"Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста посредством техники «миллефиори» в пластилиновой лепке"
статья
В статье рассматривается потенциал адаптированной для дошкольного возраста техники «миллефиори» в работе с пластилином как средства целенаправленного развития сенсомоторных навыков. Обоснована актуальность методики в контексте требований ФГОС дошкольного образования к формированию предпосылок учебной деятельности и поддержке детской инициативы. Определены цель, задачи и предполагаемые результаты педагогической деятельности. Приводятся примеры практической организации работы, демонстрирующие интеграцию образовательных областей. Статья адресована педагогам дошкольного образования, специалистам дополнительного образования и заинтересованным родителям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста посредством техники «миллефиори» в пластилиновой лепке
Аннотация: В статье рассматривается потенциал адаптированной для дошкольного возраста техники «миллефиори» в работе с пластилином как средства целенаправленного развития сенсомоторных навыков. Обоснована актуальность методики в контексте требований ФГОС дошкольного образования к формированию предпосылок учебной деятельности и поддержке детской инициативы. Определены цель, задачи и предполагаемые результаты педагогической деятельности. Приводятся примеры практической организации работы, демонстрирующие интеграцию образовательных областей. Статья адресована педагогам дошкольного образования, специалистам дополнительного образования и заинтересованным родителям.
Ключевые слова: сенсомоторное развитие, мелкая моторика, дошкольный возраст, пластилиновая лепка, техника миллефиори, ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие.
Актуальность. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является развитие у детей мелкой моторики, а также способности к созидательному труду и преобразованию материалов [1]. Сенсомоторные навыки, представляющие собой согласованную работу органов чувств и двигательной системы, являются фундаментом для становления высших психических функций: речи, мышления, воображения, произвольного внимания. Современные исследования подчеркивают прямую связь между степенью развития тонкой моторики пальцев рук и речевым, а также интеллектуальным развитием ребенка [2].
В этом контексте поиск и внедрение инновационных, увлекательных для ребенка методик, которые естественным образом стимулируют сенсомоторную интеграцию, представляются особо значимыми. Адаптированная для детей техника «миллефиори» (от итал. *millefiori* — «тысяча цветов») — создание узоров путем составления и раскатывания разноцветных пластилиновых жгутиков — отвечает данному запросу. Она сочетает в себе достоинства классической лепки (тактильное воздействие, регулирование мышечного усилия) с элементами конструирования, цветовосприятия и предматематической подготовки, что полностью соответствует принципам интеграции образовательных областей, заложенным во ФГОС ДО.
Цель: теоретическое обоснование и разработка методических аспектов использования техники «миллефиори» в пластилиновой лепке для целенаправленного развития сенсомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать требования ФГОС ДО и современные педагогические подходы к развитию сенсомоторной сферы дошкольников.
2. Определить диагностический инструментарий для оценки уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
3. Разработать и систематизировать этапы освоения техники «миллефиори» детьми 5-7 лет с учетом принципа «от простого к сложному».
4. Описать организацию предметно-пространственной среды, способствующей самостоятельной экспериментальной деятельности детей с материалом.
5. Предложить примеры интеграции деятельности по лепке в технике «миллефиори» с другими образовательными областями: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Основное содержание.
Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте является краеугольным камнем образовательного процесса. Как отмечают исследователи, именно рука познает, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными образами в единые целостные представления [3]. Техника «миллефиори», изначально использовавшаяся в стеклодувном искусстве, в адаптированном виде предлагает ребенку действовать по четкому алгоритму, который, однако, оставляет широкий простор для творчества.
Этапы освоения техники и их вклад в развитие навыков:
1. Подготовительный этап: развитие мышечного усилия и дифференциации движений. Дети учатся разогревать пластилин, раскатывать его в ладонях и на доске в длинные «колбаски» разного цвета. Это простое действие прекрасно развивает силу и координацию обеих рук, синхронность движений, способность контролировать нажим. На данном этапе эффективны игры-задания: «Сделай самую длинную колбаску», «Сделай тонкую, как спагетти, и толстую, как бревно».
2. Основной этап: конструирование узора-среза и развитие зрительно-моторной координации. Из подготовленных жгутиков дети составляют простые композиции на плоскости (линии, решетки, геометрические фигуры), а затем аккуратно соединяют их в единый плотный «рулет». Ключевая операция — аккуратное, равномерное скручивание и обкатывание для получения ровного, слитного цилиндра. Это действие требует исключительной точности, сосредоточенности и согласованности работы глаз и рук. Происходит тренировка произвольного внимания и пространственного мышления.
3. Заключительный этап: тонкая работа и анализ результата. Взрослый помогает ребенку сделать тонкие поперечные срезы с получившегося «рулета» пластиковым ножом. На срезе появляется повторяющийся узор. Дети рассматривают, анализируют получившийся рисунок, сравнивают с первоначальным замыслом. Срезы можно использовать для создания более сложных композиций (украшение открытки, рамки для фото, создание брелока). Работа с ножом требует дальнейшего совершенствования мелкой моторики и развития бимануальных навыков (координации обеих рук)
Интеграция с образовательными областями ФГОС ДО:
* Познавательное развитие: классификация цветов, сравнение толщины и длины жгутов, работа с симметрией и узором, понимание части и целого (срез – часть рулета).
* Речевое развитие: обогащение словаря (миллефиори, жгут, срез, рулет, узор, орнамент), развитие связной речи при описании этапов работы и получившегося результата.
* Социально-коммуникативное развитие: работа в парах при создании сложного узора, развитие навыков планирования, терпения, доведения начатого дела до конца, взаимопомощи.
Организация среды. Для успешной реализации методики необходимо создать центр художественного творчества, оснащенный качественным пластилином ярких цветов, хорошей смачивающейся пластиковой доской, безопасными пластмассовыми стеками и ножами для резки, образцами простых узоров. Важно предоставлять детям возможность для свободного экспериментирования с материалом вне регламентированных занятий.
Заключение.
Таким образом, систематическое использование адаптированной техники «миллефиори» в работе с детьми дошкольного возраста представляет собой эффективный инновационный метод развития сенсомоторных навыков. Он полностью соответствует принципам ФГОС ДО: поддерживает детскую инициативу и самостоятельность, реализуется в специфических для дошкольников видах деятельности (игре, изобразительном творчестве), строится на интеграции образовательных областей и носит личностно-развивающий характер. Поэтапное освоение техники обеспечивает поступательное развитие тонкой моторики, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и эстетического восприятия, создавая прочную базу для последующего успешного обучения в школе.
Список используемых источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155).
2. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. – СПб.: Лань, 1996. – 32 с.
3. Любина, Г. А. Рука развивает мозг / Г. А. Любина // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. – С. 31-34.
4. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа / И. А. Лыкова. – М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 208 с.
5. Казакова, Т. Г. Развитие у дошкольников творчества / Т. Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
консультация для родителей...

МАСТЕР- КЛАСС «Использование дидактических пособий ПМК «Мозаичный парк» в процессе работы по развитию сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста в условиях семьи»
Цель мастер-класса: презентация опыта работы по внедрению в практику программно-методического комплекса «Мозаичный парк» в условиях логопункта в рамках системы работы с родителями....

"Развитие графомотрных навыков у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
quot;Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев" ...

Отчет по педагогической деятельности Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений
развитие твоческих навыков у дошкольников...

Дидактическая игра как средство развития сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-в...
«Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством различных видов игры».
Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский....

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста как основа успешного познания мира
В статье раскрывается сущность и значение сенсомоторного развития детей дошкольного возраста. Автор определяет ключевые понятия «сенсорные эталоны» и «мелкая моторика», рассмат...
