Главные вкладки

    Рекомендации родителям "Развитие связной речи у детей 3-4 лет"
    методическая разработка (младшая группа)

    Особенности развития связной речи у детей 3-4 лет; требования , предъявляемые к подбору картины, общие принципы обучению рассказыванию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rekomendatsii_roditelyam_sr.docx20.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации родителям на тему  «Развитие связной речи у ребенка 3-4 лет»

        Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание. С помощью вопросов родители учат показывать то, что нарисовано на картине. Полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины определяется вопросами.

    Чтобы ребенок лучше понял содержание картины, нужны:

      - предварительная беседа, в которой используется личный опыт ребенка;

      - воспоминание о событиях, сходных с изображенными на картине. Это вызывает у детей оживление, определенный эмоциональный настрой.

       Переход от беседы к рассматриванию картины должен быть логически последовательным и плавным. Важно сразу выделить центральный образ.

    Основной методический прием – вопрос

    С помощью правильных,  последовательных вопросов обеспечивается целостность восприятия картины.

    Переход от анализа одной группы факторов к анализу другой не должен нарушать целостности восприятия картины.

    Далее идет обобщающий рассказ взрослого.

    Неудачные вопросы  побуждают ребенка к простому перечислению и нарушают целостное восприятие картины, снижают интерес ребенка.

    (Пример: Что нарисовано на картине?)

    Речь родителя  должна быть четкой, лаконичной, выразительной, образной, эмоциональной.

    Итак, цель занятия: учить последовательно, осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отличать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.

    Требования предъявляемые к подбору картин

    Младший возраст (3-5 лет )

    Содержание картины должно быть ребенку доступно.

    На картине должно быть изображено то, что детям знакомо (по программе ) игры со знакомыми игрушками, некоторые домашние животные,  дикие (заяц) . В этом возрасте картина почти ни когда не является источником новых знаний .

    Композиция картины должна быть простой, т.е. картины одноплановые.

    Количество персонажей от 1 до 4 .

    Подготовка к восприятию картины 

    Ребенку предлагается для рассмотрения картины, которую они еще не видели. Картину не вносят за ранние, ее показывают ребенку только после подготовки к восприятию.

    Подготовить к восприятию можно с помощью следующих приемов.

    1.        Опора на опыт ребенка – беседа о том, что с ребенком происходило.

    2.        Опора на знание ребенка – краткая беседа, уточняющая какие либо знания ребенка, имеющих отношение к сюжету картины.

    3.        Использование небольших поэтических произведений, загадок.

    4.        Просмотр видеофильмов.

    5.        Послушать грамзаписи.

    Рассматривание картины

    Начинают рассматривать картину с более крупных персонажей, постепенно переходя на мелкие и не возвращаясь  к рассмотренному. Если на картине нет крупных персонажей, то рассматривание начинается с персонажа который несет основную нагрузку ,  если же смысловая нагрузка персонажей одинакова , то начинают с того кто находится на переднем плане .  

    Приемы при рассматривании картины.

    Вопросы

    Работа над названием картины , кличками персонажей .

    Типы вопросов для выяснения общего смысла картины.

    Что вы видите на картине? Например (на картине дети)

    Что делают дети? (Играют с матрешками)

    Вопросы о главном персонаже с которого рассматривается картина .

    Например а как играет М-К. М-К играет с матрешками , расставил чашки . Он хочет их покормить.

    Вопросы требующие сопоставление фактов и простейшего вывода – это вопросы поискового характера : откуда, зачем, почему .

    Эти вопросы заставляют ребенка думать ,размышлять, внимательно всматриваться в картину . Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому в большой степени способствуют развитию речи ребенка.

    Вопросы для перехода от одного персонажу к другому .

    –как мальчик играет , а как девочка играет.

    Вопросы для перехода за пределы изображенного – (что было до этого, что будет потом , вопросы о предшествующих и последующих событиях на изображенных на картине задаются в старшем возрасте.

    Как вы думаете  , что говорит мальчик ?

    Что говорит девочка?  

    Название картины.

    В младшем возрасте название говорит сам взрослый .

    Рассказ взрослого.

    Это должен быть художественный рассказ, а не простое перечисление  объекта, поэтому к нему предъявляются следующие требования.

    А) рассказ взрослого должен быть длинным. Младший возраст –от 7 до 13 предложений Б) чтобы рассказ получился эмоциональным , в него включают фразы содержащие вопрос, восхищение, прямую речь .

    В) предложения в рассказе должны идти в той последовательности, в которой шло рассматривание картины .

    Общие принципы обучению рассказыванию

    1.Основной прием образец взрослого показывает ребенку какой должен быть рассказ по объему, какова последовательность изложения.

    Образец на начальном этапе (3-5лет) дается в начале, повторяя его, ребенок  учится составлять рассказ. Если при повторении образца, ребенок включают свое, взрослый за это его хвалит, поощряя творчество.

    2.Приемы указания к составу рассказа 

    Перед тем как ребенок начнет составлять рассказы, взрослый обязательно должен дать указания  с чего начать, о чем говорить в середине и как закончить .

    3.Прием, анализ детских рассказов  после оценки родитель должен сказать почему рассказчик молодец,  что хорошего было в его рассказе

    Анализ должен даваться после каждого рассказа, что бы ребенок стремился избегать ошибок .

    Что родитель отмечает в детских рассказах:

    1.Любое творчество, даже если рассказчик придумал свою кличку животного .

    2.Внимательность .

    3.Полноту рассказа (начало, середина, конец).

    4.Последовательность.

    5.Выразительность изложения.

    Заключительная часть.

    После знакомства с картиной и ее описания, можно всей семьей сделать куклы (персонажи картины) из разных материалов (картон, ткань, пластилин, глина и т.д.),в дальнейшем используя их для инсценировки действия персонажей на картине (или придумывая новый сюжет), что способствует воображению и развитию связной речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации для совместной работы родителей и ребенка дома по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексическим темам

    Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что это одним из основных условий успешной работы с ребенком. Разработала методически...

    Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

    Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Р...

    Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

    Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста...

    Рекомендации родителям по развитию связной речи у детей 4-5 лет.

    Советы родителям по развитию связной речи у детей 4-5 лет....

    Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

    Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу ...

    Методические рекомендации: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

    Методические рекомендации: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»...