Итоговый годовой отчет учителя-логопеда ДОУ
методическая разработка по логопедии

Ракова Надежда Евгеньевна

В данном отчете представлены основные достижения Учителя -логопеда ДОУ за текущий учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovyy_otchet_uchitelya-logopeda_21-22.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение (МА ДОУ) Голышмановский Центр развития ребенка - детский сад  № 4 «Ёлочка»

627300 Тюменская область, р.п. Голышманово,                                                                     тел/факс: (8-34546) 2-95-07

ул. Садовая, 128                                                                                           эл. адрес:elochka-igolochka1981@yandex.ru

________________________________________________________________________________________________

Отчет учителя-логопеда

МАДОУ Голышмановский ЦРР – детский сад № 4 «Ёлочка»                                                                                                                  

Раковой Надежды Евгеньевны

за 2021-2022 учебный год

Реализация поставленных задач:

Задачи:

  1. Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности детей группы комбинированной направленности с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) и заиканием и детей других групп ДОУ общеразвивающей направленности.
  2. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов развития детей с тяжёлыми речевыми нарушениями и с заиканием с учётом структуры дефекта.
  3. Оказание консультативной помощи с применением дистанционных технологий педагогам и родителям по вопросам диагностики, выявления особенностей развития речи и коммуникации у детей дошкольного возраста.
  4. Обеспечение единства коррекции речи детей с ОВЗ с развитием психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного, слухового внимания, памяти, восприятия, мышления, пространственной ориентировки, координированных движении.
  5. Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми имеющих речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
  6. Привлечение родителей к коррекционному процессу по формированию звуковой культуры речи.

Анализ деятельности по направлениям:

  1. В течение учебного года были проведены следующие вида диагностик: стартовая (с 1 по 15 сентября 2021 года), промежуточная (с 12 по 17 января 2022 года), итоговая (с 15 по 30 мая 2022 года). Кроме того, проведена начальная диагностика воспитанников средних групп с консультированием родителей (законных представителей) по результатам диагностики речевого развития детей и раздачей индивидуальных рекомендаций в письменном виде.
  2. На всех детей, зачисленных на коррекционные занятия к логопеду, составлены ИОМ (для детей ОВЗ) и ИКМ для детей, посещающих логопункт. Корректировка их проводится минимум раз в полугодие, чаще  - раз в 3 месяца.
  3. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в течение учебного года по индивидуальному запросу родителей воспитанников, имеющих нарушения речи, проводились онлайн консультирования на платформах Viber, WhatsApp. Всего было проведено 4 консультации: 2 по результатам диагностики, 1 по вопросу коррекции звука Л в домашних условия, 1 по вопросу развития связной речи.
  4. В этом учебном году в ежедневное планирование были включены в большем объёме игры и упражнения, которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного, слухового внимания, памяти, восприятия, мышления, пространственной ориентировки, координированных движении, поскольку они формируют психологическую базу речи. Это важно для детей с ОНР 1 и 2 уровнями развития речи.
  5. При формировании профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми имеющих речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии применялись разнообразные методы и формы работы. Например, была проведена выставка «Дидактическая копилка», на которой педагоги представили опыт создания пособий для работы по речевому развитию и поделиться идеями друг с другом, что тоже является одной из форм повышение профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию.

По итогу работы возросла уверенность воспитателей в своих силах, самооценка уровня собственной компетентности стала адекватной, появилось осознание своих слабых и сильных сторон, о чем свидетельствуют результаты устного опроса в ходе педсовета. Одним их примеров, иллюстрирующих эффективность нашей совместной работы, стали творческие находки педагогов, представленных на внутрисадовских мероприятиях, в частности на конкурсе «Педагог года 2022».

6. Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Проблема многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость.

Непрерывную связь с родителями я осуществляю с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

В своей работе применяю как классические формы работы (родительские собрания, консультирование и т.д.), так и ищу новые, современные активные методы привлечения родителей в коррекционный процесс.

На родительских обсуждаем, анализируем учебные достижения коллектива группы, совместно с родителями (в начале года, по итогам года). Я знакомлю родителей с содержанием воспитания и обучения в детском саду (с разделом работы по воспитанию звуковой культуры речи), требованиями, которые предъявляются к воспитанникам, согласовываю эти требования с семьей. На первом групповом родительском собрании родителям я разъясняю, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада.

Консультации я стараюсь проводить в практико-ориентированной форме, что позволяет привлекать родителей для решения проблем, развивали дух сотрудничества. Опыт показал, что обучение родителей практическим приёмам работы позволяет повысить уровень заинтересованности родителей. По итогам консультации даю на руки письменные рекомендации для домашнего использования.

Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей:

«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников», «Как развивать фонематический слух у детей?», «Развитие связной речи дома», «Синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки», «Как научить ребенка учить стихи?», «Как учить звуко-буквенному анализу».

Не мене интересной для родителей формой работы являются совместные занятия в вечернее время, где они сами могут оценить прогресс ребенка, а также задать интересующие их вопросы.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Я заранее заготавливаю опорные карточки, схемы или таблицы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями.

Используются разнообразные формы наглядности: папки, мнемотаблицы, информационные стенды, демонстрационные карточки, инструктивные таблицы, и др.

I. Диагностическое направление

Всего диагностика проведена со 127 детьми.

С 1 по 15 сентября проводилась стартовая диагностика детей старших и подготовительных групп. Всего было обследовано 90 воспитанников, из них 76 нуждаются в оказании логопедической помощи. В течение года работа велась с 43 детьми, в том числе 10 детей с ОВЗ.

С 12 по 19 января 2022 года проводилась предварительная диагностика воспитанников средней группы № 2. Всего было обследовано 22 ребенка. Выявлено 16 детей с заключением ОНР (ОНР 1 уровня – 2 ребенка, НВОНР – 3 ребенка, ОНР 3 уровня – 11 детей), ФФНР - 4 ребенка.

С 15 по 30 мая проводилась итоговая диагностика детей старшей и подготовительных групп.

Отчет

о количестве воспитанников дошкольной образовательной организации,

имеющих нарушения в развитии устной речи и результатах логопедической работы

за 2021-2022 учебный год

Возраст

Нарушения устной речи

ОНР

ФФНР

Фонетическое  недоразвитие

Нарушение темпа и ритма речи

Недостаточная сформированность всех средств языка

Итого

Выявлено

воспитанников

3 – 5 лет

18

4

22

5 – 7 лет

17

26

2

1

2

48

Получающие логопедическую помощь

3 – 5 лет

6

6

5 – 7 лет

16

12

1

2

31

Прошедшие логопедическую коррекцию*  

3 – 5 лет

5 – 7 лет

2

4

6

Оставлены для продолжения коррекции

3 – 5 лет

6

6

5 – 7 лет

5

5

10

Охвачено консультациями

 (дети, не посещающие логопедические занятия)

3 – 5 лет

1

1

5 – 7 лет

3

4

7

II. Коррекционно - развивающее направление

Форма предоставления логопедических услуг: групповые, индивидуальные занятия, консультативная помощь.

Результаты логопедической работы: за учебный год с хорошей речью было отчислено 6 детей. На продолжение коррекции оставлено 16 детей. Общая динамика речевого развития детей, получающих логопедическую помощь - положительная.

III. Консультативное направление

Работа с педагогическим коллективом

Содержание работы

Сроки

Выход

Консультации для воспитателей на семинарах, педсоветах:

Консультация: «Требования к речи педагога» с применением дистанционных технологий

Октябрь

Консультация

Практическое занятие «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»

Ноябрь

Презентация

Консультация: «Профилактика речевых нарушений» с применением дистанционных технологий

Декабрь

Консультация

Стендовое выступление

«Автоматизация звуков в свободной игровой деятельности детей»

Январь

Консультация

Практическое занятие по автоматизации поставленных звуков у некоторых детей

Февраль

Презентация

Практическое занятие по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков

Март

Презентация

Консультация: «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи у дошкольников»

Апрель

Консультация

(указать формы и тематику консультативной помощи, участие в педсоветах)

Работа с родителями

Содержание работы

Сроки

Выход

Выступление на родительском собрании: «Особенности речевого развития детей. Взаимосвязь работы семьи и логопеда» в том числе с применением дистанционных технологий

А) Цели и задачи коррекционной логопедической работы с детьми, зачисленных на логопункт. Рекомендации логопеда по организации занятий дома и соблюдению методических рекомендаций.

Октябрь

Протокол собрания, результаты диагностики.

Б) Подведение итогов коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, рекомендации родителям на летний период.

Май

Протокол собрания. Буклет «Советы родителям будущих первоклассников».

Консультация: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников» в том числе с применением дистанционных технологий

Октябрь

Консультация

Стендовое выступление

 «Как развивать фонематический слух у детей?»

Ноябрь

Конспект выступления

Консультация: «Развитие связной речи дома» с применением дистанционных технологий

Январь

Консультация

Практическое занятие «Синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки»

Февраль

Презентация

Стендовое выступление «Как научить ребенка учить стихи?»

Март

Конспект выступления

(указать формы и тематику консультативной помощи, мастер-классов, участие в родительских собраниях)

IV. Методическая работа

  1. Участие в мастер–классах, семинарах, методических объединениях (указать форму и тематику мероприятия, степень участия (слушатель, выступающий, организатор))

№ п\п

Мероприятие

Дата

Уровень участия

1

«Организация логопедической работы в ОО городского округа 2021-2022 учебном году»

30.09.2021

Слушатель

2

Сетевой семинар «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей»

Сентябрь 2021

Выступление

3

 «Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у детей, обусловленных недоразвитием фонетико-фонематических процессов»

18.11.2021

Слушатель

4

Сетевой семинар «Деловой имидж воспитателя»

Ноябрь 2021

Организатор

5

Тематический педсовет «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников»

24.11.2021

Выступление на сетевом педсовете

Семинар Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка (по разным областям актуальными для ДОУ)

Декабрь 2021

Слушатель

6

 «Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у детей, обусловленных недоразвитием лексико-грамматического строя речи»

17.02.2022

Слушатель

7

Тематический педсовет «Дети с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы работы»

28.02.2022

Организатор

8

Семинар Физкультурно-оздоровительный климат в семье

Март 2022

Слушатель

9

Тематический педсовет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

11.04.2022

Слушатель

10

«Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у детей, обусловленные недоразвитием зрительного восприятия»

21.04.2022

Слушатель

11

VI международный форум «Кинопедагогика ноль+»

2021

Участник (сертификат)

  1. Повышение квалификации, профессиональной компетенции (указать курсы повышения квалификации, участие в окружных, областных мероприятиях в рамках проф. компетенции, публикации в СМИ, на интернет сайтах, с указанием ссылок): прослушивание вебинаров на портале Мерсибо

24 февраля 2022 (2 часа): Использование интерактивных игр в работе над лексико-грамматическим строем у детей с ОВЗ.

2 марта 2022 (2 часа): Развитие базовых психических функций у дошкольников с ОВЗ и ЗПР с помощью интерактивной игры.

14 марта 2022 (2 часа): Основные составляющие волшебной формулы, которая поможет ребёнку заговорить.

16 марта 2022 (2 часа): Приемы постановки и автоматизации «трудных» звуков у детей с ЗПР с помощью интерактивных и настольных игр.

23 марта 2022 (2 часа): Особенности использования игровых методов в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

20 апреля 2022 (2 часа): Игровые приемы в работе с «неговорящими» детьми. Комплексное использование традиционных и интерактивных технологий.

4 мая 2022 (2 часа): Приемы формирования фразовой речи у детей с задержкой речевого развития с помощью интерактивных упражнений.

18 мая 2022 (2 часа): Инновационные технологии в подаче лексических тем для детей с задержкой речевого развития.

25 мая 2022 (2 часа): Принципы взаимодействия логопеда и воспитателя для создания развивающей игровой среды в работе с детьми с ОВЗ.

3. Работа по самообразованию (указать тему и период работы над данной темой)

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования (1й год работы).

4.Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете (проделанная работа по материально-техническому оснащению логопедического кабинета, в текущем учебном году)

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Пополнение видеотеки «Артикуляционная гимнастика с логопедом»

Изготовление дидактического материала по обучению грамоте

Пополнение дидактического материала по развитию лексико-грамматического строя речи.

Разработка методических рекомендаций, комплектов, интерактивных игр с детьми по развитию речи

Оформление логопедического уголка группы «Вы хотите, чтобы Ваш ребенок говорил красиво?».

Пополнение дидактического материала по формированию и развитию фонематического слуха

Пополнение картотеки игр по формированию слоговой структуры слова с упором на первые 4 типа.

 Выводы по результатам анализа работы:

Анализ работы за учебный год показал, что планируемые результаты достигнуты, но не в полном объёме. Это объясняется тяжестью, стойкостью речевого дефекта у воспитанников, что требует более длительного периода коррекционной работы, а также недостаточной включенностью родителей в коррекционную работу со своими детьми. Существует потребность внедрять разнообразные формы партнерской деятельности детей и взрослых, совместное планирование коррекционной работы с детьми всеми специалистами, сотрудниками ДОУ и родителями.

Подводя итоги коррекционной  работы можно сказать, что:

  • Дети охотно  общаются с взрослыми и сверстниками, с удовольствием вступают в беседу, отвечают на многие вопросы. Речевой негативизм в данной группе  не наблюдается. Появилась инициативная речь: дети охотно рассказывают о происходящих с ними событиях, делятся своими впечатлениями, активно участвуют в занятиях.
  • Могут дать характеристику звуков всего периода обучения с опорой на ощущения от положения органов артикуляции.
  • Большинство детей правильно  определяют место звуков в словах (начало, середина, конец слова); умеют проводить звуковой  анализ   слов.
  • Словарный запас по лексическим темам  у большинства детей соответствует либо приближен к норме.

Причины, тормозящие эффективность коррекционной работы:

  • Вовлечение всех специалистов, сотрудников ДОУ и родителей в коррекционный процесс.
  • Увеличение  количества  детей  с  тяжелыми  речевыми нарушениями,  имеющих низкий  уровень  осведомленности,  словарного запаса,  незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий уровень самоконтроля,  обучаемость  ниже среднего.
  • Нерегулярное выполнение домашних заданий или вообще их не выполнение.
  • Пропуски занятий без уважительной причины (ребенок не выспался, плохая погода, не хочет идти в садик).
  • Низкий  уровень  педагогической  культуры  родителей,  нежелание, незаинтересованность родителей в образовательном процессе, высокая  занятость родителей на работе.
  • Желание родителей вовлечь своих детей в различные студии, кружки, иногда в несколько сразу, в результате чего   ребенок устает, не  может выполнить обязательные упражнения и задания логопеда, идет «сбой» в коррекционном процессе.

Задачи на следующий год:

  • Продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с родителями, повышающих  мотивацию в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений.
  • Добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых технологий на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
  • Повышать свой профессиональный уровень.
  • Пополнять кабинет играми и пособиям
  • Выходить на новый формат работы с родителями – дистанционный.

Дата ______________                             Учитель-логопед________________//

Подпись, расшифровка

                                                                                                         

                                                               

Директор ОУ ________________//                                                                                                                                    Подпись, расшифровка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой отчет за 2011-2012г.г.В старшей логопедической группе № 3 на начало учебного года: 11 человек(по протоколу №29 от24 марта 2011года):ОНР (2 уровень)+ ст. форма Дизартрии – 3 человекаОНР (3...

Годовой отчет учителя- логопеда

Анализ эффективности коррекционной работы учителя-логопеда....

Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой отчет учителя-логопеда, работающего на логопункте в коррекционной школе....

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой отчет учителя-логопеда, работающего на логопункте в коррекционной школе....

Годовой отчет учителя-логопеда.

Отчет о проделанной работе за 2015-2016 учебный год....

Годовой отчет учителя- логопеда Веревкиной Т.Н.

  Годовой отчет Учителя логопеда  старшей логопедической группы  компенсирующей направленности Веревкина Т.Н.  за 2015-2016 учебный год...