Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста как основа успешного познания мира
статья по коррекционной педагогике
В статье раскрывается сущность и значение сенсомоторного развития детей дошкольного возраста. Автор определяет ключевые понятия «сенсорные эталоны» и «мелкая моторика», рассматривает их взаимосвязь и влияние на формирование высших психических функций: речи, мышления, воображения и памяти. На основе анализа современных педагогических подходов представлены практические рекомендации по организации развивающей среды и подбору дидактических материалов для эффективного развития сенсомоторики в условиях дошкольной образовательной организации и семьи. Статья предназначена для воспитателей, педагогов-психологов и родителей дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Чушкина А. А.
Воспитатель
Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста как основа успешного познания мира
Аннотация: В статье раскрывается сущность и значение сенсомоторного развития детей дошкольного возраста. Автор определяет ключевые понятия «сенсорные эталоны» и «мелкая моторика», рассматривает их взаимосвязь и влияние на формирование высших психических функций: речи, мышления, воображения и памяти. На основе анализа современных педагогических подходов представлены практические рекомендации по организации развивающей среды и подбору дидактических материалов для эффективного развития сенсомоторики в условиях дошкольной образовательной организации и семьи. Статья предназначена для воспитателей, педагогов-психологов и родителей дошкольников.
Ключевые слова: сенсомоторное развитие, мелкая моторика, сенсорные эталоны, дошкольный возраст, дидактическая игра, познавательная деятельность.
Введение
Раннее и дошкольное детство является сензитивным периодом для становления фундаментальных психических процессов, основу которых составляют сенсомоторные навыки. Сенсомоторика (от лат. *sensus* – чувство, ощущение и *motor* – двигатель) – это взаимосвязанный процесс развития восприятия (сенсорики) и формирования движений (моторики). По мнению Л.А. Венгера, именно через восприятие свойств и отношений объектов и овладение двигательными действиями ребенок познает окружающую действительность [2]. Актуальность темы обусловлена тем, что полноценное сенсомоторное развитие выступает необходимым условием для успешного освоения любой детской деятельности (игровой, продуктивной, учебной) и подготовки ребенка к школьному обучению.
1. Сущность и компоненты сенсомоторного развития
Сенсомоторное развитие дошкольника включает два тесно взаимосвязанных компонента:
- Формирование сенсорных эталонов – это усвоение общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. К ним относятся:
- Цвета (спектра и ахроматические);
- Формы (геометрические фигуры);
- Величины (большой-маленький, длинный-короткий и т.д.);
- (речевые и музыкальные);
- Вкусы и запахи.
Как отмечала А.В. Запорожец, усвоение сенсорных эталонов позволяет ребенку обобщать свой чувственный опыт и более точно анализировать окружающий мир [3].
2. Развитие моторики, которое, в свою очередь, делится на:
- Крупную моторику (координация движений тела, равновесие).
- Мелкую моторику – согласованные движения кистей и пальцев рук, которые являются неотъемлемой частью многих видов деятельности (письмо, рисование, застегивание пуговиц). Исследования М.М. Кольцовой доказали прямую связь между развитием тонких движений пальцев рук и становлением речевой функции, так как центры мозга, отвечающие за речь и движения пальцев, находятся в непосредственной близости [4].
Таким образом, рука ребенка в дошкольном возрасте является не только органом движения, но и органом познания.
2. Практические аспекты развития сенсомоторных навыков
Эффективное развитие сенсомоторной сферы требует создания насыщенной развивающей среды и систематической работы. Основной формой деятельности для дошкольника является игра, поэтому все развивающие задачи должны решаться в игровой форме.
Направления и методы работы:
1. Дидактические игры и игрушки:
- Сенсорные: пирамидки, матрешки, сортеры, рамки-вкладыши, мозаики. Они учат соотносить предметы по размеру, форме и цвету.
- Тактильные: «Волшебный мешочек» с мелкими предметами, коврики с различными текстурами, игры с крупами, песком, водой. Эти игры развивают осязание и тактильную чувствительность.
2. Продуктивные виды деятельности:
- Лепка (из пластилина, глины, теста) идеально развивает как чувство формы, объема, так и силу пальцев.
- Аппликация и рисование (карандашами, кистью, пальцами) способствуют формированию зрительно-моторной координации и чувства цвета.
- Конструирование из различного материала (кубики, Лего, природный материал) развивает пространственное мышление и глазомер.
3. Повседневные действия и упражнения:
- Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, завязывание шнурков.
- Лепка из теста во время совместного приготовления пищи.
- Перебирание крупы, нанизывание бус, закручивание гаек.
Важно подчеркнуть роль взрослого как организатора и партнера. Взрослый не только предоставляет материал, но и эмоционально поддерживает ребенка, комментирует его действия, ставит проблемные задачи («Какой шарик больше?», «Какого цвета этот кубик?»), что стимулирует познавательную активность, о чем пишет в своих работах Н.А. Короткова [5].
Заключение
Развитие сенсомоторных навыков является краеугольным камнем в формировании целостной картины мира у ребенка-дошкольника. Целенаправленная, систематическая работа в этом направлении, интегрированная в игровую и повседневную деятельность, позволяет не только подготовить руку к письму и развить восприятие, но и заложить прочный фундамент для интеллектуального, речевого и творческого развития личности. Сотрудничество педагогов и родителей в создании богатой сенсомоторной среды обеспечит условия для успешного становления каждого ребенка.
Список литературы
1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
2. Венгер Л.А. Развитие способностей к наглядному моделированию // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3. – С. 12-15.
3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
4. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – М.: Сага, 2002. – 224 с.
5. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2007. – 208 с.
6. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста как основа успешного эстетического образования в начальной школе.
Выступление на региональной конференции по гуманной педагогике. Защита программы по творческому исполнительству....

"Пластилинография-один из способов формирования сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста и интеллектуальными ограничениями".
Увлекательные занятия с пластилином позволяют развивать осноовное новообразование дошкольного детства - воображение!...

МАСТЕР- КЛАСС «Использование дидактических пособий ПМК «Мозаичный парк» в процессе работы по развитию сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста в условиях семьи»
Цель мастер-класса: презентация опыта работы по внедрению в практику программно-методического комплекса «Мозаичный парк» в условиях логопункта в рамках системы работы с родителями....

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста, как основы для формирования навыков каллиграфического письма ( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)
( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)...

План по самообразованию «Развития певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора»
laquo;Развития певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора»...

Дидактическая игра как средство развития сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-в...
«Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством различных видов игры».
Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский....
