Сенсомоторное развитие у детей с ТНР как основа формирования речи
статья по логопедии (старшая группа)

Серкова Анастасия Александровна

Статья "Сенсомоторное развитие у детей с ТНР как основа формирования речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсомоторное развитие у детей с ТНР как основа формирования речи.

Серкова Анастасия Александровна, воспитатель

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» пгт Смышляевка СП «Детский сад «Янтарик», г. Самара, Самарская область

srkv94@yandex.ru

Проблема развития речи детей дошкольного возраста всегда оставалась актуальной, но сейчас стоит особенно остро проблема недоразвития речи у детей без каких-либо серьезных особенностей здоровья: дети группы норма, с хорошим слухом, физически здоровые, растущие и воспитывающиеся в полных благополучных семьях, не всегда укладываются в возрастные нормы речевого развития, позже начинают разговаривать, часто не умеют полностью сформулировать и озвучить свои мысли.  

Принято считать, что основа правильного развития речи, - это речевое общения детей с окружающими их взрослыми людьми. Предполагается, что у ребенка, который регулярно слушает чужую правильную речь, должным формируется звукоподражание, в процессе звукоподражания он научается артикулировать слоги и слова. В связи с этим, самый популярный совет, который получают родители детей -  это больше разговаривать с ребенком: он должен видеть лицо говорящего, следить за губами. Родители увеличивают свои усилия, стараются говорить с ребенком при любой возможности, но тот так и продолжает общаться отдельными звуками, жестами, слогами. Это заставляет усомниться в том, что развитие речи малыша определяется только количеством времени общения со взрослыми.

В исследованиях психофизиологих особенностей человека было обнаружено, что в коре головного мозга область, которая отвечает за речевые функции и область, которая отвечает за двигательные функции, находятся рядом, речевая и двигательная зона как бы перекрывают друг друга. Отсюда можно предположить, что тренировка кистевого и пальцевого праксика (мелкой моторики), изучение схемы тела, развитие общей, крупной моторики будет оказывать достаточно большое влияние на развитие активной речи ребенка, чем только одно общение с ним, каким бы разнообразным, эмоционально окрашенным оно ни было. Поэтому, мы смело можем сделать вывод о том, что для качественного речевого развития ребенка необходимо удовлетворение его потребности в различных сенсорных ощущениях, двигательной активности, которое будет является стимулом для запуска речи и его дальнейшего развития.

С приходом в нашу жизнь разнообразных гаджетов, их распространением среди молодежи и детей встала проблема гиподинамии. Дети часто проводят много времени перед телевизором, с планшетом/смартфоном в руках, отсюда мы получаем проблему неудовлетворенности сенсорных потребностей, которые могут приводить к:

  • Тактильным дисфункциям: неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения;
  • Вестибулярным дисфункциям: гиперинтенсивность движений, гипоинтенсивность, низкий тонус мышц (артикуляционного аппарата в том числе), нарушении координации;
  • Проприоцептивная дисфункция: неправильная оценка положения тела в пространстве (если ребенок не знает, как управлять своими руками и ногами, как он сможет управлять своим артикуляционным аппаратом?)
  • Аудиальная дисфункция: повышенная реакция на громкие, резкие звуки – страх, тревога, недостаточная реакция на звуки – может не реагировать на обращение по имени, нуждается в частом повторении просьб, стихов и тп.
  • Артикуляционная дисфункция: не может определить источник звука, часто не различает знакомых по голосу, трудно формулирует мысли устно, невнятная речь.

Когда мозг ребенка занят тем, чтобы найти удовлетворение своих потребностей, мы не можем говорить о нормальном речевом развитии. Также нельзя недооценивать артикуляционную гимнастику, но стоит взять во внимание то, что ребенку в принципе важно движение, ему нужно удовлетворить свои потребность в нем, нужно научить ребенка пользоваться своим телом, понимать его расположение относительно окружающего пространства, натренировать вестибулярную систему, развить кистевой и пальцевой праксис, тогда он сможет управлять и своим артикуляционным аппаратом более эффективно.

Возвращаюсь к своей теме: работа по сенсомоторному развитию у детей с ТНР. Что такое сенсомоторное развитие? Это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция). Моторика – двигательная активность организма или отдельных органов. Сенсомоторное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете и положении в пространстве, оно является основой общего умственного развития человека. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается его познание.

У детей с различными речевыми патологиями выявляется отставание в развитии всей моторной сферы, которое проявляется в плохой координации движений, снижении скорости и качестве выполнения заданных движений. Стоит отметить что наибольшие трудности заметны при выполнении заданий по словесной инструкции педагога.

Дети с ТНР часто отстают от обычно развивающихся сверстников в воспроизведении движений по пространственно-временным параметрам: они нарушают последовательность воспроизведения элементов действия, опускают его составные части, упрощают программу заданной деятельности. У них отмечается плохая координация пальцев рук, недоразвитие пальцевого и кистевого праксиса, о важности которого было написано выше.

Сенсомоторное развитие – фундамент речевого развития ребёнка, поэтому необходимо уделять особое внимание развитию сенсорной и моторной сферы ребенка, совершенствовать и развивать его двигательные умения и навыки, мелкую и крупную моторику, максимально обогащать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, восприятие пространства, узнавать схему своего тела.

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Мария Монтессори полагала, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

В практике работы специалистов и воспитателей нашего детского сада с детьми с ТНР мы стараемся максимально использовать игры и упражнения на развитие моторной деятельности детей, обогащатьих сенсорный опыт, давать новые ощущения, тем самым стимулируя его к речи.

  1.      Сенсорные коробки – любая емкость, желательно достаточно большого

размера, наполненная однородным безопасным материалом: песок, вишневые косточки, кофейные зерна, крупы и тп. Также можно использовать воду, откуда ребенок может черпаком доставать различные мелкие предметы (игрушки) определенной тематики или в названии которых один и тот же звук (для автоматизации звука). Ребенок в попытках найти игрушку получает колоссальный сенсорный опыт. Сыпучие материалы успокаивают нервную систему, продуктивная деятельность мотивирует на дельнейшую работу. Важно помнить, что игры с сенсорными коробками нужно проводить исключительно под присмотром взрослого, так как они подразумевают под собой использование мелких деталей.  

  1. Игры с мячом. Игры с мячом нравятся практически всем детям. Начиная с простого: кидаем мяч – слог, ребенок повторяет; далее усложняем: сидя отстукиваем ритм по мячу, например, «БА» - удар, «БА» - удар, «БА» - удар и тд; сложнее: нужно несколько мячиков (по количеству слогов в слове) и бросаем в стену или корзину (координация): «СО[СА]» - бросок, «БА» - бросок, «КА» - бросок. Таким образом, с.  помощью игр с мячом мы автоматизируем звуки, формируем слоговую структуру слов.
  2.      Моторные дорожки. Вариантов наполнения моторной дорожки огромное

множество: ползание по туннелям, хождение по узким мостикам, прыжки по ортопедическим коврикам, подъем по ступенькам, спуск с горок, перешагивание паутинок из лент и так далее. Правила:

  • дорожка - это всегда замкнутая система (мы всегда идём по кругу / квадрату / треугольнику);
  • обязательно нужно проходить ВСЕ этапы (нельзя пропускать препятствия, выбегать за пределы круга)

Моторные дорожки способствуют развитию:

  • навыков моторного планирования (способность понять, спланировать и реализовать незнакомое действие или последовательность движений);
  • координацию и ловкость;
  • представление о схеме собственного тела (где моя рука, где моя нога, где Я заканчиваюсь, как сгруппироваться, чтобы не сбить рукой или головой препятствие и т.п.)
  • навык ориентировки в пространстве;
  • умение доводить начатое до конца (за счёт правил описанных выше).
  1. Составление визуально – ритмических рядов – упражняет в моторном планировании, способности планировать и совершать серию движений. Варианты:
  •     Задаем ребенку определенную последовательность: кубик/палочка/кубик/палочка (можно взять предметы исходя из интересов ребенка), ребенок должен продолжить заданную программу, то есть, ему нужно спрогнозировать свое действие, переключится с одного предмета на другой. В первый раз, возможно, нужна будет помощь в обучении: педагог кладет кубик, ребенок – палочку и тд.
  •     Дальше отрабатываем кистевой и пальцевой праксис. Задаем ребенку программу: кубик – ладошка/кулачок, палочка – палец/два пальца и тп. И таким образом «здороваемся» с предметами особенным способом.
  •    Усложняем и подключаем артикуляционной праксис: кубик – «А», палочка «У», затем усложняем еще и добавляем слоги: кубик - «МА», палочка «ША».

В зависимости от способностей ребенка можно добавлять еще предметы и отрабатывать большее количество слогов.

  1. Игра «Большое и маленькое слово» Развиваем слуховое восприятие. Если слово большое, то широко расставляем руки, маленькое – узко. Например, «МАГНИТОФОН» и «ДОМ». Другой вариант игры: большое слово – кидаем мяч в большую корзину, маленькое – в маленькую.
  2. Также игры на слуховое восприятие: различение квазиомонимов, слов, которые отличаются одним звуком. Здесь стимульным материалом могут быть картинки. Например, «ДОМ» - «ДЫМ», «СОН» - «СОМ», «КАШКА» - «КОШКА» и тп.
  3. Последовательности: простая игра, в которой нужно выложить картинки в правильном порядке и описать то, что происходит на картинках (развитие связной речи).
  4. Графо-моторные дорожки: Игры с графо-моторными дорожками хорошо координируют систему «глаз – рука», позволяют ребёнку научиться концентрировать произвольное внимание.

Таким образом, играя с детьми, мы можем качественно стимулировать их речевую деятельность. Как можно увидеть из описания, игры универсальные: их можно адаптировать под детей с разным уровнем развития, интересами, возрастом. Всегда можно подобрать разный интересный стимульный материал, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и был замотивирован на работу со специалистами и воспитателями.  

Литература.

  1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.
  2. Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада– М.: Просвещение, 2011. –167 с.
  3. Высокова Т. П.: Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. ФГОС ДО, Издательство: Учитель, 2020 г;
  4. Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова И.М. и др.; Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 2010. – 224 с.;
  5. Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 154 c.
  6. Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 320 с.
  7. Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 2013. – 411 с.
  8. Киселев Сергей Юрьевич. Развитие сенсомоторных реакций у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13: Москва, 2010. - 160 c.
  9. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.– Ростов н/Д: Феникс, 2007.– 246 с.
  10. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
  11. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.. Раннее детство: познавательное развитие. Метод. пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012;
  12. Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 176 c
  13. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.; Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Центр сенсомоторного развития для детей младшего дошкольного возраста «Мир под рукой – цветные ладошки»

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей: во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, ...

" Сенсомоторное развитие у детей с нарушениями речи"

Данная консультация для воспитателей логопедической группы....

Развитие мелкой моторики как основа формирования речи детей раннего возраста.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает ...

Сенсомоторное развитие у детей старшего возраста.

"Ум ребенка находится на кончиках пальцев" Сухомлинский В.А....

Игрушка "Бильбоке" как средство сенсомоторного развития у детей с нарушением зрения

У детей с нарушением зрения система сенсорных эталонов и перцептивных действий затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. В результате,  слабо развита мелкая мо...

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В данной статье нам бы хотелось осветить личный педагогический опыт развития сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста в разных видах деятельности....