Рекомендации по развитию связной речи
картотека по логопедии (старшая группа)
рекомендации могут быть использованы как педагогами, так и заинтерисованнными родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_veryovkinoy_i_moya.docx | 65.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по развитию связной речи
Авторы:
Верёвкина Любовь Александровна
учитель-логопед высшей категории
МБДОУ «Детский сад №389 г. Челябинска»
Ухарских Ольга Михайловна
учитель-логопед первой категории
МБДОУ «Детский сад №389 г. Челябинска»
Для обогащения словаря детей разработан разнообразный иллюстративно-графический и демонстрационный материал: настольно-печатные игры, викторины, кроссворды. При проведении занятий с детьми используются предметные и сюжетные картинки. Однако такой материал не всегда доступен для детей с нарушениями речи, так как для них характерны общая недостаточность впечатлений об окружающем мире, слабая дифференциация признаков и свойств предметов. Поэтому в занятия с такими детьми необходимо включать как можно больше речевых контактов с окружающим миром. Следует давать предметы для речевого описания, с тем, чтобы у ребёнка сформировалось представление о них, и только затем использовать картины, муляжи, модели, схемы.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова; А.Н. Леонтьев). Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Многочисленными исследованиями доказано, что систематическое использование педагогом на занятиях различных вспомогательных средств моделирования, предметов-заместителей, наглядных моделей (опорных картинок, картинных и рисуночных планов, рисунков-пиктограмм и др.) и некоторых приёмов ТРИЗ эффективно развивает умственные способности дошкольника. Особенно это заметно при работе с детьми с ОНР. Чтобы связно рассказать о чём-либо, ребёнку нужно ясно представлять главную мысль рассказа, уметь анализировать, устанавливать различные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо подбирать адекватные для выражения той или иной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения. Это становится возможным, когда ребёнок зрительно имеет перед глазами картинную опору.
Цель — научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни.
Введение наглядных моделей в логопедический процесс помогает решению ряда коррекционно – развивающих, образовательных и воспитательных задач:
- помочь детям в систематизации познавательной информации об окружающем;
- обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
- учить последовательности, логичности, и связности изложения;
- развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
- воспитать у детей потребность в речевом общении;
- целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей;
- актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей;
- закреплять обобщающие понятия;
- упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже;
- упражнять в навыках словообразования (уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные);
- упражнять в практическом усвоении навыков построения предложений разной структуры с постепенным усложнением;
- закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;
- формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений;
- анализировать семантику и способы образования сложных слов;
- способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности.
Начинали работу с создания «моделей слов», обозначающих предмет (одушевлённый, неодушевлённый), действие, признак предмета.
МОДЕЛИ СЛОВ:
Розовый треугольник – модель одушевлённого предмета;
Зелёный треугольник – модель неодушевлённого предмета;
Синий прямоугольник – модель слова-действия;
Красный круг – модель слова-признака.
«НАЙДИ И СКАЖИ»
Краткое описание:
Вверху на карточке картинки живых и неживых предметов. Внизу – карман для моделей предметов. Ребёнок должен поставить под картинку соответствующую модель предмета и правильно задать вопрос: (кто это? или что это?)
Например: под картинкой мальчика ребёнок ставит розовый треугольник и задаёт вопрос. Кто это? – Это мальчик.
«ПОДБЕРИ К ПРЕДМЕТУ ДЕЙСТВИЯ (ПРИЗНАК)»
Краткое описание:
На карточке нарисованы модели: слово-предмет и нескольких слов-действий. Детям предлагают назвать предмет и подобрать к нему слова-действия.
Например: Лист что делает? – висит, летит, падает, кружится, шуршит.
Называя слово-предмет ребёнок кладёт на стол треугольник, называя слова-действия ребёнок продолжает выкладывать на стол прямоугольники.
Детям предлагается назвать как можно больше слов-признаков к слову-предмету.
Например: Лист какой? – резной, зелёный, лёгкий, берёзовый, маленький.
«РАССКАЖИ О ПРЕДМЕТЕ»
Цель: Учить ребёнка правильно отвечать на вопросы: Какой по цвету? Какой по форме? Какой по величине? Учить подбору нескольких прилагательных к одному существительному и наоборот.
Оборудование: На листе изображены неживые предметы различных цветов, форм, материалов. Нарисована схема предложения зелёный треугольник, 3 круга.
Содержание: Логопед предлагает ребёнку посмотреть на картинку, подумать, вспомнить и ответить полным предложением на вопрос:
- Какой по цвету шар, помидор, яблоко ….?
- Какой по форме кирпич, палатка, пирамидка …?
- Какой по величине шар, огурец, сумка…?
- Расскажи о яблоке. – Яблоко круглое, зелёное, гладкое.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА (АВТОРСКИЕ СТИХИ ВЕРЁВКИНОЙ Л.А.).
Цель: Продолжать учить детей внимательно вслушиваться в речь.
Содержание: Логопед читает стихотворение, а ребёнок выкладывает фишками количество слов-действий.
СОСУЛЬКА
Под крышей сосулька висит,
Капает, плачет, грустит,
Звенит и о землю стучит,
На солнце горит и блестит,
Брызгает, тает, поёт,
Весну своей песней зовёт.
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СТРАНИЦЫ»
Цель: Учить детей согласованию прилагательных с существительными.
Оборудование: на листе изображены предметы одного цвета.
Содержание: Логопед предлагает ребёнку назвать предметы.
- Какого цвета все предметы на этой странице? Что это? Кто это?
- Что ещё бывает оранжевого цвета?
«ЖАДИНА»
Цель: Учить ребёнка согласовывать местоимение мой, моя с существительными в роде; подбирать к местоимению существительное с соответствующей родовой принадлежностью и по заданному обобщению.
Содержание: Логопед обращает внимание ребёнка на его игрушки. Название всех предметов уточняется. Затем логопед спрашивает:
- Про что из игрушек ты можешь сказать моя? – пирамидка, кукла, белка, неваляшка.
- Про что из игрушек ты можешь сказать мой? – грузовик, мяч, телефон, дом, мишка.
Очень полезно в этом упражнении специально выделить обобщения, по которым подбираются существительные к местоимениям мой, моя: игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь и т.д.
«КАКОЙ СОК? ВАРЕНЬЕ?»
Цель: Продолжать учить ребёнка образовывать относительные прилагательные.
Оборудование: на листе изображены фрукты и овощи, стакан с соком, банка с вареньем, тарелка с салатом.
Содержание: Логопед предлагает ребёнку посмотреть на картинки, внимательно слушать, из чего сделаны предметы, кушанья, напитки, и чётко, внятно произносить каждое относительное прилагательное.
- Какой сок, если он из абрикосов, апельсинов, груш …?
- Какое варенье, если оно из клубники, малины …?
- Какой салат, если он из моркови, капусты …?
ДЛЯ РЕЧЕВЫХ ИГР ПОДХОДИТ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕСОЧНИЦА И РЕШЁТКА
Размер. Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах: 50х70х8 (где 50х70 – размер поля, а 8 сантиметров – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. В песочнице насыпан песок. Решётка имеет размеры песочницы, с вырезанными квадратами.
Первое задание закрываем 5 клеток вверх, закрываем клетки и считаем верблюдов: 1 верблюд, два верблюда. …продолжаем – 3 клетки вправо считает трудолюбивых верблюдов: 1 трудолюбивый верблюд, 2 …
На что похожа фигура, на букву Г.
Придумайте слова-предметы со звуком Г
Второе задание поднимите правую руку вверх, выложи длинную дорожку с правой стороны, поднимите левую руку вверх – с левой стороны выкладываем длинную дорожку, кто выше подпрыгнет -соедини мостиком посередине. На что похожа фигура, на букву Н.
Придумай слова – действия со звуком Н
Третье задание – Выкладываем 5 вверх повторяем чистоговорку: са- са – вот сидит лиса, выкладываем 3 вправо - сы –праздник у лисы , 4 вниз – со–со- лиса катит колесо
На что похожа получившаяся фигура, на букву П
АТЬ – АТЬ – АТЬ – начинаем мы играть
Выберите любой цветной квадрат и разройте песок под ним (картинки в песочнице)
Назовите дикое животное со звуком П
Сколько слогов в слове ? у кого 2 слога в слове подпрыгните 2 раза, 3 слога – 3 раза хлопните.
«ЗАПОМНИ – НАЗОВИ»
Оборудование: нужны 8 маленьких песочниц, с песком.
1 команда (4 человека) показывает и называет свои картинки,
2 команда (4 человека) – запоминает, у кого какая картинка
2 команда закрывает глаза
1 команда прячет свои картинки в маленьких песочницах
2 команда ищет картинки и говорит, чья она.
Потом команды меняются ролями.
В дальнейшем детям предлагается работа с карточками – моделями для СОСТАВЛЕНИЯ по ним ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Предложения даются с последующим усложнением.
Составление предложений, используя модели слова - полоски.
Например: На столе стоит лампа.
|__ ______ ____ .
Составление предложений, используя ЧАСТИЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, модели слов-признаков и слов-действий.
Оборудование: карточки с нарисованными 3 кругами и яблоком.
Дети составляют предложение, состоящее из трёх слов-признаков и слова- яблоко.
Например: Красное, спелое, витаминное яблоко.
Составление предложений, используя ПОЛНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ предложения.
Оборудование: на карточке нарисованы геометрические фигуры розовый треугольник, синий прямоугольник, красный круг, розовый треугольник.
Например: дети придумывают предложение – Кошка увидела серую мышку.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ В СОСТАВЛЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
СОСТАВЛЕНИЕ ДВУХСЛОВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Цель: составлять предложения, состоящие из двух слов местоимение + глагол.
Оборудование: на листе изображена девочка – модель местоимения Я, и картинки изображающие слова-действия.
Содержание: Логопед спрашивает у ребёнка – Что ты делаешь?
Ребёнок смотрит на картинки и отвечает – Я пою. Я сплю
СОСТАВЛЕНИЕ ТРЁХСЛОВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Цель: Учить составлять трёхсловное предложение по модели с заменой дополнения; уточнить понимание вопросов: Кто? Что? Что делает?
Оборудование: на листе изображён мальчик с кружкой и разнообразные напитки.
Содержание:
- Кто это? – Это мальчик.
- Что он делает? – Мальчик пьёт.
- Что пьёт мальчик? – Мальчик пьёт сок (воду, кефир, …)
«ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО»
Цель: С помощью карточек ребёнок сможет научиться составлять предложения из трёх слов, определять количество слов в предложении и развёрнуто отвечать на вопросы взрослого. Игра так же способствует развитию мышления и воображения у детей.
Оборудование: карточка разделена на три квадрата, в крайних квадратах изображены предметы, в среднем квадрате знак вопроса. Вместо вопроса надо вставить слово-действие.
Например: Дождь поливает траву. Мальчик нашёл гриб.
«СОБЕРИ КАРТИНКУ, СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: Учить детей собирать целую картинку из трёх частей, составлять предложения из трёх слов.
Оборудование: Карточки разрезаны на три части, на каждой части написано одно слово. Собрав картинку, ребёнок составляет предложение.
Например: Щука быстро плывёт. Бегемот жуёт траву.
СОСТАВЛЕНИЕ ЧЕТЫРЁХСЛОВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
«РАССКАЖИ»
Цель: Учить ребёнка отвечать на вопрос четырёхсловным предложением, составленным без наглядной опоры с включением существительного в дательном падеже; учить контролировать количество названных слов по схеме.
Оборудование: На листе изображены члены семьи. Нарисована схема предложения – розовый треугольник, синий прямоугольник, зелёный треугольник, розовый треугольник.
Содержание: Логопед предлагает ребёнку посмотреть на схему и считать по ней количество слов при составлении предложений. Затем чётко, медленно задаёт вопрос:
- Кому бабушка вяжет носки? – Бабушка вяжет носки внучке (дедушке, себе, кукле …).
- Кому дедушка читает книгу?
- Кому мама варит суп?
«КТО ЧЕМ РАБОТАЕТ?»
Цель: Продолжать учить ребёнка составлять четырёхсловные предложения без наглядной опоры с включением существительного в дательном падеже единственного числа; закреплять умение контролировать количество названных слов по схеме.
Оборудование: на листе изображены инструменты. Нарисована схема предложения: розовый треугольник, синий прямоугольник, зелёный треугольник, зелёный треугольник.
Содержание: Логопед объясняет ребёнку, что сейчас нужно будет составлять предложения по схеме. Затем чётко, медленно задаёт вопрос:
- Чем Таня ест бульон? – Таня ест бульон ложкой.
- Чем Коля ловит рыбу?
- Чем дровосек рубит дрова? И т.д.
« ЧТО ДЕЛАЮТ ЛЮДИ?»
Цель: Учить ребёнка распространять предложения путём введения однородных определений.
Оборудование: На листе изображены сюжетные картинки, схемы предложений. 1 схема: розовый треугольник, синий прямоугольник, зелёный треугольник.
2 схема: розовый треугольник, синий прямоугольник, 3 красных круга, зелёный треугольник.
Содержание: Логопед предлагает ребёнку смотреть на картинки и составить по ним сначала предложение из трёх слов: - Мальчик ест яблоко.
Затем просит подумать и назвать побольше слов о том, какое яблоко? (красное, сочное, спелое, сладкое и т.п.) – Мальчик ест спелое, сладкое, сочное яблоко.
РАБОТА С ПРЕДЛОГАМИ
Составление предложений, используя модель предлога.
- предлог «на», - предлог «под», - предлог «над»
Оборудование: на карточке изображено солнце, модель предлога «над», дом.
Содержание: по карточке дети составляют предложение из 3 слов – Солнце над домом.
«СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: Учить детей составлять разные предложения с одним предлогом.
Оборудование: в центре листа схема предлога, по краям листа нарисованы предметы.
Содержание: Логопед вместе с детьми называют предметы. Дети придумывают предложения.
Например: В коробке игрушки. В лейке вода.
«ЧТО В ПОСУДЕ»
Цель: Учить ребёнка правильно употреблять форму родительного падежа существительных в единственном числе с предлогом С.
Оборудование: на листе изображена пустая банка и различные продукты, овощи, фрукты, ягоды.
Содержание: Логопед предлагает ребёнку посмотреть на картину и сказать:
- С чем банка, если в ней: сахар, огурцы, мука, мёд …- Банка с сахаром, огурцами.
«О ЧЁМ МЕЧТАЕТ НИНА?»
Цель: Продолжать учить ребёнка употреблять форму предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом О.
Оборудование: на листе изображена задумчивая девочка, украшения, одежда, обувь.
Содержание: Логопед предлагает ребёнку посмотреть на картинку и рассказать, о чём мечтает Нина.
- Нина мечтает о кукле, о зонте, о кольце…
«КТО СПРЯТАЛСЯ ЗА КУСТОМ?»
Цель: Продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные.
Оборудование: на листе изображён куст, из-за куста видны хвосты разных животных.
Содержание: Логопед предлагает рассмотреть внимательно картину, ответить на вопрос:
- Кто спрятался за кустом? – За кустом лисий хвост. За кустом лиса.
«ПОДБЕРИ ПОДХОДЯЩИЙ ПРЕДЛОГ»
Цель: Составление предложений, придумывая подходящий предлог.
Оборудование: прямоугольная карточка, изображена пуговица с левого края, в середине пусто, изображено пальто с правого края.
Содержание: Логопед предлагает придумать предложение со словами пуговица и пальто, используя любой предлог.
Например: Пуговица от пальто. Пуговица на пальто.
«ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПРЕДЛОГ»
Цель: Учить ребёнка составлять предложения с предлогами: В, НА, ПОД по трём словам.
Оборудование: на листе изображены люди, животные, птицы. Дана схема предложения: розовый треугольник, синий прямоугольник, знак вопроса, зелёный треугольник.
Содержание: Логопед предлагает ребёнку смотреть на схемы предлогов и слушать отдельные слова:
Лиса – сидеть – нора.
Затем просит составить по этим словам предложение и обязательно включить в него любое из трёх «маленьких слов».
Лиса сидит в норе.
После составления каждого предложения ребёнок обязательно называет то «маленькое слово», которое он использовал.
«КУДА СПРЯТАЛСЯ КОТЁНОК?»
Цель: Научить слышать и использовать предлог в разговорной речи. Самостоятельно составлять предложения с различными предлогами.
Оборудование: сюжетная картинка комнаты с мебелью (столом, диваном, шкафом и т.д.).
Содержание: Логопед задаёт вопросы детям:
- Куда спрятался котёнок? (в, под)
- Откуда вылез котёнок? (из-под, из-за)
- Откуда спрыгнул котёнок?(с, со)
- Где сидит, лежит котёнок? (на, под, в, около, перед, между и т.д.)
СТИХИ С ПРЕДЛОГАМИ
Цель: 1 Учим слушать правильное использование предлогов в речи;
2 Учим выделять нужный предлог из предложения;
3 Считать предлоги в стихотворении (фишки, пальцы)
4 Отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, используя в речи изучаемый предлог.
Детям запомнить стихотворение помогают рисунки, сделанные детьми.
Где – как?
Около печки тепло,
Около лампы светло.
Сыро около воды,
Сытно около еды.
Вкусно около котлет,
Сладко около конфет.
Холодно около снега и льда,
Около мамы комфортно всегда.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРЕДЛОГОМ
Цель: Учить детей увеличивать количество слов в предложении, с помощью наглядной схемы.
|_У_ ____ ____ . У автобуса колесо.
|_У_ ____ _____ _____. У автобуса круглое колесо.
|_У_ _____ ___4__ ______. У автобуса четыре колеса.
|_У_ _____ _______ _______. У автобуса четыре круглых колеса.
«КУБИКИ»
Цель: Продолжать учить детей составлять предложения, опираясь на наглядность – кубики.
Оборудование: кубики с изображениями на гранях.
Содержание:
- Логопед предлагает детям придумать предложение состоящее из двух слов . Прилагательное + существительное. Дети кидают два кубика(цвет + транспорт). Какого цвета твоя машина?
– Зелёный грузовик.
- Предложение увеличивается. Числительное + прилагательное + существительное. Дети кидают три кубика (число, цвет, транспорт).
Сколько машин ты увидел?
- Пять зелёных грузовиков.
- Дети кидают два кубика (люди, действия) существительное + глагол. Что делает семья?
- Сестра спит.
- Закрепить обобщающие понятия. Дети кидают один кубик (с транспортом), а второй с видами транспорта подбирают.
- Поезд – пассажирский транспорт.
- Дети кидают три кубика (предлог, транспорт, овощи).
Употребление предлогов – предлог + существительное в предложном падеже +существительное в винительном падеже.
Логопед задаёт вопрос: что в машине?
- В машине огурцы.
- Дети кидают 4 кубика (люди, глагол, предлог, транспорт). Существительное в именительном падеже +глагол + предлог + существительное в предложном падеже. Что делает мама?
– Мама едет в машине.
- «ТАК БЫВАЕТ?» Дети кидают четыре кубика (люди, глагол, предлог, транспорт). Существительное в именительном падеже +глагол + предлог + существительное в предложном падеж
– Мама летит на корабле.
-Так бывает?
- Мама не летит, а плывёт на корабле.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМ И МОДЕЛЕЙ В СОСТАВЛЕНИИ РАССКАЗОВ
КОДИРОВАНИЕ КОРОТКОГО ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА
Цель: развитие связной речи, творческого воображения и логического мышления. Модель выступает подсказкой.
Оборудование: карточки со схемой описательного рассказа.
Содержание: Логопед предлагает рассказать о весне.
- Ранней весной солнце начинает греть землю.(схематическое изображение солнца)
- Становится тепло: тает снег, появляются проталины, капель, бегут ручьи , ледоход(схематическое изображение примет)
- Деревья …
- Дикие животные ….
- Люди одели …
РИФМОВАННЫЙ РАССКАЗ
Цель: учит детей запоминать рифмованный текст, используя зрительную опору.
Оборудование : на листе схема стихотворения.
Содержание: Логопед читает стихотворение, после показывает картинку, объясняя, что значит каждый символ.
Повторяется стихотворение.
Девочка Маринка пришла в сад,
Там на дереве фрукты висят.
Дедушка сорвал Маринке
Оранжевые апельсинки,
Дал Маринке в кулачки
Красные яблочки,
Дал Маринке жёлтую грушу.
- Ты, Маринка, фрукты кушай.
Вот тебе, Маринка,
Для фруктов корзинка.
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА
- Составление повествовательных рассказов о посещении цирка, зоопарка, парка развлечений (из личного опыта детей) с опорой на рисуночный план.
- Составление творческих рассказов по представлению о лица различных животных, птиц, рыб (картинный план).
- Составление фантастического рассказа о неизученных планетах.
- Составление рассказа по картине с опорой на картинный план.
- Составление рассказа о городе по рисуночному плану.
- Составление рассказа по серии картин.
- Достаточно сложной ступенью в развитии связной речи ребёнка является творческое рассказывание и сочинительство, которое пользуется у детей особой популярностью. В развитии воображения детей художественно-речевое творчество, наряду с другими видами деятельности, играет важную роль. Помочь детям в придумывании рассказов и историй можно с помощью предметных картинок (их может быть любое количество). Дети выкладывают картинки каждый раз в новой последовательности.
- Для использования детского литературного творчества можно предложить придумать «Разноцветные рассказы».
Детям предлагается в качестве исходного наглядного материала полоски бумаги различных цветов, на основе которых, собственно, и придумывается рассказ или сказка. Предварительно перед составлением «Разноцветных рассказов» можно поиграть в игру «Что бывает такого цвета?»
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ, ЗАГАДОК, ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК, ФИЗМИНУТОК.
Овладение наглядным приёмом создания слов сложной слоговой структуры даёт в руки ребёнка инструмент самостоятельной работы со словом. Пользоваться этим инструментом, и была задача данного этапа.
Например: На карточке изображена: земля и лопата – землекоп.
Применение моделирования сократило время для заучивания стихов. Сделало работу более увлекательной, творческой, стимулирующей воображение, память, научило детей логически мыслить.
ЗАГАДКИ
- Стоит Антошка на одной ножке. (гриб) – на карточке схематично изображён человечек на одной ножке).
- Сам – худ, голова – с пуд. (молоток)
- Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)- на карточке изображено несколько схематичных рисунков.
Также схематично могут быть зарисованы пословицы и поговорки.
Когда я ем – я глух и нем.
Без труда – не выловишь рыбку из пруда.
ЗАШИФРОВАННЫЕ СКОРОГОВОРКИ
Идёт пешком мышонок с мешком.
Саша шапкой шишку сшиб.
На окошке мошку – крошку ловит лапой наша кошка.
Дети очень любят запоминать зашифрованные стихи.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
С целью формирования коммуникативной функции и обогащения эмоциональной окраски речи выделяется вид деятельности – театральная деятельность. В зоне театральной деятельности представлены разные виды театров: пальчиковый театр, театр теней, маски, элементы костюмов разных героев.
- пальчиковый театр (этюды на руках);
- настольный театр (различные виды);
- куклы перчатки (пластические этюды на руках);
- куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).
ИГРОВОЙ ДИАЛОГ – это искусственная речевая среда, но имеющая свои преимущества. Искусственно созданные ситуации игрового диалога побуждают ребёнка к свободному речевому общению. Заученный текст вселяет уверенность в своих силах и возможностях. Говорить выразительно и громко за героя (мышонка, слонёнка и т.д.) намного легче, чем за себя.
Игровой диалог помогает преодолеть скованность ребёнка, благотворно влияет на общение, психологическое состояние, вызывая встречную активность, затрагивая интересы и фантазию, развивая воображение.
«ОГУРЕЦ И ПОМИДОР»
Помидор: - Посмотрите, огурец – формы удлинённой,
Говорят, что ты поспел, а совсем зелёный.
Огурец: - Круглый ты и красный – это же прекрасно!
Мы с тобой на диво смотримся красиво!
Помидор: -Ты о чём приятель? Ты о чём дружище?
Огурец: - Я о том, что скоро попадём мы в пищу!
Нас с тобой посолят, сделают салаты,
Ведь зимой холодной овощам все рады!
Игровой диалог можно зарисовать с помощью схем, принести игрушки – героев диалога, могут быть нарисованные герои диалога.
Благодатным материалом для развития связной речи является сказка. Значение её в развитии и воспитании детей трудно переоценить – это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребёнка.
Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой.
Хорошим подспорьем в обыкновенном пересказе сказки служит её модель. Это поэтапная схема действий персонажей. Кроме того, наличие зрительной схемы-плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.
Детям особо полюбилось сочинение ЛЕГО СКАЗОК.
Дети строят из конструктора Лего полюбившихся сказочных персонажей, животных, людей. Педагог предлагает детям решить проблемную ситуацию – построить дом для сказочных героев, спасти принцессу, найти клад и т.д. а дети действуют от лица своих Лего-кукол. Переживая в игре разнообразные эмоции.
В своей работе по сочинению сказок мы используем ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПЕСОЧНИЦУ.
ИГРА «ПРИКОСНОВЕНИЕ ПЕСКА»
Эта игра развивает тактильные ощущения малыша и его воображение.
Ребёнок садится лицом к песчаной площадке и спиной к водящему. Водящий пальцем рисует на спине ребёнка предметы с крупными деталями (дом, солнце, дерево). Ребёнок старается отгадать рисунок и рисует его пальцем на песке.
«КТО ЗДЕСЬ ПРОШЁЛ?»
Цель: продолжать развивать у детей воображение, отражая новые впечатления в речи.
Предлагаем детям приложить к песку раскрытую ладошку, палец, кулак, проехать по песку на игрушечной машине, какие следы оставляют игрушечные животные. Фантазируйте, может, вы даже «найдете» следы невиданных доселе животных?
«ПРЯТКИ, ИЛИ УГАДАЙ НА ОЩУПЬ».
В песочнице спрячьте какую-нибудь игрушку небольшого размера. Ребенок не доложен видеть, кого вы там прячете. Ребёнок на ощупь попробует не только найти игрушку, но и назвать ее. Если ребёнок не может угадать игрушку попросить описать её. (у этой игрушки есть колёса, она гладкая….)
Для сказочного путешествия создаём карту, а по карте дети строят сказочную страну и придумываю сказки. Во время работы с картой дети учатся пользоваться условной меркой, измеряя расстояние, отмеченное на карте.
Из кинетического песка дети любят делать сказочных персонажей, наделяя их чертами характера, придумывая для них приключение.
Детям нравится угадывать выложенные фигуры на песке, и самим загадывать.
Вывод: Умение оперировать заменителями предметов: схемами, моделями, графическими изображениями, дают в руки ребёнку средства познания родного языка, его лексико-грамматических категорий в увлекательно-игровой форме. Работая с моделями, ребёнок научиться не просто наблюдать, быть слушателем, но активно участвовать в речетворческой деятельности, быт энергичным центром предлагаемой работы.
Анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей. Метод наглядного моделирования можно эффективно использовать для формирования речевой и познавательной активности у старших дошкольников с ТНР.
Библиографический список
- Агаева Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования. – Москва,1984.
- Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда/ Н.Е. Арбекова. – М.: Издательство ГНОМ, 2013
- Верёвкина Л.А. Уточнение значения предлога через художественное слово. Дидактическое пособие для логопедов и воспитателей.
- Верёвкина Л.А. Авторский игровой диалог «Родничок». Комплексное коррекционное пособие для воспитателей ДОУ. – Челябинск, 2006
- Верёвкина Л.А. Моделирование как один из приёмов повышения эффективности усвоения лексико-грамматических категорий родного языка.// Образование Курчатовского района: палитра педагогического поиска. Выпуск №3 с.44-46/Составители: Т.А.Фомина, Г.Г.Боровкова, Л.М.Гизатуллина, Л.И.Калашникова.- Челябинск, 2003
- Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005
- Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., 2004
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий 1,2,3 периоды обучения в подготовительной логопедической группе/ О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ, 2014
- Давыдова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 № 1
- Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приёмы: методическое пособие.-М.: Издательство ГНОМ и Д,2003.
- Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с.51 -54 Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2007
- Малетина Н., Пономарева Л. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», журнал «Дошкольное воспитание» №6 2004 г.
- Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед 2002 № 2 с.50–53
- Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед 2005 № 1 с. 7–12
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит — СПб., 1997
Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи — СПб., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников с ОНР.
О некоторых приёмах, которые помогут родителям более успешно работать над связной речью....
Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Р...
Рекомендации родителям "Развитие связной речи у детей 3-4 лет"
Особенности развития связной речи у детей 3-4 лет; требования , предъявляемые к подбору картины, общие принципы обучению рассказыванию....
Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста...
Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников.
В статье подробно описаны формы работы по развитию связной речи и ее основных видов: диалогической и монологической. Даны подробные рекомендации по работе над составлением рассказа-описания, ...
Рекомендации по развитию связной речи.
Рекомендую для ознакомления и использования в работе....
Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу ...