Сказка "Приключения пчёлки"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Новоселова Елена Георгиевна

Артикуляционная гимнастика в виде сказки, которая поможет дошколятам уйти от муторных повторений упражнений на развитие артикуляционного аппарата. В игре задействуют воспитателей и психологов. Для героев сказки подойдут обычные мягкие игрушки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная сказка «Приключения пчёлки»



Цель: развитие артикуляционного аппарата (губ, языка) с помощью упражнений артикуляционной гимнастики; развитие речевого дыхания у дошкольников (глубокий вдох носом и плавный, медленный выдох ртом); воспитание отзывчивости, чувства взаимопомощи, автоматизация звука Ж изолировано и в слогах.

Оборудование: мягкая игрушка пчелка; тучки со стрекозами для упражнений на развитие речевого дыхания; лесная полянка; цветы; деревья; мягкая игрушка лошадка; грибок; корзинка, картинка для автоматизации звука «Ж» в слогах.

Ход занятия

Логопед. На красивой цветочной полянке жила-была пчелка. Звали ее Жужжалочка. Она была очень веселой, потому что любила петь песенки, летая над полянкой (играет музыка). Вот летит однажды Жужжалочка и видит, стрекозки на подсолнухах. Спрашивает она их.

Пчелка Жужжа: Ж-ж-ж, стрекозки, что с вами случилось, почему вы не летаете? Ведь такая прекрасная погода!

Стрекозки. Не можем мы полететь, пошел дождик и намочил наши крылышки.

Пчелка Жужжа: Ж-ж-ж, бедные стрекозки, вот если бы ветер вам помог, только в такую погоду он не подует.

Стрекозки. Что же нам делать?

Пчелка Жужжа:  Не переживайте, стрекозки, мои друзья вам помогут. Ребята, давайте поможем бабочкам высушить их крылышки. Подуйте на крылышки бабочек, и они обсохнут.

Логопед: Ребята, нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом.

Подойдите и встаньте поближе.

Упражнение на дыхание «ПОДУЕМ на Стрекозок»: вдох-выдох (дети дуют на стрекозок, затем садятся).

Логопед:  Вот и обсохли крылышки у стрекозок. Теперь они смогут красиво летать! Молодцы ребята!

Стрекозки: Спасибо вам, ребята! И тебе, пчелка, спасибо за помощь.

Пчелка Жужжа: Ж-ж-ж, пожалуйста.

Стрекозки: Мы знаем, что ты любишь петь песенки, и поэтому хотим подарить тебе дудочку, чтобы было тебе веселей петь.

Пчелка Жужжа: Ж-ж-ж, спасибо стрекозки. Ребята, давайте я буду петь, а вы дудеть на моей новой дудочке.

 Упражнение «ТРУБОЧКА»

Мои губы – трубочка –

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду, ду-ду-ду,

Ду-ду, ду-ду-ду!

Звук красивый издаю!

Губы вытяну, расслаблю,

Повторю еще раз пять я!

Вот какая молодец,

Научилась я дудеть!

Дети выполняют упражнение «трубочка».

Упражнение «УЛЫБКА»

Логопед: Покажите, как улыбнулась пчелка Жужжа стрекозам. (Счет от 1 до 7).

Дети выполняют.

Логопед:  Повернулась пчелка Жужжа, посмотрела на ребят и тоже улыбнулась. Улыбнитесь и вы ей.

Логопед. Полетела дальше пчелка по лесной полянке и видит, расцвели прекрасные цветы, полюбовалась она их красотой: «Ж-ж-ж, какие красивые цветочки!» И тоже им улыбнулась. Давайте и мы улыбнемся цветочкам. (Счет от 1 до 7).

Дети выполняют.

Автоматизация звука Ж в слогах

Логопед: Захотелось пчелке попрыгать по цветочкам. Прыгает пчелка Жужжа и песенку напевает: ЖУ-ЖУ-ЖУ-ЖИ-ЖИ-ЖИ-ЖО-ЖО-ЖО-ЖА-ЖА-ЖА. Давайте и мы споем вместе с ней.

Дети повторяют слоги за логопедом

Логопед: Развеселилась пчелка Жужжа и вот запрыгал у нее язычок, вверх – вниз. Покачаемся и мы.

Упражнение «КАЧЕЛИ»

Логопед: Улыбнитесь шире:

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Я всё выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Устал язычок у Жужжи. Нужно срочно отдохнуть.

Упражнение «ЛОПАТОЧКА»

Язык лопаткой положи,

И немножко подержи.

Язычок мы расслабляем

Язычок наш отдыхает.

Раз, два, три, четыре, пять –

Язык можно и убрать.

Логопед: Захотелось пчелке Жужже спеть песенку, да только язычок почему-то не слушался ее, давайте его накажем.

Упражнение «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Дети произносят та-та-та, пя-пя-пя (пять раз).

На губу язык кладу,

И «Та-та-та» я пропою,

А потом спою «Пя-пя-пя»

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается…

Ты держи её, держи,

А теперь-ка отпусти.

Логопед:  А теперь давайте споем песенку вместе пчелкой Жужжей: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.

Логопед:  Захотелось пчелке Жужже попить чайку с вареньем, а чашечки-то нет, сделаем чашечку.

Упражнение «ЧАШЕЧКА»

Логопед.

Язык широкий положи,

Его края приподними –

Получилась пиала,

Почти круглая она.

В рот её ты занеси

И края к зубам прижми.

Упражнение «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

К чаю вкусное варенье

Наварила тётка Ксенья,

По губам бежит как мёд,

Оближи, а то «уйдёт»

Логопед: Наелась пчелка Жужжа вкусного варенья, попила чай из чашечки и решила отдохнуть. Посмотрела по сторонам и увидела, под деревом что-то растет. Ребята, отгадайте загадку и узнаете, что увидела пчелка.

Он растет под хвойной лапой,
Он растет, а с ним и шляпа.
Никогда на наш поклон,
Не снимает шляпы он.

(Грибок.)

Логопед: Правильно, грибок. Решила пчелка Жужжа полежать под ним. Улыбнулась она ему и сделала язычком грибочек. Давайте и мы сделаем грибок.

Упражнение «ГРИБОК»

Логопед:  Лежит пчелка Жужжа, отдыхает, наслаждается тишиной лесной. Вдруг слышит … (логопед включает музыкальную лошадку) лошадка копытами цокает. Захотелось пчелке Жужже, научиться так же цокать язычком.

  Упражнение «ЛОШАДКА».

Давайте присосём язык к нёбу и пощелкаем язычком. Цокать нужно медленно и сильно, следим чтобы наша челюсть не прыгала, а губы были в улыбке..

Дети цокают (от 1 до 7 раз).

Логопед: Устала наша пчелка и полетела в домик, к своим друзьям пчелкам. И наш язычок тоже устал, положите его на нижнюю губу, пусть отдохнет.

 Итог занятия.

Логопед:  Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Ребята, понравилась сказка? Какую песенку мы сегодня научились петь вместе с пчелкой Жужжей: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Молодцы!

Примечание: материал данной сказки можно использовать  логопедам, воспитателям  на занятиях с дошкольниками,  и родителям играя и тем самым  развивая  речь ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ «Как пчёлки переносят пыльцу?»

.Дети второй младшей группы приходят на цветочную поляну, где узнают, как пчёлы переносят пыльцу с цветка на цветок. Дети выполняют эксперимент, закрепляя полученные знания....

Презентация зрительной гимнастики "Пчёлка"

Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, с...

Презентация зрительной гимнастики "Пчёлка"

Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ (РИСОВАНИЕ) «КРАСИВЫЕ ЦВЕТЫ ДЛЯ ПЧЁЛКИ» ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Цель: создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии предметов окружающего мира, стимулируя развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слу...

"Пчёлка, пчёлка, ты куда летишь?"

quot;Пчёлка, пчёлка, ты куда летишь?"...

"ПЧЁЛКА, ПЧЁЛКА, ТЫ КУДА ЛЕТИШЬ?"

Методическая разработка+презентация...

Конспект познавательного занятия с элементами алгоритмики. (занятие с использованием логоробота Пчёлка для детей 6-7лет) Тема: «Робот пчёлка идёт на помощь»

Конспект занятия составлен в форме занимательного квеста - игры. Выполняя, различные задания дети применяют ЛОГОРОБОТА пчёлку. Закрепляют умения программировать робота, програмировать логоробота по ал...