Особенности работы с детьми с общим недоразвитием речи
консультация по логопедии (средняя группа)

Денисова Галина Николаевна

Материал будет полезен воспитателям, родителям, специалистам работающим с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с детьми с общим недоразвитием речи

Термин «общее недоразвитие речи» применяется к патологии речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики и фонетики (Р.Е. Левина). Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи в специализированной группе позволяет устранить речевые нарушения и подготовить детей к дальнейшему обучению в школе.

Логопед и воспитатель занимаются развитием речи детей на общеобразовательных и специальных логопедических занятиях. Для большей эффективности работы по развитию речи детей с ОНР необходимо способствовать тому, чтобы найти возможность развивать речь вне занятий. Используя режимные моменты, процессы одевания, умывания и т.д.

Нужно стремиться развивать детскую речевую активность, исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слова тогда, когда ребенок не знает, как выразить свою мысль.

Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребенка. Если ребенок находится в состоянии эмоционального подъема или возбуждения, исправлять ошибки бесполезно! При исправлении ошибки не следует повторять ее. Нужно предложить ребенку послушать, как надо правильно говорить, а затем повторить за взрослым.

Повседневное общение дает воспитателю возможность обогащать словарь детей. Во время ежедневного одевания и раздевания можно поставить цель уточнить и расширить словарный запас по теме «Одежда», привлекать внимание детей к названиям предметов одежды, обогащая словарь прилагательными (цвет, материал, фактура) и глаголами. Сравнивать предметы одежды и классифицировать их по признаку «мужская – женская», по сезонному признаку «зимняя - осенняя; летняя - весенняя»

Например: Словарь. Существительные: куртка, пальто, платье, брюки, свитер, майка, трусы, колготы, носки, рейтузы, фартук, юбка, блузка, рубашка, шорты, шуба, шарф, варежки, шапка, перчатки, рукава, пояс, пуговицы, воротник, карманы. Глаголы: надевать, снимать, вешать, завязывать, заправить, расстегнуть, развязать, чистить, стирать, гладить, сушить, убирать, вязать, пришивать. Прилагательные: красивая, удобная, теплая, легкая, мягкая, новая, чистая, старая, нарядная, праздничная, холодная, кожаная, вязаная, шерстяная, меховая.

Собираясь на прогулку, воспитатель может провести игру «Мой - моя»: учит детей различать род притяжательных местоимений. При возвращении с прогулки воспитатель организует раздевание, следит за тем, как дети раскладывают одежду в сушильные шкафы. Этот момент дает возможность воспитателю провести игровое упражнение «Мой - моя» (воспитатель спрашивает: «Чья шапка мокрая?». Каждый, у кого мокрая шапка, отвечает: «Моя шапка»).

На прогулке. В группах для детей с ОНР занятия по ознакомлению с художественной литературой в теплое время года рекомендуется проводить на прогулке. В период изучения лексических тем целесообразно время прогулки использовать для проведения экскурсий на аналогичные темы: «Осень», «Растения», «Насекомые», «Транспорт» и т.д. Готовясь к прогулке, воспитатель подбирает игры с речевым сопровождением, в них дети быстро заучивают короткие стихи, проговаривают их хором. При выборе подвижной игры необходимо учитывать лексическую тему, изучаемую в этот период.

В играх с мячами, обручами, скакалками дети закрепляют понятия вверх, низ, далеко, близко и т.д.

Во время мытья рук перед едой воспитатель обогащает словарь детей. Существительные: туловище, голова, руки, ноги, пальцы, подбородок, лоб, затылок, веки, виски, локти, колени, пятки, ступня, кисти, мочки, нёбо, ресницы; зубная щетка, стаканчик, мыло, мыльница, расческа, полочка, полотенце. Глаголы: мыть, вытирать, чистить зубы, полоскать рот, умываться, намыливать, смывать, причесываться, заплетать, завязывать.

Учит использовать антонимы (грязный - чистый, сухой - мокрый, большой -маленький, высокий - низкий, толстый - тонкий и т.д.), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (рука - ручка, нога - ножка и т.д.), существительные в единственном и множественном числе (рука - руки, палец - пальцы и т.д.), образовывать глаголы в прошедшем времени мужского и женского рода (Маша вымыла руки. Коля вымыл руки).Во время умывания - названия действий, предметов туалета и домашнего обихода и т.д.

Во время завтрака и обеда. Воспитатель приглашает детей к столу, учит правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, совершенствует навыки самообслуживания. Во время еды уточняет названия блюд, обращает внимание детей на аромат и вкус еды, на способы ее приготовления.

Словарь. Существительные: суп, щи, борщ, салат, омлет, компот, кисель, пюре, каша, солянка, чай, кофе, молоко, сок, масло, колбаса, яйцо и т.д. Прилагательные: аппетитный, ароматный, вкусный, горячий, теплый, соленый, сладкий, душистый, сочный, овощной, молочная, рисовая, гречневая. Глаголы: варить, жарить, чистить, резать, наливать, намазать, кипятить. Перед обедом появляется время для игровых упражнений типа: «Один - одна» (воспитатель уточняет у детей: «Сколько у тебя тарелок, ложек, вилок?», побуждая к ответу: «Одна»; «Сколько стаканов?». - «Один»). «Один - много». («У Пети ложка, а на столе лежат... ложки. У Васи чашка, а на столе стоят... чашки». И т.д.).

Во время подготовки ко сну. Воспитатель организует раздевание и укладывание детей спать, может предложить детям прослушать сказку или рассказ (содержание прочитанного соответствует изучаемой лексической теме).

Постепенный подъем, игры. Воспитатель организует одевание детей и привлекает их к уборке постелей, уточняет названия постельных принадлежностей, их признаков и действий с ними (подушка, матрац, одеяло, простыня, наволочка, пододеяльник, кровать, постель, покрывало; чистый, отглаженный,   ровный,   ситцевый,   шерстяной, цветной, белый, теплый, мягкий, аккуратный, пушистый, влажный; застелить, расстелить, встряхнуть, разгладить, расправить, заправить, укрыть, накрыть, подложить, развесить, просушить, постирать). Использует это время для заучивания коротких стихов и загадок (А. Кузнецова. Кто умеет; С. Маршак Набита пухом...). Проводит игру «Спал - спала».

Чем младше дети, тем чаще воспитатель должен сопровождать словами свои действия. Однако следует избегать сложных, непонятных для ребенка слов, отсутствующих в его лексиконе.

Воспитатель должен не только сам называть предметы и действия, но и задавать детям вопросы: что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь кукле? Какое тебе купили платье? Чем ты моешь руки? Чем вытираешь? И т.д.

Очень полезен такой прием воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребенку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.

Развитию речи способствуют сюжетно-ролевые игры. В процессе игры дети договариваются об условиях, спорят, ведут диалоги. Первоначально игровая деятельность детей с ОНР носит индивидуальный характер (они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих); при этом не все дети охотно участвуют в играх. Чтобы повысить речевую активность каждого ребенка, воспитатель должен вводить в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются потешками, диалогами, звукоподражаниями.

Самостоятельная игровая деятельность. Организует игры (строительные, ролевые, сюжетные), индивидуальные или подгрупповые занятия по заданию логопеда, создает ситуации, стимулирующие развитие самостоятельной речевой деятельности у детей.

На занятиях по формированию связной речи хорошо использовать различные графические схемы, помогающие выстраивать фразы. Вначале взрослый составляет схему высказывания, потом дети сами из предложенных графических символов строят самостоятельные высказывания, а в дальнейшем короткие рассказы.

Подобный игровой прием можно использовать в дидактических играх.

Отрицательно могут сказаться на речевом развитии детей общение взрослого, оторванное от их  деятельности; побуждение к заучиванию длинных, сложных стихотворений; обращенная к ребенку речь, которая изобилует сложными, непонятными ему словами и длинными объяснениями.

Положительно влияют на развитие речи ребенка правильная, хорошо интонированная речь взрослого, привязанная к практической деятельности; корректная форма предъявления ребенку замечаний по исправлению речевых ошибок, речевое общение, ориентированное на практическое взаимодействие взрослого с ребенком во время основных режимных моментов, прогулок, игр.

Используемая литература:

Лагутина А. О работе воспитателя в группе для детей с ОНР

// Дошкольное воспитание, 2006, №11, с. 76-80

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.,Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи// 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Сообщение для воспитателей логопедических групп на тему: "Комплексный подход в работе с детьми с общим недоразвитием речи"

    Проблема речевого развития детей с общим недоразвитием речи относится к числу проблем, решение которых требует тщательного  рассмотрения  в  их  широком  диапазоне  -  от методологических до техно...

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР.  Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...

Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".

  Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...

Сертификат "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с Общим Недоразвитием Речи"

Сертификат "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с Общим Недоразвитием Речи"...

«Особенности работы с детьми с общим недоразвитием речи»

Повышение уровня педагогической компетенции педагогов дошкольного образовательного учреждения по работе с детьми с ОВЗ....