Развитие творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста как основа успешного эстетического образования в начальной школе.
методическая разработка по музыке по теме

Выступление на региональной конференции по гуманной педагогике. Защита программы по творческому исполнительству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_muzykalnyh_sposobnostey.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие творческих музыкальных способностей детей

дошкольного возраста как основа успешного эстетического

образования в начальной школе

Новик М.Р. музыкальный руководитель

дошкольного отделения МБОУ «Гимназия №1» г.Ангарска

Искусство – необходимая часть жизни человека. Искусство – это его душа.  «Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе», - повторяем мы постоянно и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании ребёнка с раннего детства. Ищем, пробуем, экспериментируем. Но жизнь меняется стремительно. Каждый год в первый класс приходят совершенно новые дети. Иное поколение. Мыслят всё быстрее, информации о фактах, событиях – всё больше. Вот только удивляются всё меньше, меньше восхищаются, негодуют. Спокойны в однообразном круге интересов: куклы Барби, компьютеры.… Но ведь общество нуждается в активных творческих людях. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах? Как заставить «душу трудиться»?

Проблема обучения игре на музыкальных инструментах заключается в том, что в сегодняшней практике детского сада методика преподавания строится на уровне буквенных, цифровых и цветовых обозначений клавишей, т.е. на искусственной основе, не развивающей слуховое восприятие ребёнка.

Программы по музыкальному воспитанию ставят задачу подбора мелодии по слуху от разных звуков, но методику обучения не предлагают, рассчитывая на творчество педагога. А ведь подбор мелодии по слуху, это один из аспектов развития музыкальности ребёнка. Всё народное творчество всех стран основано на слуховой импровизации. Многие великие композиторы начинали не с азов игры по нотам, а именно с подбора по слуху.

Мой авторский замысел заключается в том, чтобы в простейшей форме, доступной дошкольникам, раскрыть им волшебство музыки в целом, и в частности дать простые формы раскрытия своих музыкальных способностей: научить подбору по слуху, умению пользоваться своим личным музыкальным инструментом – голосом, создавать свои музыкальные творения – сочинять музыку. И вот, 2007 году, мною была разработана программа «Поём и аккомпанируем» в основу которой были положены ранее разработанные мною системы занятий и упражнений для развития голоса у детей дошкольного возраста и самостоятельного подбора мелодии по слуху.

Применив эти занятия в работе с детьми, интегрировав в единую систему, я обнаружила, что дети без особого труда начинают самостоятельно подбирать мелодию на хроматических инструментах, сочинять, пытаются сами себе аккомпанировать, в общем – проявлять творчество. И я решила этот творческий процесс урегулировать, дать ему направленность на потребность творить и создавать что-то своё, чтобы ребёнок почувствовал себя не просто пробующим исполнителем, а настоящим композитором, который, при достаточной подготовке, сможет всё!

Предлагаемая программа решает эту проблему постепенно и последовательно, от простого к более сложному, начиная со знакомства со звуком и незаметно переходя к сочинительству. В данных занятиях ребёнку предоставляется возможность побыть и музыкантом-исполнителем, и актёром, и исследователем, и композитором, и даже изготовителем музыкальных инструментов. Ребёнок самостоятельно, неожиданно для себя, раскрывает в себе талант, он саморазвивается. А самостоятельный путь развития – это важный компонент для развития творческой личности в современном обществе. Ведь главное – не научиться чему-то, а поверить в то, что ты – можешь всё, если захочешь, поверить, что главное богатство  сокрыто в тебе самом. Данная программа ненавязчиво решает эту проблему и способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка. В этом её особенность, новизна и оригинальность в отличие от уже существующих программ.

Образовательная деятельность осуществляется через развитие музыкальности детей: эффективно развивается метроритмическое чувство, навыки элементарного импровизационного сочинительства, тембровый, интонационно-речевой и ладовый слух, его чуткость, реактивность, быстрота, а также развитие социально-коммуникативных качеств.

Деятельность строится по принципу – от простого к сложному и имеет тематическую направленность: такие темы, как «Игры голосом», «Игра со звуками», «Шаловливые нотки», «Учимся «чисто»  петь», «В гостях у нотопузиков», «Моделирование мелодии», «Игра в «раздвоение» или «Ансамбль» - говорят сами за себя, и предполагают великое множество творческих проявлений в разработках.   После каждой пройденной темы мы с детьми устраиваем тематический праздник или музыкальное шоу, а в конце года мы проводим музыкальный фестиваль.

Использование методов и приёмов разнообразно: от наглядности и исследования самого инструмента, до моделирования мелодии и выкладывания нот на нотном стане. Дети даже могут превращаться в нотки и разыгрывать мини-спектакли: для этого мы изготовили костюмы ноток с  шапочками и атрибутикой. Все использованные методы и приёмы доступны по возрасту и легко усваиваются детьми, т.к. большинство занятий проходит в игровой форме. Использование картотеки с наглядными инструментами помогает не только запомнить инструмент и его название, но и найти его место в составе оркестра. А метод рисования воображаемой кистью помогает развить звуковысотный слух и вокальные качества ребёнка.

Разнообразны и формы организации нашей творческой деятельности. Такое занятие, как «Музыкальные бусы», требует большего пространства, и дети в процессе занятия учатся ориентироваться в нём. А занятие «Музыка в кухне» - требует большого количества кухонных принадлежностей, которые мы собираем вместе с родителями. Занятие «Рисуем музыку» требует интеграции с изодеятельностью.

В течение года проводятся несколько музыкальных праздников, где дети выступают со своим оркестром. А в конце года проводится Фестиваль детского творчества, где мы показываем результаты своих наработок. Такие формы организации помогают детям легче усваивать материал и в то же время показывать свои достижения. В нашем музыкальном зале отведено место для детского творчества – мы оформляем красочно детские музыкальные сочинения, чтобы и дети и родители могли видеть, а на праздниках и слышать наши композиторские наработки.

Отличительные черты организации такого образовательного процесса в том, что ребёнок учится - играя, в то время как этот же материал в музыкальных школах преподносится в строгой учебной деятельности (сольфеджио), где ребёнок вынужден часами просиживать за инструментом или столом, заучивая ноты и их расположение на нотном стане. Здесь же ребёнок самостоятельно или совместно с другими детьми может: придумать сказку, спеть её, нарисовать, и с удовольствием выполнить творческое домашнее задание. (Кстати: дети, занимающиеся по такой программе, в музыкальную школу поступают только с высшими баллами). И это ещё не всё: мало придумать мелодию – надо её подобрать на инструменте, но чтобы она зазвучала необходим аккомпанемент. Выбор стиля, жанра – это ещё один творческий подход ребёнка к творчеству. Выбор инструментов оркестра для аккомпанемента и самостоятельное разучивание с другими детьми – дети считают это своим наивысшим достижением, они в этот момент даже ведут себя как «музыкальные руководители».

Очень важно в процессе музыкального воспитания ребёнка ориентироваться на конечный результат – духовное совершенствование, развитие культурного потенциала посредством формирования творческой направленности личности на выполнение трудовых процессов, учебной и самостоятельной деятельности.

Что особо радует, так это то, что ребёнок, приходя в гимназию, продолжает свой творческий путь. Эстетическая направленность гимназического процесса позволяет ребёнку продолжить своё дальнейшее развитие в любом творческом коллективе. В тесном сотрудничестве со специалистами эстетического отделения мы проводим совместные музыкальные праздники, фольклорные посиделки, творческие фестивали. Выпускники дошкольного отделения, продолжая свой творческий путь в составе гимназического комплекса, участвуют в городских мероприятиях и конкурсах, и занимают передовые места. Четыре выпускницы участвовали в городском конкурсе «Мисс Снегурочка» - Степанова Полина и Картапольцева Маша стали победительницами конкурса. А наш выпускник Володя Ильин несколько раз становился дипломантом региональных и Всероссийских конкурсов молодых композиторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих изобразительных способностей детей дошкольного возраста, через нетрадиционные техники». Опыт работы.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так - как оно связано с самостоятельной практической  деятельностью  ребенка.  По...

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Метод ТВОРЧЕСКИх ПРОЕКТов КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Одной из главных задач дошкольного музыкального воспитания детей является развитие музыкальны...

Педагогический творческий долгосрочный проект «Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Краткое описание проекта: Проект направлен на развитие вокальных навыков у детей  дошкольного возраста. В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают вокальные упражне...

Применение нестандартного дидактического материала (бусы) на музыкальных занятиях для развития творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Предлагается практический музыкальный  материал с бусами : игры, песенки для развития творческих музыкальных способностей  детей разного дошкольного возраста....