Формирование связной речи у дошкольников в проектной деятельности
консультация по логопедии

Бутова Наталья Петровна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Развитие связной речи дошкольников через проектную деятельность»

Цели проектной деятельности

• Развитие и совершенствование связной речи, и активной познавательной деятельности дошкольников.

• Влияние художественной литературы на развитие связной речи дошкольников.

Задачи

• Изучить условия развития связной речи ребенка дошкольного возраста.

Определить значение художественной литературы для развития связной речи дошкольников

• Сотрудничать с родителями с целью повышения педагогической грамотности по речевому развитию дошкольников.

• Обучать детей умению давать полные ответы на вопросы взрослого, составлять коллективные и индивидуальные рассказы по плану с опорой на сюжетные картины.

Формировать темп и выразительность речи, чёткость дикции

• Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.

• Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки

• Речь – это средство социального общения, средство высказывания и понимания.

• Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное.

Предмет изучения

• использование произведений художественной литературы [описание сюжетных картин, анализ текстов] в процессе развития связной речи дошкольников.

• процесс формирования связной речи в дошкольном возрасте.

Основные формы развития речи

• Специальные занятия по развитию речи.

• «Пальчиковые», дидактические игры

• Использование произведений художественной литературы (описание сюжетных картин, анализ текстов).

• Работа по развитию речи детей в свободном общении их с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, общении их друг с другом.

• Во время не речевых специальных занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепки, конструированию, физкультуре, музыкальных

• Основной вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги - исследователи и практики дошкольного дела О. И. Соловьева, Т. А. Маркова, A. M. Бородич, В. В. Гербова и др. Параллельно исследования вели и психологи - Л. С. Выготский, В. И. Ядэшко и др. Основной результат их исследований - выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Наличие интеллекта, т. е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, предоставления, воображения, мышления, а также речь - это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью.

• Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально : у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной ступенью эта способности совершенствуется. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений. Это является одним из главных условий овладения ребенком связной речью, условием ее развития и совершенствования.

Актуальность

• Особое значение в дошкольном возрасте приобретает знакомство с родной литературой, с текстом художественных произведений. Это является одним из главных условий овладения ребёнком связной речью, условием её развития и совершенствования. Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической и монологической речи, использовать средства художественной выразительности язык и его грамматических средств.

• Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

• Связная речь выполняет важнейшее социальное функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

• Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

• В работе по развитию связной речи дошкольников используются различные игры: игры – драматизации, дидактические игры, подвижные игры, словесные игры. Используются также инновационные технологии – сказкотерапию и мнемотехнику. Часто используются литературные викторины. Проводятся с родителями индивидуальные и групповые консультации на темы: ««Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка»«Профилактика нарушений звукопроизношения у детей» и др. Также проводятся открытые занятия«Путешествие в сказочную страну звуков и букв»«Я слова найду везде».

• Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале.

Образовательные темы

• Мир сказок.

• Что такое хорошо, что такое плохо.

• «Уж небо осенью дышало…»

• Ох уж эти басни.

• Наши любимые книги.

• Малые фольклорные формы.

• Наши игрушки. Стихи А. Барто.

• Картины художников.

• Мои любимые герои.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность, как средство формирования связной речи у дошкольников

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием связной речи у дошкольников...

Театрализованная деятельность, как средство формирования связной речи у дошкольников презентация

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием связной речи у дошкольников...

Театрализованная деятельность, как средство формирования связной речи у дошкольников.

Театрализованная деятельность, как средство формирования связной речи у дошкольников...

Проект «Хочу все знать» (формирование связной речи у дошкольников с ОНР с использованием технологии проектной деятельности с элементами экспериментирования)

Проект «Хочу все знать», с применением технологии проектной деятельности с элементами экспериментирования создан с целью качественного обогащения словарного запаса за счёт формирования у с...

Выступление на педагогическом совете «Использование связной речи у дошкольников в проектной деятельности»

Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления - самый благородный; Путь подражания - самый лёгкий; Пу...

Выступление на педагогическом совете "Использование связной речи у дошкольников в проектной деятельности"

Проблема нарушение речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необх...