Рекомендации по формированию и развитию связной речи у детей с ОНР (Общее недоразвитие речи) от 4 до 7 лет
консультация по логопедии

Барабанщикова Людмила Петровна

Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общение со взрослыми и детьми, формирование личностных качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

Рекомендации

по формированию и развитию связной речи у детей

с  ОНР (Общее недоразвитие речи)

от 4 до 7 лет

Учитель-логопед Барабанщикова Л.П.

МАДОУ №51 «Вишенка»

Рекомендации по формированию и развитию связной речи у детей с  ОНР (Общее недоразвитие речи)

Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общение со взрослыми и детьми, формирование личностных качеств.

Дети могут рассказать о себе, своих товарищах, об интересных эпизодах из собственного опыта.  Однако анализ детских высказываний подтверждает, что их речь еще не соответствует возрастной норме.

Недостатки в сфере фонетики (звукопроизношение),  лексики (словарный запас),  грамматического строя (согласование слов в предложении) с наибольшей отчетливостью проявляются в различных формах монологической речи (рассказ-описание, пересказ, рассказ по картине, и т.д.)

При пересказе помимо речевых трудностей наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности событий, пропуск звеньев событий, действующих лиц. Рассказ-описание для детей малодоступен. Они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Например, описывая машину, ребенок перечисляет: « У нее колеса есть, кабина, кузов, люль (руль), литяг (рычаг) педали, фали, стоб глюз возить (чтобы груз возить). Некоторые дети способны лишь отвечать на вопросы.

Таким образом, у детей с ОНР активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т. п.

Вне специального внимания к речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, не обращаются с вопросами к взрослым, не «оречивляют» игровые ситуации. Это обуславливают недостаточную коммуникативную направленность их речи.

Одним из необходимых условий дальнейшего речевого развития ребенка является  создании мотивации общения (стимул), формирование стремления рассказать о себе, про наблюдениях из жизни семьи и детского сада.

В процессе наблюдения рассказыванию рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него самого возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться впечатлением об увиденном. При этом необходимо создавать благоприятное  речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.

Обучение рассказыванию проводится в соответствии с индивидуальными особенностями.

Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией. Например, взрослый говорит ребенку: «Подойди к столу, возьми красный шар и синий мяч» Потом спросить «Что ты сделал?» - « Я подошел к столу, взял красный  шар и синий мяч» Аналогично ребенку рассказывают о  своих практических действиях (2-3 предложения). Вопросы к ребенку: «Расскажи, как ты убирал игрушки», «Расскажи, как ты помогал маме (воспитателю)»,  «Расскажи, о поездке в цирк, зоопарк и т.д.».  Можно попросить ребенка рассказать о последовательных действиях (после рисования, лепки, конструировании и т.д). Либо ребенок внимательно наблюдает за действиями взрослого и затем подробно рассказывает об увиденном. Составление таких рассказов по демонстрируемым действиям являются важным звеном при обучении детей связным высказываниям.

Рассказы- описания

Процессу обучения детей различным видам рассказов- описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысли детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности. Во время занятий сравниваемые предметы (или картинки) обязательно находятся перед глазами ребенка.

Сначала дети должны определить различия между предметами по их характерным признакам, а затем перейти к описанию сходных признаков.

Обучение детей описанию предметов проводится при прохождении каждой лексической темы («Игрушки»,  «Посуда»,  «Одежда»,  «Овощи»,  «Фрукты» и т. д) Можно использовать домашнюю тетрадь Н.В. Нищевой «Занимаемся вместе».

Первоначально детям предлагается показать предметы определенного цвет, формы, размера и т.д. Например, предложить показать и назвать все красные предметы, все большие или все круглые.

Затем предложить выбрать большие красные и круглые предметы.  Ребенок составляет рассказ – описание: «Это большой, красный, круглый мяч. Он резиновый. Мяч можно ловить, катать, бросать. С мячом играют в футбол»

Навык описания предметов полезно закреплять в ходе выполнения продуктивных видах деятельности  (лепка, рисование, конструирование).

Описанию животных и птиц должна предшествовать работа по рассматриванию их чучел или изображений на картинке.

Примерный лексический материал

Заяц

У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка мягкая, теплая. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.

Кукла Маша

Это большая красивая кукла. У нее длинные светлые волосы, голубые глаза, темные ресницы и брови. Одета Маша в красное шелковое платье с короткими рукавами, на воротнике цветочки. На ногах у Маши белые носочки  и  розовые туфельки.

Дети составляют рассказы-описания любимых игрушек, домашних и диких животных и т.д.  Можно предложить пересказать хорошо знакомую сказку: « Колобок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба» и т.д.

Пересказ художественных текстов

Этот вид работы можно проводить только тогда, когда у ребенка есть фразовая речь ( самостоятельное высказывание из 3-4 предложений). При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и форме изложения.

До начала чтения рассказы нужно объяснять ребенку смысл трудных слов, проговорить их несколько раз. Далее проводится беседа, подводящая к содержанию произведения.

Прочитав рассказ, взрослый задает вопросы с целью выяснить, поняли ли его дети. Только после этого просят пересказать прочитанное. При этом на разных ступенях обучения пересказыванию, применяются различные виды пересказа:

1)        Взрослый пересказывает, а ребенок договаривает.( вставляет слово или предложение)

2)        Если ребенок пересказывает «с большими паузами», то взрослый задает наводящие вопросы.

3)        Перед началом пересказа составить план

4)        Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации. Этот вид работы очень нравиться детям, так как он близок к игровому.

Примерные тексты для пересказа.

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и коньках.

a)        Ответить на вопросы:

        Какое наступило время года?

        Что лежит на земле?

        Куда спрятались звери?

        Кто рад зиме?

        Что делают дети?

      б)        Объяснить значение словосочетаний:

        Деревья голые,

        Кругом снег лежит,

        Звери спрятались в норы.    

       в) Подобрать эпитеты к словам:

        Снег (какой?)- белый, легкий, пушистый, мягкий;

        Коньки (какие?)- железные, острые, блестящие;

        Лыжи (какие?)- желтые, деревянные, короткие.

        г) повторить, кто где живет:

        Медведь в берлоге,

        Белка в дупле,

        Лошадь в конюшне,

        Лиса в норе,

        Собака в конуре.

Запасливый еж

В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж носил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.

      а) Ответь на вопросы:

        Кто жил в лесу?

        Куда приходил еж ночью?

        Что он делал с яблоками?

        Куда он относил яблоки?

        Что еж заготавливал на зиму?

      б)        Объяснить значение словосочетаний:

        Находил яблоки;

        Накалывал на иголки;

        Заготавливал корм.

   

      в) Выучить текст

               Игры на формирование связной речи

Диалоги

Кисонька -  мурысонька        

 -Кисонька - мурысонька,

Где же ты была?

-На крыльце хозяюшку

Целый час ждала.

-Кисонька - мурысонька,

Для чего ждала?

-Чтобы мне хозяюшка

Молочка дала.                

-Где возьмет хозяюшка

Молочка парного?

-Молочко даст добрая,

Пёстрая корова.                

-Кисонька - мурысонька,

Ты на луг ходила?

-Я туда козлёночка

Погулять водила                

-Кисонька - мурысонька

С кем же ты играла?

-Пригласила мышку,

Но она сбежала.

 

Лягушкины покупки

- Откуда идешь ты,

Лягушка-квакушка?

- С базара домой,

Дорогая подружка.

- А что ты купила?

- Все понемножку:

Купила ква-пусту,

Ква-соль и ква-ртошку.                        

Составление описательного рассказа

« Чудесный мешочек»

Подобрать предметы знакомые детям, разложить перед ребенком. После того, как предметы рассмотрели, сложить их в мешочек (2-3 предмета, если ребенок легко справляется, можно добавить еще предметы).

Предложить ребенку отгадать предмет на ощупь. Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нем.

« Узнай по описанию»

Взрослый рассказывает.

        Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа лежит в корзинке что-то круглое, гладкое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его- вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется»0 подумала Наташа. Ребенок помогает ей вспомнить, как называется то, что лежит в корзинке. Такие разговоры- загадки можно вести о разных предметах и явлениях.

Составление рассказа по сюжетной картинке

«Кто больше увидит?»

Перед ребенком большая картина, предложить рассказать, что на ней изображено «Кто больше увидит?». Игра продолжается, пока не названо все существенное. Можно соревноваться друг с другом. Момент соревнования значительно поднимает возможности ребенка. В конце составляется связный рассказ.

Вариант 2: Ребенок рассматривает картинку. Картинка убирается и ребенок рассказывает по памяти, а затем проверяют рассказанное по картинке. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи в ходе краеведческой работы

С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи и в связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Известно, что любое нарушение речи в той или иной степени мож...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи ІІІ уровня

В настоящее время в логопедические группы поступает большое количество детей с общим недоразвитием речи. Развитие речи этих детей значительно отличается от развития речи детей, не имеющих речевых нару...

"Методическая разработка по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"

Речь - это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоцио...

Логопедическое занятие по развитию связной речи для детей с общим недоразвитием речи с интеграцией изобразительной деятельности «Мой ласковый и верный друг»

В занятии дошкольники обучаются составлять описательный рассказ о домашнем животном – собаке посредством создания проблемной ситуации. К детям приходит герой, роль которого исполняет взрослый человек....

Конспект НОД по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Коснпект НОД по развитию связной речи у детей с недоразвитием речи....

Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи

В статье представлен опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по проведению занятий в форме логосказок. Даётся краткая характеристика связной речи детей с ОНР. Раскрывается важное значение испо...