Мишка и шарик»

Педагог рассказывает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения:

Мишка по лесу,

(Руки на поясе, шагаем на месте.)

В лапке шарик он несёт.

(Руки на уровне груди, через стороны поднимаем вверх и округло соединяем над головой. Сопровождаем движения рук звуком ш-ш-ш, от тихого до громкого.)

Шарик в небо улетел,

(Качаем руками над головой.)

Мишка грозно заревел.

(Произносим звук р-р-р, громко и сердито.)

  1.  «Передай другому»

Дети стоят в кругу, соприкасаясь ладонями. Начинает логопед. Хлопает правой рукой по правой ладошке ребенка справа и называет слово в соответствии с лексической темой, например, тема  «Насекомые» - стрекоза, далее этот ребенок хлопает по ладошке ребенка справа и называет свое слово, например, бабочка и так до тех пор, пока все дети не назовут слово. Можно усложнить игру: каждый последующий игрок называет не только свое слово, но и все предыдущие. Тогда нужно поставить более слабых детей в начале круга.

  1. «Солнечные зайчики»

Солнечные зайчики –

Прыг, прыг, скок,

Прыгают, как мячики, -

Прыг, прыг, скок…

(На громкую музыку дети прыгают на обеих ногах высоко, на тихую – легко, невысокими прыжками).

  1.  «Запоминалка»

Педагог предлагает детям выучить стихотворение, сопровождая его движениями:

Чай попили черепашки,

(Сжимаем и разжимаем кисти.)

За собой помыли чашки.

(Гладим одну ладошку другой.)

После ужина чистюли

Чистят чайник и кастрюли.

(Трём ладошки между собой.)

  1.  «Ножки – ладошки»

Пройти по дорожке и не ошибиться. На круги наступаем двум я ногами, на правые следы  и ладошки – правыми ногами и руками, на левые – левыми. Для усложнения игры можно поменять местами правые и левые ладошки. Ножки менять не стоит, чтобы никто не упал.

  1. «Зайчишки на зарядке»

Педагог вместе с детьми выполняет определённые движения и рассказывает стихотворение:

В белой маленькой избушке

(Руки подняты высоко над головой «домиком».)

На краю лесной опушки

(Руки на уровне груди, разводим в стороны.)

Жили зайки - попрыгушки.

Зайки делали зарядку,

(Руки высоко над головой. Делаем наклоны вправо, влево, вперёд, обратно, 2-3 раза.)

Мыли ушки, шейку, лапки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение логопедических игр в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами ИКТ»

в данном материале  описана  методика применения логопедических  игр средствами  ИКТ в коррекции  звукопроизношения детей  дошкольного возрастаСодержание1....

Дыхательная гимнастика, как средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

В данном материале представлена регулировка речевого дыхания, упражнения на отработку фонационного дыхания, упражнение на дыхание с участием голоса...

"Игра, как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи". Из опыта работы

"Игра, как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи".Из опыта работы...

МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

Данный мастер-класс поможет родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях....

Консультация "Речедвигательная гимнастика, как средство коррекции звукопроизношения у детей среднего возраста"

Речедвигательная ритмика - это специфический метод формирования и коррекции произносительной стороны речи, которая включает двигательные упражнения, где учавствует тонкая и общая моторика, органы арти...

«Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР средствами речедвигательных игр» (обобщение опыта)

Учителю-логопеду необходимо научить детей чисто произносить звуки, связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Все эти вид...