Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста как основа успешного познания мира
статья по коррекционной педагогике

Анна Александровна Чушкина

В статье раскрывается сущность и значение сенсомоторного развития детей дошкольного возраста. Автор определяет ключевые понятия «сенсорные эталоны» и «мелкая моторика», рассматривает их взаимосвязь и влияние на формирование высших психических функций: речи, мышления, воображения и памяти. На основе анализа современных педагогических подходов представлены практические рекомендации по организации развивающей среды и подбору дидактических материалов для эффективного развития сенсомоторики в условиях дошкольной образовательной организации и семьи. Статья предназначена для воспитателей, педагогов-психологов и родителей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chushkina_a.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Чушкина А. А.

Воспитатель

 

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста как основа успешного познания мира

Аннотация: В статье раскрывается сущность и значение сенсомоторного развития детей дошкольного возраста. Автор определяет ключевые понятия «сенсорные эталоны» и «мелкая моторика», рассматривает их взаимосвязь и влияние на формирование высших психических функций: речи, мышления, воображения и памяти. На основе анализа современных педагогических подходов представлены практические рекомендации по организации развивающей среды и подбору дидактических материалов для эффективного развития сенсомоторики в условиях дошкольной образовательной организации и семьи. Статья предназначена для воспитателей, педагогов-психологов и родителей дошкольников.

Ключевые слова: сенсомоторное развитие, мелкая моторика, сенсорные эталоны, дошкольный возраст, дидактическая игра, познавательная деятельность.

Введение

Раннее и дошкольное детство является сензитивным периодом для становления фундаментальных психических процессов, основу которых составляют сенсомоторные навыки. Сенсомоторика (от лат. *sensus* – чувство, ощущение и *motor* – двигатель) – это взаимосвязанный процесс развития восприятия (сенсорики) и формирования движений (моторики). По мнению Л.А. Венгера, именно через восприятие свойств и отношений объектов и овладение двигательными действиями ребенок познает окружающую действительность [2]. Актуальность темы обусловлена тем, что полноценное сенсомоторное развитие выступает необходимым условием для успешного освоения любой детской деятельности (игровой, продуктивной, учебной) и подготовки ребенка к школьному обучению.

1. Сущность и компоненты сенсомоторного развития

Сенсомоторное развитие дошкольника включает два тесно взаимосвязанных компонента:

  1. Формирование сенсорных эталонов – это усвоение общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. К ним относятся:
  • Цвета (спектра и ахроматические);
  • Формы (геометрические фигуры);
  •  Величины (большой-маленький, длинный-короткий и т.д.);
  •  (речевые и музыкальные);
  •  Вкусы и запахи.

    Как отмечала А.В. Запорожец, усвоение сенсорных эталонов позволяет ребенку обобщать свой чувственный опыт и более точно анализировать окружающий мир [3].

2. Развитие моторики, которое, в свою очередь, делится на:

  • Крупную моторику (координация движений тела, равновесие).
  •  Мелкую моторику – согласованные движения кистей и пальцев рук, которые являются неотъемлемой частью многих видов деятельности (письмо, рисование, застегивание пуговиц). Исследования М.М. Кольцовой доказали прямую связь между развитием тонких движений пальцев рук и становлением речевой функции, так как центры мозга, отвечающие за речь и движения пальцев, находятся в непосредственной близости [4].

Таким образом, рука ребенка в дошкольном возрасте является не только органом движения, но и органом познания.

2. Практические аспекты развития сенсомоторных навыков

Эффективное развитие сенсомоторной сферы требует создания насыщенной развивающей среды и систематической работы. Основной формой деятельности для дошкольника является игра, поэтому все развивающие задачи должны решаться в игровой форме.

Направления и методы работы:

1. Дидактические игры и игрушки:

  • Сенсорные: пирамидки, матрешки, сортеры, рамки-вкладыши, мозаики. Они учат соотносить предметы по размеру, форме и цвету.
  •  Тактильные: «Волшебный мешочек» с мелкими предметами, коврики с различными текстурами, игры с крупами, песком, водой. Эти игры развивают осязание и тактильную чувствительность.

2.  Продуктивные виды деятельности:

  • Лепка (из пластилина, глины, теста) идеально развивает как чувство формы, объема, так и силу пальцев.
  • Аппликация и рисование (карандашами, кистью, пальцами) способствуют формированию зрительно-моторной координации и чувства цвета.
  • Конструирование из различного материала (кубики, Лего, природный материал) развивает пространственное мышление и глазомер.

3.  Повседневные действия и упражнения:

  • Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, завязывание шнурков.
  •  Лепка из теста во время совместного приготовления пищи.
  • Перебирание крупы, нанизывание бус, закручивание гаек.

Важно подчеркнуть роль взрослого как организатора и партнера. Взрослый не только предоставляет материал, но и эмоционально поддерживает ребенка, комментирует его действия, ставит проблемные задачи («Какой шарик больше?», «Какого цвета этот кубик?»), что стимулирует познавательную активность, о чем пишет в своих работах Н.А. Короткова [5].

Заключение

Развитие сенсомоторных навыков является краеугольным камнем в формировании целостной картины мира у ребенка-дошкольника. Целенаправленная, систематическая работа в этом направлении, интегрированная в игровую и повседневную деятельность, позволяет не только подготовить руку к письму и развить восприятие, но и заложить прочный фундамент для интеллектуального, речевого и творческого развития личности. Сотрудничество педагогов и родителей в создании богатой сенсомоторной среды обеспечит условия для успешного становления каждого ребенка.

Список литературы

1.  Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

2.  Венгер Л.А. Развитие способностей к наглядному моделированию // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3. – С. 12-15.

3.  Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.

4.  Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – М.: Сага, 2002. – 224 с.

5.  Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2007. – 208 с.

6.  Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста как основа успешного эстетического образования в начальной школе.

Выступление на региональной конференции по гуманной педагогике. Защита программы по творческому исполнительству....

"Пластилинография-один из способов формирования сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста и интеллектуальными ограничениями".

Увлекательные занятия с пластилином  позволяют развивать осноовное новообразование дошкольного детства - воображение!...

МАСТЕР- КЛАСС «Использование дидактических пособий ПМК «Мозаичный парк» в процессе работы по развитию сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста в условиях семьи»

Цель мастер-класса: презентация опыта работы по внедрению в практику программно-методического комплекса «Мозаичный парк» в условиях логопункта в рамках системы работы с родителями....

План по самообразованию «Развития певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора»

laquo;Развития певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора»...

Дидактическая игра как средство развития сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-в...

«Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством различных видов игры».

Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский....