Методические рекомендации
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Сытина Ольга Ивановна

Методические рекомендации для родителей и вспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:


Методические рекомендации «Речевое развитие детей 3–4 лет». Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя.

Введение

Наиболее тесно учитель - логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. Однако, эффективное проведение интегрированных занятий происходит, если каждый из педагогов поставит перед собой свои задачи:

Работа воспитателя в рамках интеграции может заключаться в следующем:

• Обогащение знаний и представлений об окружающем мире;

• Формирование и развитие словарного запаса;

• Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи;

• Формирование познавательного интереса, любознательности;

• Развитие связной речи;

• Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти;

• Формирование учебных знаний, умений и навыков.

Работа учителя - логопеда в рамках интеграции решает следующие задачи:

• Оптимизация деятельности воспитателей по профилактике речевых нарушений.

• Развитие всех компонентов речи с учетом программного материала воспитателей.

• развитие связной речи на материале занятий;

Самым удобным для интеграции являются занятия по развитию речи, т. к. здесь задачи учителя - логопеда и воспитателя перекликаются наиболее полно.

Нормы речевого развития детей младшего возраста (3 - 4 лет)

Речевое развитие 3-4 летних детей в пределах нормы, предполагает понимание родителями своего ребенка, при этом посторонние люди могут не разобрать его речь. По мнению детских специалистов, ребенок в этом возрасте молчит только, когда спит. Всё остальное время суток он говорит без умолку.

Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?»«зачем?»«как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.

Звукопроизношение:

Ребенок 3-4 года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц] : «каса» - каша, «нозык»  - ножик, «клюц»  - ключ. Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже[й]  «лябота» -работа, «лека» - река, «лямпа» -лампа, «каяндас» - карандаш, «устай» - устал.

Слоговая структура слова:

В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т. д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.

Словарный запас:

К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш, наречия (холодно, вкусно, появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый, то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Грамматический строй речи:

Еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!»«Этот собачонок сидел под стулом»«Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «хОлодная вода»«бОлит рука».

Фразовая речь:

Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

Рекомендации воспитателям по развитию речи детей младшего возраста

Развивающая речевая среда:

Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).

Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу ( Скажите: «Проходите, пожалуйста»; Предложите: «Хотите посмотреть.»; Спросите: «Понравились ли наши рисунки?»).

В самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине»«Предложи Саше сделать ворота пошире»; Скажи: «Стыдно драться! Ты уже большой»).

Предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты (игрушки, автомашины, одежда, посуда и т. п., наборы предметов (камешки, ракушки, желуди, катушки с нитками разного цвета, лоскутки тканей) в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения.

Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях и житейских ситуациях, понятных младшим дошкольникам (о рассердившейся тарелке, об обидевшейся туфельке, о печальных мокрых рукавах рубашки и т. п.); о проказах животных (кошки, собаки, вороны); об интересной прогулке.

Формирование словаря:

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Учить различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы, качества (цвет и его оттенки, форма, размер, особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая, некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму, местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).

Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка).

Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи:

Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у и, о, э) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: п — б — т — д — к—г; ф — в; т — с — з — ц.

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Грамматический строй речи:

Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята)] форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

Связная речь:

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами, строительством; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми (что и где видел; что за аппликация на костюме; кто купил книжку, обновку). Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо»«здравствуйте»«до свидания»«спокойной ночи» (в семье, группе, упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости. Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Побуждать участвовать в драматизации хорошо знакомых сказок.

К концу года дети могут

По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.

С интересом рассматривать сюжетные картинки.

Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, драматизировать отрывки из знакомых сказок.

Картотека игр по развитию речи

Формирование активного словаря:

1) Игра в слова: (фрукты, овощи, деревья, мебель и т. д.)

2) «Признак» : (железо - железный; бумага - …; стекло -)

3) Подбор антонимов (мокрый – сухой; ходить -)

4) Подбор синонимов (дом – терем – дворец; большой -)

5) Подбор прилагательных (собака (какая) большая, лохматая, веселая)

«Что бывает?» (зеленый – помидор, ель, трава, дом; тихий - …; добрый -)

«Узнавание» (зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – береза)

6)«Кто что делает?» (обогащение лексического запаса детей словами-действиями) - (учитель … (учит); кузнец -)

7) «Сравни»

по вкусу – лимон и мед

по цвету – грушу и сливу

по высоте – куст и дерево

8) «Угадайка» (загадки). Как догадались, о чем идет речь?

9) «Уменьшение» (трава - травка; стул - …; тигр-)

10) Объясни значение, поменяв одну букву (бочка – точка)

11) Наблюдение над многозначностью слов (коса; ключ; кисть)

Формирование грамматических навыков правильной речи:

предупреждение использования ошибочных словосочетаний в речи;

правильное употребление слов в предложении, согласовывая в роде, числе и падеже;

осознанное построение предложений.

Приемы работы:

1) Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках:

Лучше нас лесных … (ежей) нет на свете … (сторожей)

Тишина царит в дремучем …

2) «Найди ошибку» :

Зимой в саду расцвели яблони.

В полу лежит красивый ковер.

3) Составление предложений по разным моделям:

Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко)

4) Распространение предложения

Ярко светит солнце.

На небе ярко светит солнце.

На небе ярко светит весеннее солнце.

На небе ярко светит и играет весеннее солнце.

5) Изменение порядка слов.

На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.

6) Восстановление деформированного предложения

лесу, роет, в, лиса, нору

7) Составление предложения по аналогии:

Песок сыплют, а воду…

8) Составление ответа на вопрос:

Кто летает? Кто пишет стихи?

9) Добавление придаточных предложений:

Мы завтра пойдем в лес, если…

10) «Объясни» :

Собака идет на кухню. Она выпивает молоко у кошки. Кошка недовольна. (Почему недовольна кошка)

11) Согласование существительных и местоимений:

«Чья вещь?» (мой карандаш, моя книга)

Согласование глаголов и существительных:

Река … (шумела)

Море … (шумело)

Листья (шумели)

Лес… (шумел)

Игровые упражнения по развитию речи детей младшего возраста

Игровое упражнение «Кто? Что?»

Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?»

Например: сказка «Репка»«Теремок», и т. д.

Кто: дедушка, бабушка….

Что: репка, теремок….

Игровое упражнение «Кто больше?»

Назовет слов на звук (букву) М

Подберет слов на заданную тему, например «Мебель»

Игровое упражнение «Отгадки-загадки»

Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)

Лохматый, косолапый….

Голодный, серый, злой….

Яркое, теплое…

Серый, маленький, колючий…

Игровое упражнение «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т. д.

Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-

Рыба, листья, самолет, бабочка и т. д.

Игровое упражнение «Путаница»

Из каких слов образовались:

ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни

РЕДИСВЕКЛА – редиска и свеклаЧЕСЛУК – чеснок и лук

РЕПУСТА – репа и капуста

Игровое упражнение «Слова-неприятели»

Упражнять в подборе слов-антонимов.

День – ночь

Утро -…

Зима — …

Друг — …

Добро — …

Войти -…

Ложиться -…

Говорить — …

Смеяться — …

Слон большой, а комар…

Камень тяжелый, а пушинка… и т. д.

Игровое упражнение «Слова – приятели»

Упражнять в подборе слов – синонимов

Здание – дом

Конь -…

Приятель -…

Идти -…

Глядеть -…

Смелый -…

Крошечный -…

Игровое упражнение «На что похоже?»

Предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

Например: кнопка

1)для прикрепления бумаги к доске;

2)можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

3)сдать в металлолом;

4)провести маленький круг

5) положить на стол и т. д.

Гвоздь — …, ботинок -, шнурок —

Игровое упражнение «Найти лишний предмет»

Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы

Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.

Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)

Гвоздь – молоток, шуруп -…

Дом – крыша, книга — …

Птица – яйцо, растение — …

Хорошо – лучше, медленно — …

Школа – обучение, больница -…

Человек – ребенок, собака — …

Пальто – пуговица, ботинок — …

Игровое упражнение «Новые слова»

У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая;

У мальчика длинные ноги — длинноногий

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Миша пошел гулять (когда…

Мише стало грустно (отчего…

Миша обрадовался (когда…

Игра «Кто больше запомнит, что из чего сделано?

Дети по памяти называют металлические, бумажные, пластмассовые предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.



Предварительный просмотр:

Советы логопеда для  родителей.

Хорошая речь – одно из главных условий успешного обучения в школе.

С каждым годом в начальных классах увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии. Недостаточное речевое развитие является одной из причин школьных проблем. Известно, что длительная неуспеваемость способствует угасанию интереса к учебной деятельности. Поэтому для преодоления трудностей, обучающимся должна оказываться комплексная психолого-педагогическая и логопедическая помощь.

С какими же речевыми проблемами мы сталкиваемся: дефекты звукопроизношения, скудность словарного запаса, неумение грамматически правильно согласовывать слова в предложении и многое др. Подобные проявления в дошкольный период обычно не настораживают родителей. Однако в школе к языку ставят высокие требования, и ребенок с недостаточным речевым развитием попадает в сложное положение. У него возникают трудности в процессе овладения навыками чтения и письма, появляются стойкие специфические ошибки (пропуски или замена букв и слогов, недописывание, либо недочитывание слов, перестановка частей слова и др.) Если в самом начале обучения не помочь ребенку преодолеть эти трудности, со временем они усиливаются и, чтобы их решить, необходимо затрачивать много времени и усилий логопедов, родителей и учителей.

При обследовании учащихся в школах ежегодно оказывается очень много детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи, поэтому охватить специализированной логопедической помощью всех детей невозможно. Кроме того, в большинстве случаев правильно направленная работа учителя начальных классов позволяет на самых первых стадиях обучения исправить эти недостатки. Поэтому, чтобы избежать и не допустить серьезных недоработок в процессе развития чтения, письма и речи учащихся, учителю начальных классов надо знать методы и приёмы работы над устранением у учащихся различных недостатков в речи.

Мы, логопеды, рекомендуем на уроках при изучении букв проводить c детьми логопедические минутки. Применение учителями начальных классов логопедических мероприятий в своей работе дает двойную пользу: не только устраняет недостатки произношения и речи у учащихся, но и способствует совершенствованию методики обучения, правильному формированию речи и мышления учащихся. Кроме того, положительно влияет на настроение детей с определенными речевыми нарушениями, лишает их неуверенности в себе, разочарования, а также значительно поднимает авторитет учителя перед детьми и их родителями. Работа над устранением таких недостатков должна проводиться не стихийно, а планово, постепенно и последовательно.

Начинать такую работу следует с первых дней обучения. К примеру, на уроке ознакомления со звуком и буквой «С» можно и нужно провести логопедическую минутку. Показать детям правильную артикуляцию звука «С» : губы растянуты, зубы приближенны на расстоянии около 1 мм, кончик языка прижимается к нижних резцов, спинка языка выгнута и посередине ее образуется желобок, по которому выдыхается струю воздуха. То есть: улыбка как у клоуна, язык упирается в нижние зубы, будто кошка на солнышке прогибается и выдуваем воздух. Детям нужно предложить подуть на руку и они должны почувствовать холодный воздух. Чаще всего встречаются недостатки звукопроизношения шипящих звуков («Ш»«Ж») Для правильного произношения звуков «Ш» и «Ж» необходимо следить за правильным положением органов артикуляции.

А) губы округлены и слегка выдвинуты вперед.

Б) зубы сближены.

В) широкий кончик языка поднят к переднему краю неба, но не прижат.

Г) теплая струя воздуха.

То есть: губы вытянуть вперед, язык поднять вверх и сделать чашечку.

Для закрепления звука «Ш» можно использовать такую игру: «Лопнул шарик». Дети поднимают руки и делают круг, будто надувают шарик. По сигналу учителя «шарик лопнул» - дети опускают руки и произносят звук «Ш».

Для звука «Ж» используем игру «Жуки». Дети изображают жуков. Жуки сидят в своих домиках (за партами) и говорят:

Я жук, я жук,

Я здесь живу.

Жужжу, жужжу.

По сигналу учителя – «Жуки полетели» - дети встают, машут руками, будто летают и жужжат: «жжжж». По сигналу – «Дождь» - садятся на места.

Также и с другими звуками проводится артикуляционная гимнастика.

Эффективными методами исправления произношения на уроках является изучение скороговорок и чистоговорок, которые помогают формировать речевой аппарат ребенка, приучают к сложным сочетаниям звуков. Их можно использовать в начале урока как речевую гимнастику. Чтобы речь ребенка была выразительной, доходчивой, надо его научить владеть артикуляционным аппаратом, говорить энергично, четко, легко и весело, чтобы вместо одного звука ребенок не пытался сказать другой.

Значительный процент среди других нарушений речи составляет нарушение письма. Нарушение письма является серьезной преградой для овладения учащимися школьной программой.

Так что же это такое - нарушение письма и чтения? Почему они происходят? Как проявляются? Как учителю вовремя помочь ребенку? Дисграфия-это частичное специфическое нарушение процесса письма. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный.

Когда ребенок делает много ошибок, родители часто слышат от учителей рекомендации - больше читать и писать. И выполняют их буквально. Иногда даже специалисты пытаются нарушения письма и чтения исправить количественными приемами: диктанты и диктанты, чтение больших текстов. Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим. На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова.

Вы можете посоветовать родителям или сами давать на уроке упражнение "корректурная проба". Оно принесет пользу любому ученику. Что это такое? Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р - л, с-ш и т. д.

Ребенок смотрит на таблицу и быстро подсчитывает, сколько раз встречается в таблице каждое из чисел от О до 9. Если он сбился при выполнении задания, то начинает сначала.

Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии - ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.



Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей.

В последние годы проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. В результате многих неблагоприятных факторов окружающей среды подавляющее большинство детей сегодня нуждаются в коррекции нарушения речевого развития, в организации профилактического воздействия.

Между тем, Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция. Если вовремя не уделять должного внимания устранению речевых нарушений, то они превратятся в стойкий дефект и могут сказаться на обучении в школе, на выбор профессии в будущем. Этим обусловлена актуальность коррекционно-образовательной работы. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Ещё В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь семьёй и вовлекать её в свою работу. Опыт работы в ДОУ показывает, что современным родителям необходима постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится всё более востребованным; педагоги стремятся найти новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые помогут решить проблемы каждого ребёнка и семьи индивидуально.

Актуальность проекта «Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей» определяется реальными потребностями коррекционного образования, ростом количества детей с самыми разными речевыми нарушениями и необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Кроме того, нельзя недооценивать важность жизнедеятельности дошкольников в семье. При отсутствии систематической взаимосвязи с семьями воспитанников педагоги не могут быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

К сожалению, в вопросах взаимодействия и сотрудничества с родителями существуют ряд проблем. Одна из наиболее сложных проблем – разное отношение педагогов и родителей к вопросам речевого развития детей. Некоторые родители просто отстраняются от работы по устранению речевых недостатков, ссылаясь на нехватку времени. Другие не владеют достаточными знаниями и умениями. Третьи считают речевые нарушения не столь важными, не придают им значения, считая, что «и так всё пройдёт, сам научится». Некоторые попросту не замечают проблем с речью у своего ребёнка или замечают только нарушенное звукопроизношение (чаще всего звука «р»). Поэтому необходимо помочь родителям понять, как должна развиваться речь, какие проблемы существуют у конкретного ребёнка, насколько важно своевременно и правильно формировать речь детей; показать родителям, в чём суть взаимоработы логопеда, воспитателей и родителей; подчеркнуть необходимость закрепления в домашних условиях достигнутых на занятиях результатов; найти такие формы и методы воздействия, которые помогут сделать родителей не только своими союзниками, но и главными помощниками в работе.

На мой взгляд, сотрудничество учителя-логопеда и родителей будет способствовать их активному вовлечению в коррекционный процесс, если будут соблюдены следующие условия:

- работа будет проводиться систематично, целенаправленно, содержать разнообразные формы;

- учитель-логопед будет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к каждому родителю и ребёнку;

- внимание родителей будет привлекаться к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми;

- отношение между учителем-логопедом и родителями будут доброжелательными, их общая цель будет направлена на помощь ребёнку в устранении его речевых нарушений.

Для полноценной подготовки детей к школе и устранения недостатков речевого развития я определила основную цель своей работы –осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс для повышения эффективности коррекционной работы.

Для реализации данной цели необходимо было решать следующие задачи:

-Изучить и проанализировать позиции родителей по отношению к ребёнку и его речевому дефекту.

- Разъяснить родителям важность коррекционно-развивающего обучения и их участия в этом процессе.

- Подобрать наиболее оптимальные формы и методы работы по взаимодействию с семьёй, учитывая индивидуальность каждого из родителей.

- Рационально спланировать работу с родителями и реализовать её на практике.

- Повысить педагогическую компетентность среди родителей и педагогов, познакомить их с разнообразным практическим материалом, направленным на решение конкретных задач коррекционно-образовательного процесса.

- Оказывать помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживать их уверенность в собственных педагогических способностях.

- Выявить результативность работы по устранению речевых нарушений при активном вовлечении родителей в коррекционный процесс.

Разработка и реализация проекта осуществлялась в три этапа.

На первом этапе была создана теоретическая база для реализации проекта. Прошли обсуждения с родителями предстоящей работы, выяснялись образовательные потребности родителей. Проводилось анкетирование, которое показало, как родители относятся к проблемам речевого развития своего ребёнка, как оценивают свою роль в формировании его речевых навыков.

Основной формой работы с родителями в этот период были родительские собрания, индивидуальные и подгрупповые консультации.

Во время второго этапа была реализована основная система мероприятий для родителей. В настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

Особый интерес вызывали мероприятия (семинары-практикумы «Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата», «Пальчиками играем-речь развиваем»; мастер-классы «Учимся слышать и различать звуки»«Автоматизируем звуки в игре»; круглый стол «Организация единого речевого пространства в ДОУ в семье», на которых родители могли не только получать теоретические рекомендации и советы, но и на практике потренироваться в проведении различных видов гимнастик, выполнить задания по автоматизации, дифференциации звуков, лексико-грамматические упражнения. Основное внимание мам или бабушек обращалось на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Вниманию родителей предлагались дидактические игры с подробным описанием их применения по обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя, формированию звуковой культуры слова, развитию связной речи. Обращалось внимание родителей на то, что игры можно не только приобрести в магазине, но и изготовить самим совместно с ребенком.

Интересным и запоминающимся оказалось мероприятие «Мы друг друга понимаем», в котором участвовали дети, их мамы и бабушки. Участники могли продемонстрировать и свои речевые, и артистические способности.

Сколько бы мы не говорили родителям о том, каких успехов добились их дети, над чем необходимо работать, лучшим для них способом демонстрации детских умений и педагогических приёмов являются открытые занятия. На таких занятиях родители видят, как можно помочь своему ребёнку, что именно не получается у него, как можно в домашних условиях проводить коррекционную работу. На индивидуальных занятиях родители (как правило, только мамы) сами имеют возможность потренироваться в выполнении коррекционных упражнений. «Учимся у тех, кого любим» - это выражение может точно объяснить роль мамы на таких занятиях. При этом мамы проявляют интерес и к поведению ребёнка на занятии, и к тому, как он усваивает преподносимый материал, какими методами можно добиться правильного произношения.

Активнее вовлекать родителей в коррекционно-логопедический процесс помогает организация мини-проектов. Вместе с родителями мною были реализованы проекты «По дорогам сказок»«Эти удивительные гласные»«Мудрость народа в пословицах и поговорках»«Пальчиками играем-речь развиваем»«Сказка о весёлом язычке»«Безопасная дорога» и др. В ходе работы над этими проектами родители принимали участие в организации выставок, в изготовлении всевозможных поделок и пособий.

Интересным видом работы с родителями, на мой взгляд, является использование почтового ящика «Мне интересно и важно знать».

Эта работа позволила мне осуществить обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий его вопрос получить ответ (стенд «Советы логопеда») без личной встречи. Данный вид взаимодействия необходим для тех родителей, которые в силу своей занятости не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

Очень важна для родителей и наглядная информация. Ведь по утверждению психологов, мы запоминаем любую информацию лучше, воспринимая её зрительно. Материалы, которые помещаются в Речевом уголке, в папках-передвижках (практические рекомендации, иллюстративный или выставочный материал, служат стимуляцией активности родителей. А узнать, как родители распоряжаются данной информацией, помогает стенд «Занимаемся логопедией дома». В рамках реализации данного проекта родителями были оформлены мини папки с небольшими фотоотчётами о коррекционной работе в домашних условиях.

На заключительном этапе проекта были подведены итоги работы над проектом, проведено анкетирование родителей. Все родители без исключения отметили положительную динамику своего ребёнка в речевом развитии и высоко оценили проделанную логопедом коррекционную работу.

Сравнительный анализ результатов коррекционной работы позволил сделать вывод, что у детей, чьи родители принимали активное участие в работе, выполняли рекомендации логопеда, проявляли собственную инициативу в некоторых ситуациях, наблюдалась высокая результативность коррекционной работы, значительно сокращалось время, затраченное на устранение речевого нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...