Рекомендации родителям "Развитие связной речи у детей 3-4 лет"
методическая разработка (младшая группа)

Особенности развития связной речи у детей 3-4 лет; требования , предъявляемые к подбору картины, общие принципы обучению рассказыванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_sr.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям на тему  «Развитие связной речи у ребенка 3-4 лет»

    Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание. С помощью вопросов родители учат показывать то, что нарисовано на картине. Полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины определяется вопросами.

Чтобы ребенок лучше понял содержание картины, нужны:

  - предварительная беседа, в которой используется личный опыт ребенка;

  - воспоминание о событиях, сходных с изображенными на картине. Это вызывает у детей оживление, определенный эмоциональный настрой.

   Переход от беседы к рассматриванию картины должен быть логически последовательным и плавным. Важно сразу выделить центральный образ.

Основной методический прием – вопрос

С помощью правильных,  последовательных вопросов обеспечивается целостность восприятия картины.

Переход от анализа одной группы факторов к анализу другой не должен нарушать целостности восприятия картины.

Далее идет обобщающий рассказ взрослого.

Неудачные вопросы  побуждают ребенка к простому перечислению и нарушают целостное восприятие картины, снижают интерес ребенка.

(Пример: Что нарисовано на картине?)

Речь родителя  должна быть четкой, лаконичной, выразительной, образной, эмоциональной.

Итак, цель занятия: учить последовательно, осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отличать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.

Требования предъявляемые к подбору картин

Младший возраст (3-5 лет )

Содержание картины должно быть ребенку доступно.

На картине должно быть изображено то, что детям знакомо (по программе ) игры со знакомыми игрушками, некоторые домашние животные,  дикие (заяц) . В этом возрасте картина почти ни когда не является источником новых знаний .

Композиция картины должна быть простой, т.е. картины одноплановые.

Количество персонажей от 1 до 4 .

Подготовка к восприятию картины 

Ребенку предлагается для рассмотрения картины, которую они еще не видели. Картину не вносят за ранние, ее показывают ребенку только после подготовки к восприятию.

Подготовить к восприятию можно с помощью следующих приемов.

1.        Опора на опыт ребенка – беседа о том, что с ребенком происходило.

2.        Опора на знание ребенка – краткая беседа, уточняющая какие либо знания ребенка, имеющих отношение к сюжету картины.

3.        Использование небольших поэтических произведений, загадок.

4.        Просмотр видеофильмов.

5.        Послушать грамзаписи.

Рассматривание картины

Начинают рассматривать картину с более крупных персонажей, постепенно переходя на мелкие и не возвращаясь  к рассмотренному. Если на картине нет крупных персонажей, то рассматривание начинается с персонажа который несет основную нагрузку ,  если же смысловая нагрузка персонажей одинакова , то начинают с того кто находится на переднем плане .  

Приемы при рассматривании картины.

Вопросы

Работа над названием картины , кличками персонажей .

Типы вопросов для выяснения общего смысла картины.

Что вы видите на картине? Например (на картине дети)

Что делают дети? (Играют с матрешками)

Вопросы о главном персонаже с которого рассматривается картина .

Например а как играет М-К. М-К играет с матрешками , расставил чашки . Он хочет их покормить.

Вопросы требующие сопоставление фактов и простейшего вывода – это вопросы поискового характера : откуда, зачем, почему .

Эти вопросы заставляют ребенка думать ,размышлять, внимательно всматриваться в картину . Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому в большой степени способствуют развитию речи ребенка.

Вопросы для перехода от одного персонажу к другому .

–как мальчик играет , а как девочка играет.

Вопросы для перехода за пределы изображенного – (что было до этого, что будет потом , вопросы о предшествующих и последующих событиях на изображенных на картине задаются в старшем возрасте.

Как вы думаете  , что говорит мальчик ?

Что говорит девочка?  

Название картины.

В младшем возрасте название говорит сам взрослый .

Рассказ взрослого.

Это должен быть художественный рассказ, а не простое перечисление  объекта, поэтому к нему предъявляются следующие требования.

А) рассказ взрослого должен быть длинным. Младший возраст –от 7 до 13 предложений Б) чтобы рассказ получился эмоциональным , в него включают фразы содержащие вопрос, восхищение, прямую речь .

В) предложения в рассказе должны идти в той последовательности, в которой шло рассматривание картины .

Общие принципы обучению рассказыванию

1.Основной прием образец взрослого показывает ребенку какой должен быть рассказ по объему, какова последовательность изложения.

Образец на начальном этапе (3-5лет) дается в начале, повторяя его, ребенок  учится составлять рассказ. Если при повторении образца, ребенок включают свое, взрослый за это его хвалит, поощряя творчество.

2.Приемы указания к составу рассказа 

Перед тем как ребенок начнет составлять рассказы, взрослый обязательно должен дать указания  с чего начать, о чем говорить в середине и как закончить .

3.Прием, анализ детских рассказов  после оценки родитель должен сказать почему рассказчик молодец,  что хорошего было в его рассказе

Анализ должен даваться после каждого рассказа, что бы ребенок стремился избегать ошибок .

Что родитель отмечает в детских рассказах:

1.Любое творчество, даже если рассказчик придумал свою кличку животного .

2.Внимательность .

3.Полноту рассказа (начало, середина, конец).

4.Последовательность.

5.Выразительность изложения.

Заключительная часть.

После знакомства с картиной и ее описания, можно всей семьей сделать куклы (персонажи картины) из разных материалов (картон, ткань, пластилин, глина и т.д.),в дальнейшем используя их для инсценировки действия персонажей на картине (или придумывая новый сюжет), что способствует воображению и развитию связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для совместной работы родителей и ребенка дома по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексическим темам

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что это одним из основных условий успешной работы с ребенком. Разработала методически...

Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Р...

Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста...

Рекомендации родителям по развитию связной речи у детей 4-5 лет.

Советы родителям по развитию связной речи у детей 4-5 лет....

Рекомендации по формированию и развитию связной речи у детей с ОНР (Общее недоразвитие речи) от 4 до 7 лет

Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни...

Развитие связной речи у детей 2-3 лет Аннатация к статье: в статье описывается роль связной речи у малышей 2-3 лет. Даны рекомендации родителям, о том, как помочь ребенку научиться правильно освоить речь.

Развитие связной речи у детей 2-3 летАннатация к статье: в статье описывается роль связной речи у малышей 2-3 лет. Даны рекомендации родителям, о том, как помочь ребенку научиться правильно освоить ре...